Как формируется журналистская версия и как она проверяется
Под версией подразумевается: предположение о том, почему (например, было совершено убийство), что стало причиной? кому это выгодно? кто может являться участником? и тд. Сбор материала является самой трудоемкой частью работы над формированием версии. Методы проверки и сбора информации: 1. Следить за событиями связанными с делом. 2. Обращать внимание на детали (реплики, намеки, и даже сплетни, активно пользоваться интернетом) Но не нужно воспринимать все вышесказанное серьезно, нужно только принять информацию во внимание. 3. Методы интервью и беседы. 4. Можно применить метод эксперимента (но эксперимент не считается офиц. признанным методом о котором пишут в учебниках, но Пищаев о нем говорил) 5. Важно оценить и взвесить перспективность темы. Особенно, если тема настолько серьезна, что ее расследование может угрожать жизни или здоровью журналиста. Важно понять, стоит ли рисковать? Будет ли тема интересна читателям? Будет ли эта тема новой? и тд. 6. Одним из важнейших методов является работа с документами, фотографиями , т.е с ФАКТАМИ. Только на основе проверенных фактов можно выстраивать журналистскую версию.
27. Прием «перемены профессии» в журналистском расследовании. Цели и задачи.
Смысл ролевого репортажа, как и репортажа обычного – подвести к проблеме, поставить читателя «лицом к лицу» не с отдельным человеком, как в интервью, но лицом к лицу с проблемой.
Для этого репортер создает сюжет не на бумаге – в жизни.
В ролевом репортаже журналист входит в жизнь, в работу и заботы других людей, пытаясь «подсмотреть проблему изнутри»
И сейчас, и ранее метод «перемена профессии» используется журналистами довольно часто. Он относят к журналистским экспериментам. Любой эксперимент в той или иной степени предполагает целенаправленное управление поведением объекта. И потому в каждом случае важно представлять границы и способы воздействия на «объект», тем более, если таким «объектом» является человек 20:23:33 иногда «перемена профессии» необходима для разоблачения, а человек начинает вести подпольную работу. Здесь вопросы профессиональной этики, профессиональной морали становятся очень остро.
Журналист часто меняет профессии только ради того, чтобы показать «кухню» той или иной профессии изнутри. Работник надевает белый халат и идет работать санитаром в поликлинике, чтобы описать тяжелый труд. Надевает синюю жилетку ревизора в общественном транспорте, а потом выпускает возмутительную статью, что пассажиры очень по-хамски относятся к ним, грубят, а иногда даже пытаются влезть в драку. Примеряют чепчик кондитера, чтобы показать, как в пекарне делаются украшения для пирожных. Все это, конечно, интересно. Но позже созданный текст будет иметь информационный характер – как и большинство материалов газеты.
«Смена профессии» возможна в тех случаях, когда журналист уверен в том, что своими непрофессиональными или неквалифицированными действиями он не нанесет людям ни физического, ни морального ущерба. [5, стр. 109] Поэтому журналист не имеет право использовать «метод смены профессии», когда необходимо выполнить обязанности:
• милиционера,
• юриста,
• лица, занимающего выборные должности и облеченных властными полномочиями,
• использовать как прикрытие при сборе сведений профессию врача.
Умалчивать о своей профессиональной принадлежности журналист вправе лишь до тех пор, пока его об этом не спросили. Но по первому требованию он обязан предъявить редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его личность и полномочия.