Выделяют также такие формы деятельности как труд, общение, учебу, творчество, игру.

Труд— деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.

Общение — преобразование информации в процессе взаимодействия. Процесс установления и развития взаимоотношений и контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией и эмоциями, восприятие и понимание личностных отношений людей.

Главная цель общения состоит в том, чтобы разделить душевное состояние, проблемы человека. В процессе общения происходит обмен информацией, а результатом общения является развитие самого человека.

Виды общения:

Общение между реальными партнерами.

Общение реального партнера с воображаемым. (Разговор с самим собой).

Общение реального партнера с иллюзорным. (С предметом, с домашним питомцем).

Общение между воображаемыми партнерами. (Вымышленные герои — «Малыш и Карлсон»).

Общение может быть как при помощи слов (речевое или вербальное), так и при помощи жестов, мимики, поз (невербальное).

Учеба— изучение опыта предшествующих поколений.

Творчество— деятельность человека, создание нечто нового, никогда ранее не существовавшего.

Игра— деятельность, характеризующаяся выполнением реальных действий воображаемыми средствами.

В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его духовных качеств.

Потребности человека можно условно разделить на 3 группы:

Биологические — потребности, связанные с жизнедеятельностью человека — питание, вода, тепло, движение, самосохранение и т. д.

Социальные — потребности, связанные с жизнью человека в обществе — взаимоотношения с другими людьми, самореализация, самоутверждение, общественное признание.

Идеальные — познавать окружающий мир и осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования.

Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает, нередко, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе и жить, не зная нужды.

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные
отношения. Общение.

Межличностные отношения — взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения бывают деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными.

Формы межличностных отношений:

Знакомства — самый распространённый вид межличностных отношений (в круг знакомых обычно входит множество людей).

Приятельские отношения — основное условие таких отношений — взаимная тяга, стремление к контакту, симпатия.

Товарищество — более близкие межличностные отношения, основанные на деловых связях; участников объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.

Дружба — более высокий уровень отношений; дружба — великая ценность и дорогой дар, она предполагает следование определённым правилам, главное в которых — необходимость взаимопонимания, откровенность, доверие.

Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.

Межличностные отношения по стилю делятся на:

Официальные — это отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, президент РФ — глава правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.

Личные. Не ограничены заданными формальными правилами, их мир богат и разнообразен.

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку:

симпатия — внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, обычно следствие положительных чувств;

антипатия — чувство неприязни, нерасположения, отношение, прямо противоположное симпатии, обычно следствие отрицательных чувств;

стереотип — обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.

Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

1) неумение различать намерения и мотивы действия людей;

2) неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;

3) наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);

4) наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зубами»);

5) стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;

6) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение.

Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Основные правила взаимодействия:

Чаще искренне и доброжелательно улыбаться.

Не жалеть искренних комплиментов.

Не спешить делать выводы по первому впечатлению.

Не быть навязчивым.

Не торопиться с выводами.

Наши рекомендации