Субъектов Российской Федерации
Россия, являясь федеративным государством, состоит из территорий, имеющих определённый правовой конституционно-правовой статус, которые называются субъектами Российской Федерации. Субъект федерации - это ограниченно правоспособное образование, имеющее черты государственности, входящее в единое федеративное государство. С точки зрения разделения федерации на субъекты различают три принципа: территориальный, национально-территориальный, комплексно-территориальный. Подавляющее большинство федераций построено по территориальному принципу без особого учета этнического фактора (Аргентина, Бразилия, Германия, Мексика, ОАЭ, США, Швейцария).
Национально-территориальный принцип построения федерации предполагает создание субъектов федерации на территориях, где компактно проживает та или иная этническая группа. Этот принцип был положен в основу СФРЮ, Чехословакии, частично используется в Индии. В настоящее время предпочтение (как в теории, так и на практике) чаще всего отдается комплексно-территориальному подходу. В этом случает при создании федерации учитывается и национальный фактор и наряду с ним все иные: исторический, географический, экономический и др. (Пакистан, Малайзия)[177].
Субъекты федерации должны отвечать ряду параметров. Они не должны обладать суверенитетом, не имеют право на отделение или сецессию. Граждане любого субъекта имеют равные основные права и несут равные обязанности на всей территории федерации. Субъекты федерации не могут быть субъектами международного публичного права. Все вопросы внешнеполитической деятельности в конституциях федеративных государств (за исключением формального права кантонов Швейцарского Союза иметь официальные сношения согласно ст. 9 и 10 своей Конституции с иностранными правительствами), относятся к исключительной компетенции федеральных органов[178]. Законы субъектов не должны противоречить законодательству федерации. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Российской Федерации состоит из 83 субъектов, которые делятся на шесть видов: республики; автономная область; автономные округа; области; края; города федерального значения. Все субъекты с юридической точки зрения являются равными составляющими территориальной структуры Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Конституции Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации проявляется также в общем для всех них определении предметов ведения, которые вытекают из ст. 71, 72, 73 Конституции Российской Федерации. Но несмотря на провозглашение Конституцией равноправия субъектов, их правовой статус все же не во всем одинаков. Отличие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты рассматриваются как государственные образования. Субъекты Российской Федерации имеют свою территорию, изменить границы которой без их участия невозможно (ст. 71 п. «б»), своё население, правовую систему субъекта Федерации. Форма правления субъектов чаще всего соответствует форме правления на федеральном уровне. Например, если Германия является парламентарной республикой, то и на уроне земель закрепляется парламентарная форма правления. В США и на уроне федерации, и на уроне штатов государственная власть организована на основании принципов президентской республики. Но, бывают и исключения. Так, в федеративных государствах – монархиях (Канада, Бельгия, Австралия) субъекты федерации имеют республиканскую форму правления, а в странах, где субъекты федерации являются монархиями, организация центральной власти может иметь республиканские признаки (Малайзия, ОАЭ)[179].
Одной из новелл модели российского федерализма, направленной на обеспечение принципа равноправия всех субъектов, является предоставленное ст. 77 Конституции всем им право самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти. Это положение находит развитие в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[180].
Субъекты федерации обладают рядом специфических черт.
1. Наличие у субъекта Федерации собственной территории. Каждый субъект федерации имеет собственную территорию, которая является частью территории федерации. Если субъект образован на основании национального принципа, то его границы определяются территорией проживания коренного этноса, название которого находит отражение в названии субъекта. В иных случаях границы определялись федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации; границы между субъектами в соответствии с ч. 4 ст. 67 Конституции России могут быть изменены только с их разрешения.
Особой проблемой в регулировании федеративных отношений в конце 190-х – начало 2000-х гг. являлось вхождение автономных округов в состав области или края. Так, в состав Тюменской области входят Ханта-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. В соответствии со ст. 66 ч. 4 отношения, связанные со статусом сложносоставных субъектов Федерации, должны регулироваться федеральным законом или договорами между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области[181]. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. по толкованию ч. 4 ст. 66 Конституции Российской Федерации говорится, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом Российской Федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Это состояние определяет особенности правового статуса как автономного округа, так и карая, области, в состав которого он входит[182].
2. Субъект федерации правообязан иметь официальное название (наименование). В соответствии с ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации субъект Федерации правообязан иметь официальное название (наименование). Официальное название представлено в форме «Республика Карелия», «Алтайский край», «Новосибирская область» и т.д.
3. Наличие системы органов государственной власти. Государственная власть в субъектах федерации осуществляется на основе системы разделения властей: законодательный (представительный) орган государственной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации, иные органы государственной власти субъекта. Законодательными органами являются однопалатные или двухпалатные парламенты, меньшие по численности, чем федеральные, и избираемые населением.
Согласно ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. К компетенции субъекта Российской Федерации в соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции относится установление системы органов законодательной, исполнительной и судебной власти субъекта Российской Федерации, порядка их организации и деятельности. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом единства государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации) входят в единую систему органов государственной власти Российской Федерации.
4. Правовая система субъектов федерации.Каждый субъект федерации имеет право на собственную систему правовых актов, которые должны соответствовать федеральному законодательству.
5. Гражданство субъекта. В соответствии с Конституцей Российской Федерации гражданство субъектов может быть введено только в республиках (государствах) в составе Федерации.
6. Государственные символы субъекта Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации имеют право на свою символику: флаг, герб, гимн республики вправе вводить свой государственный (республиканский) язык.
В действующей Конституции Российской Федерации, по мнению ряда отечественных ученых, существует множество положений, имеющих двойственный характер, касающихся федеративного устройства. Так, Конституция провозглашает юридическое равноправие всех субъектов федерации, хотя республики, объявленные государствами, в отличие от других субъектов имеют право на конституцию и государственный язык. В части 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации провозглашен принцип равноправия и самоопределение народов. Но возникает проблема, как данное положении может быть применено в отношении более чем 100 народов, населяющих Россию и не имеющих своей государственности.
Контрольные вопросы и задания:
1. Дайте понятие территориально-политического устройства, назовите его виды.
2. Сформулируйте принципы и правовые основы федеративного устройства России.
3. Охарактеризуйте правовые основы федеративного устройства России.
4. Раскройте признаки конституционно-правового статуса Российской Федерации.
5. Охарактеризуйте систему разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и её субъектами.
6. Назовите особенности конституционно-правого статуса республик в составе Российской Федерации.
7. Охарактеризуйте юридическое значение государственных символов Российской Федерации.
8. Назовите особенности конституционно-правового статуса краёв, областей, городов федерального значения в составе Российской Федерации.
9. Назовите особенности конституционно-правового статуса автономных округов, автономных областей в составе Российской Федерации.
10. Охарактеризуйте административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, признаки, правовое закрепление.
[1] Тихомиров Ю.А. Развитие теории конституционного права // Государство и право.- 1998. - № 7. - С. 6.
[2] Лепешкин А.И. Соотношение советского государственного права и норм Советской Конституции // Советское государство и право. 1971. № 2. С. 102-103.
[3] Коток В.Ф. Содержание конституционного права // Советское государство и право. -1971. - № 2; Лепешкин А.И. Соотношение советского государственного права и норм Советской Конституции // Там же; Так же см.: Лепешкин А.И. О так называемом «конституционном праве» и предмете советского строительства // Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. - М., 1976; Фарберов Н.П. О предмете конституционного или государственного права и о наименовании этой отрасли права // Там же.
[4] Безуглов А.А., Беломестных Л.Л. Конституционное право России: учебник для юрид. ВУЗов. - М.: ООО «Профобразование», 2001. - С. 65-66.
[5] Витрук Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. Под ред. С.А. Авакьяна. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - С. 33-34.
[6] Жалинский А., Рёрихт А. Введение в немецкое право. - М.: Спарк, 2001. - С. 117-119.
[7] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 11.
[8] Государственное право Германии. - Сокр. пер. - М. ИГПРАН, 1994. - Т. 1. - С. 5.
[9] Авдеенков М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. - М.: Издательство «Весь мир», 2005. - С. 13-14.
[10] См.: Жаке Ж.-П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2002. 365 с.
[11] Хабриева Т.Я Новые французские учебники по конституционному праву // Государство и право. - 2009. - № 1. - С. 107.
[12] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. - С. 3.
[13] Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России: учебник для юридических ВУЗов. - М.: ООО «Профобразование», 2001. - С. 10.
[14] Козлова Е.И. К вопросу о предмете конституционного права Российской Федерации: современный формат дискуссии // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы ХХI века (Кутафинские чтения). - М.: ООО Изд-во «Элит», 2009. - С. 3-4.
[15] Юдин Ю.А. Предмет и пределы конституционного регулирования // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). - М.: Институт государства и права РАН, 1999. - С. 118.
[16] Тихомиров Ю.А. Публичное право. - М.: Изд-во БЕК, 1995. - С. 46-52; Постников А.Е. Избирательное право России. - М.: Норма, Инфра-М, 1996. - С. 13.
[17] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. - М.: Юристъ, 2003. - С. 21.
[18] Авдеенков М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. - М.: Издательство «Весь мир», 2005. - С. 33-34.
[19] Авакьян С.А. Конституционное право России. - Т. 1. М.: Юристъ, 2006. - С. 55.
[20] Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право // В.Д. Сорокин Избранные труды. - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. - С. 180-190, 193.
[21] Алексеев С.С.Общие дозволения и общие запреты в советском праве. - М.: Юридическая литература, 1989. - С. 40-45.
[22] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - С. 81-83.
[23] Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Госюриздат, 1961. – С. 68.
[24] Авдеенков М.П., Дмитриев Ю.А. Основы теории конституционного права. - М.: Издательство «Весь мир», 2005. - С. 100.
[25] Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. Современная версия новейшей истории государства. Новосибирск: Наука, 2010. С. 26.
[26] Червонюк В.И. Конституционное право: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 19.
[27]Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 28.
[28] Бабошин О.А. Система отрасли конституционного права Российской Федерации: вопросы формирования и структурного содержания // Российский юридический журнал. 2000. № 3. С. 41.
[29] Авакьян С.А. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2010. С. 77-79.
[30] Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение, структура // Правоведение. 1998. № 1. С. 21-22.
[31] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 12.
[32] Кононов К.А. Система отрасли конституционного права: историко-теоретический очерк. СПб.: Издателство «Юридический центр-Пресс», 2011. С. 93.
[33] См.: Биктагиров Р.Т., Кинзягулов Б.И. Курс современного избирательного и референдумного права России: теория, законодательство, практика: Общая часть. Т. 1 [Текст] / Р.Т. Биктагиров, Б.И. Кинзягулов. Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2007. С. 53-55.
[34] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России [Текст] / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 29.
[35] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. С. 117-118.
[36] Конституционное право. Отв. ред. В.В. Лазарев. М., 1999. С. 26.
[37] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М.: Юристъ, 2001. - С. 27.
[38] Ивановский В.В. Учебник государственного права. - Казань, 1908. - С. 5.
[39] Андриевский И.Е. Русское государственной право. - СПб., 1886. - Т. 1. - С. 1.
[40] См. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1995. - С. 32-33.
[41] Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории государства и права. - М.: Норма, Инфра-М, 1998. - С. 58, 73.
[42] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. - М.: Юристъ, 2001. - С. 8.
[43] Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. – Учебно-практическое пособие. – М.: Юринформцентр, 1995. – С. 21.
[44] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М., 2002. – С. 18-19.
[45] Коток В.Ф. О предмете и источниках конституционного права социалистических прав // Конституционное право социалистических стран. – М., 1963. – С. 3.
[46] См.: О.Е. Кутафин Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 16-17.
[47] Роберт А. Седлер Американская федеративная система // Российский юридический журнал. 2009. № 1. С. 52.
[48] Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. Минск: Белорусский дом печати, 1998. С. 27.
[49] Конституционное право зарубежных стран. Под. Общей редакцией чл.-корр. РАН, проф. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтин. М.: НОРМА, 2005. С. 30.
[50] Давид Р., Жоффре Спинози К. Основные правовые системы современности. М: Международные отношения, 1999. С. 310.
[51] Каланда В.А. О трансформации норм международного права в правовую систему Российской Федерации. Конституционно-правовой анализ // Московский журнал международного права. – 1994. – № 3; Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. – 1995. – № 11; Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. – 1995. – № 2; Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. – М., 1997; Батырь В.А. Имплементация норм международного гуманитарного права в законодательство Российской Федерации. – М., 2000.
[52] Место судебных решений в системе права России является дискуссионным вопросом. По мнению американского профессора Кр. Осакве российская правовая система приближается по своим признакам к романо-германской. Но в России отсутствует такой важный источник права как судебный прецедент. Но в России существуют руководящие разъяснения Пленум Верховного Суда, Постановления Президиума Верховного суда и обзорные письма Высшего Арбитражного Суда, которые следует считать нормативными источниками права, хотя их нельзя считать судебными прецедентами в европейском понимании этого института (Кр. Осакве Типология современного российского права на фоне правовой карты мира // Государство и право. – 2001. – № 4. – С. 20).
[53] Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. – М.,1996. – С. 27.
[54] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002.
[55] Козулин А.И. Законодательство о нормативных актах как средство обеспечения единства их системы // Российский юридический журнал. – 2000. № 3. – С. 82-84.
[56] СЗ Российской Федерации. – 2003. – № 2. – Ст. 171.
[57] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
[58] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. 145-147.
[59] Зиновьев А.В. Конституционное право России. СПб., 2000. С. 16.
[60] Баглай М.В. Конституционное право. - М.: Норма, 1999. - С. 27-28.
[61] Невинский В.В. Российское конституционное законодательство: проблемы системообразования и пределы унификации // Российская правовая система: становление, проблемы, пути совершенствования. Материалы Республиканской научной конференции. Барнаул, С. 15-16.
[62] Бондарь Н.С. Конституционный Суд как орган по разрешению избирательных споров // Реформирование отечественного избирательного законодательства: проблемы и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Тюмень, 23 сентября 2005 г. - Тюмень: Изд-во "Вектор Бук", 2006. - С. 15.
[63] Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000. С. 201-228; Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: проблемы теории и государственно-правовой практики. Автореф. дисс…. канд. юр. наук. Саратов, 1999. С. 17; Туманов В.А. Пять лет конституционной юстиции в России: Уроки, проблемы, перспективы // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1996. № 6. С. 11; Страшун Б.А. Конституционное право России, его источники и структура // Журнал российского права. 1997. № 4. С. 3; Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. 2001. № 2. С. 38.
[64] Эбзеев Б.С. Толкование Конституции Конституционным Судом Российской Федерации: теоретические и практические аспекты // Государство и право. - 1998. - № 5. - С. 12.
[65] СЗ Российской Федерации. – 1994. – № 13. – Ст. 1447.
[66] Федеральный конституционный закон «О Конституционном суде Российской Федерации»: комментарий. От. ред. Н.В. Вирук, Л.В. Лазарев, Б.С. Эбзеев. – М.: Юрид. лит., 1996. – С. 23.
[67] Колесников Е.В. Постановления конституционных судов как источник российского конституционного права // Правоведение. – 2001. – № 2. – С. 38.
[68] Саликов М.С. Источники конституционного права: проблемы структуризации и внутрисистемные противоречия // Проблемы науки конституционного права. – Екатеринбург, 1998. – С. 57-58.
[69] Ответы на вопросы «Российского юридического журнала» академика О.Е. Кутафина // Российский юридический журнал. 2008. - № 6. -- С. 19.
[70] СЗ Российской Федерации. - 2000. № 25. - Ст. 2728.
[71] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в составе края, области.// СЗ Российской Федерации. – 1997. – № 29. – Ст. 3581.
[72] Подр. см.: Иванов В.В. Договор в избирательном праве «сложносоставных» субъектов Российской Федерации // Правоведение. – 2000. – № 1.
[73] Тихомиров Ю.А. Международно-правовые акты: природа и способы влияния // Журнал российского права. – 2002. – № 1. – С. 103.
[74] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1996. - № 2. - С. 1.
[75] Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2003. - № 12.
[76] Герасименко Ю.В. Правовые основы статуса лиц, не являющихся гражданами Росси: (История, современность, перспективы). М.: Акад. упр. МВД России, 2003. С. 84-85.
[77] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 1999. – С. 23.
[78] Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002. – С. 54.
[79] Каланда В.А. О трансформации норм международного права в правовую систему Российской Федерации. Конституционно-правовой анализ // Московский журнал международного права. – 1994. – № 3. – С. 32.
[80] Усенко Е.Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и Российская Конституция // Московский журнал международного права. – 1995. – № 2. – С. 18.
[81] Цит. по: Князев С.Д. Современное российское избирательное право. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. – С.116.
[82] СЗ Российской Федерации. – 1995. – № 29. – Ст. 2757.
[83] Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие. – М.: Юринформцентр, 1999. – С. 81-82.
[84] СЗ Российской Федерации. – 1994. – № 8. – Ст. 801.
[85] Распоряжение Президента РФ от 05.02.1993 № 85-рп «О мерах по упорядочению подготовки актов Президента Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 598.
[86] СЗ Российской Федерации. – 1996. – № 22. – Ст. 2663.
[87] Иной порядок предусмотрен в отношении процедуры принятия федерального конституционного закона, где для принятия постановления требуется ¾ голосов от общего числа Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
[88] Цит. по: О.Е. Кутафин Источники конституционного права Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002. – С. 104.
[89] Тайбаков А.А., Титов И.В. Некоторые проблемы совершенствования конституционного законодательства в субъекте Российской Федерации // Государство и право. – 2002. – № 9. – С. 28.
[90] Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. Учеб.-практ. и справ. пособие. – М.: Юринформцентр, 1999. –С. 116.
[91] Катков Д.В. Кодификация избирательного права в Российской Федерации // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1999. № 3.
[92] Решение городского Совета Новосибирска от 25 октября 2005 г. № 118 «О Регламенте Совета депутатов города Новосибирска» // Вечерний Новосибирск. - 2005. - № 215.
[93]Закон Новосибирской области от 12 апреля 2004 г. № 170-ОЗ «О местном референдуме в Новосибирской области» // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. – 2004. - № 17.
[94] Ласаль Ф. О сущности конституции. - Ростов на Дону: Издание «Донская речь» Н. Парамонова, 1906. - С. 6.
[95] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3030.
[96] Алебастрова И.А. Основы американского конституционализма. - М.: Юриспруденция, 2001. - С. 12-13.
[97] Марченко М.Н. Конституция и политическая система США: механизм взаимодействия // htt:// www.amstud.msu
[98] Пилипенко А.Н. Конституционная регламентация статуса исполнительной власти в зарубежных странах // Очерки иностранного конституционного права. - Отв. ред. Д.А. Ковачёв. - М.: Спарк, 1999. – С. 229.
[99] htt://pwww.constitution.mvk
[100] Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. Минск: Белорусский дом печати, 1998. С. 189.
[101] Ответы на вопросы «Российского юридического журнала» профессора Джейн Хендерсон (Лондон, Великобритания) // Журнал российского права. - 2009. - № 1. - С. 19.
[102] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 75.
[103] Подробно об этой классификации см. Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. - Минск: Белорусский дом печати, 1998. - С. 178-188.
[104] Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. - М.: Издательство НОРМА, 2005. - С. 11.
[105] Сравнительное конституционное право. Учебное пособие. Отв. ред. В.Е. Чиркин. - М.: «Международные отношения», 2002. - С. 43.
[106] Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное государствоведение. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос-ого ун-та, 1996. - С. 118.
[107] Сравнительное конституционное право. Учебное пособие. Отв. ред. В.Е. Чиркин. М.: «Международные отношения», 2002. С. 47-49.
[108] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 64.
[109] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - С. 57.
[110] Эбзеев, Б.С. Прямое действие Конституции Российской Федерации (некоторые методологические аспекты) //Правоведение. -1996. - № 1. - C. 6.
[111] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1998. - С. 57.
[112] Валадес Д. Язык права и право языка. - М.: Идея Пресс, 2008. - С. 52.
[113] Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. - Минск, 1998. - С. 207.
[114] Лассаль Ф. О сущности конституции: Речь, произнесенная в одном берлинском бюргерском окружном собрании в 1862 году // Конституционное право: Общая часть. Учеб. пособие: Ч.II: Хрестоматия: 2-е изд. / Авт. вступ. ст. и сост. Н.А.Богданова. - М., 1996. С. 44.
[115] Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. Сравнительное государствоведение. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного гос-ого ун-та., 1996. - С. 101.
[116] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М: Юристъ, 1998. – С. 49.
[117] Цит. по: И.А. Кравец Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). – М.: ЮКЗА, 2001. – С. 118.
[118] Конституцiйне право Украiни: Пiдруч. За ред. В.П. Колiсника та Ю.Г. Барабаша. Х.: Право, 2008. - С. 41.
[119] Кравец И.А. Формирование российского конституционализма (проблемы теории и практики). – М.: ЮКЗА, 2001. – С. 118.
[120] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2005. - С. 90-92.
[121] Авакьян С.А. Проблемы реформирования Конституции // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. – С. 74.
[122] Топорнин Е.Н. Российский конституционализм на современном этапе // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). – М., 1999. – С. 3-23.
[123] Баглай М.В. Уважать и соблюдать Конституцию—главное условие правопорядка // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. – С. 25.
[124] Гаджиев Г. К вопросу о пробелах в Конституции // Пробелы в российской Конституции и возможности её совершенствования. – М.: Изд-во Центра Конституц. исслед. МОНФ, 1998. – С. 22.
[125] Щербакова Н.В. Пробелы в конституционном законодательстве (на примере Российской Федерации) // Российский конституционализм: проблемы и решения (материалы международной конференции). – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. – С. 156-159.
[126] Конституция Российской Федерации. Комментарий. Под. общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. – М.: Юрид. лит., 1994. – С. 57.
[127] Лукьянова Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917-1993). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - С. 156.
[128] Постановление Конституционного Суда Российской Федерацииот 31 октября 1995 г. № 12-П по делу о толковании ст. 136 Конституции Российской Федерации// СЗ Российской Федерации. - 1995. - № 45. - Ст. 4408.
[129] СЗ Российской Федерации. - 1998. - № 10. - Ст. 1146.
[130] Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // СЗ Российской Федерации. - 2009. - № 1. - Ст. 1; Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. - 2009. - № 1. - Ст. 2.
[131] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. - 2001. - № 52 (часть I). - Ст. 4916.
[132] Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ Российской Федерации. 2004. № 13. Ст. 1110; Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» // СЗ Российской Федерации. 2005. № 42. Ст. 4212; Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» // СЗ Российской Федерации. № 29. Ст. 3119; Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» // СЗ Российской Федерации. 2007. № 1 (часть I). Ст. 1; Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // СЗ Российской Федерации. 2007. № 30. Ст. 3745.
[133] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г. № 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // СЗ Российской Федерации. - 1995. - № 49. - Ст. 4868.
[134] Гаджиев Х. Понятие конституции и её соотношение с другими нормативно-правовыми актами // Право и жизнь. – 2001. № 34. - С. 3-13
[135] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: Рос. Юрид. изд. дом, 1997. - С. 43.
[136] Кравец И.А. Проблемные вопросы прямого действия Конституции // Современные вопросы теории права. Новосибирск, 2001. С. 111-112.
[137] Российская газета от 28 декабря 1995 г.
[138] Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. - С. 47.
[139] Курс советского государственного права. Под. ред. Б.В. Щетинина и А.Н. Горшенева. - М.: Изд-во «Высшая школа», 1971. - С. 232; Советское государственного права. Под ред. докт. юрид. наук, проф. В.С. Основина. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991. - С. 128.
[140] Конституционное право зарубежных стран. Под. Общей редакцией чл.-корр. РАН, проф. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и и д.ю.н., проф. Л.М. Энтин. - М.: НОРМА, 2005. - С. 154.
[141] Договор между Российской Федерации и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства» // СЗ Российской Федерации. - 2000. - № 7. - Ст. 786.
[142] Чудаков М.Ф. Конституционное государственное право зарубежных стран. – Минск: Белорусский дом печати, 1998. – С. 318-319.
[143] Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - С. 219-220.
[144] Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (основы концепции, конституционная модель, практика). – М.: Изд-во ИГиП РАН, 1999. - С. 9.
[145] Ященко А.С. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. - Юрьев, 1912. - С. 328.
[146] Крылов Б.С. Федерализм и его будущее // Ежегодник российского права. – М.: Норма, 2000. – С. 162-163.
[147] Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. - Новосибирск: Наука, 2005. - С. 34.
[148] Ведомости РСФСР. – 1990. – № 2. – Ст. 22.
[149] Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. № 2689-I «О Федеративном договоре» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 17. - Ст. 898.
[150] Цит. по: Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). – М., 1999. – С. 39.
[151] Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. - Новосибирск: Наука, 2005. - С. 70.
[152] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. С. 295.
[153] Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М.: Изд-во МНИМП, 1997. С. 14.
[154] Курашвили К.Т. Федеративная организация Российского государства. М.: Компания Спутник+, 2000. С. 45.
[155] Крылов Б.С., Ильинский И.П., Михалёва Н.А. и др. Проблемы суверенитета в Российской Федерации. М., 1994. С. 78.
[156] Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ «Об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» // СЗ Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 3996.
[157] Елисеев Б.П. Договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: решение или порождение проблем? // Ежегодник российского права. М.: Норма, 2000. С. 168-169.
[158] Михалёва Н.А. Правовые аспекты современного российского федерализма (Обзор) // Федеративное устройство России: история и современность. – М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1995. – С. 90.
[159] Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М.: Дело , 1998. – С. 149.
[160] Эбзеев Б.С. Российский федерализм и единство конституционного пространства // Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992-1996. Сост. и отв. ред. д.ю.н. проф. Т.Г. Морщакова. - М.: Новый Юрист, 1997. - С. 520.
[161] Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 17. – Ст. 594.
[162] Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3833.
[163] СЗ Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4694.
[164] Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. - 1998. - № 51. - Ст. 6273.
[165] Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // СЗ Российской Федерации. - 1996. - № 23. - Ст. 2750.
[166] Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации» // САПП Российской Федерации. – 1993. – № 49. – Ст. 4761; Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации» // Там же. – № 51. – Ст. 4928; Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. «О Государственном гимне Российской Федерации» // Там же. – Ст. 4929.
[167] Российская газета. – 2000 г. 27 декабря.
[168] Российская газета – 2000 г. 25 декабря.
[169] Российская газета – 2001 г. 24 марта.
[170] Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» // Ведомости Российской Федерации. 1993. № 19. Ст. 683.
[171] Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» // СЗ Российской Федерации. - 2005. - № 23. - Ст. 2199.
[172] Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1991. - № 50. - Ст. 1740.
[173] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. - 2001. № 52 (часть I). Ст. 4916.
[174] Косиков И.Г. Реформируемая федерация. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - С. 82.
[175] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.: Зерцало, 1998. – С. 320-330.
[176] Поленина С.В. Система законодательства как необходимая предпосылка укрепления законности в Российской Федерации // Государство и право на рубеже веков (материалы всероссийской конференции). – М.: Изд-во ИГиП РАН, 2001. – С. 60.
[177] Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. - Новосибирск: Наука, 2005. - С. 34.
[178] Аринин А.Н., Марченко Г.В. Уроки и проблемы становления российского федерализма. - М.: ТОО «Интелтех», 1999. - С. 23.
[179] Конституционное право зарубежных стран. Под. общей редакцией чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и и д.ю.н., проф. Л.М. Энтин. - М.: НОРМА, 2005. - С. 168.
[180] Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
[181] Анализ этой проблемы см.: Э.С. Юсубов К вопросу о вхождении автономного округа в состав края, области // Современное российское право: федеральное и региональное измерение. Материалы республиканской научной конференции 25-28 сентября 1997 г. – Барнаул, 1998. – С. 76-78.
[182] Российская газета. – 1997. 22 июля. – №