Выделяют также такие формы деятельности как труд, общение, учебу, творчество, игру.
Труд— деятельность, направленная на достижение практически полезного результата.
Общение — преобразование информации в процессе взаимодействия. Процесс установления и развития взаимоотношений и контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией и эмоциями, восприятие и понимание личностных отношений людей.
Главная цель общения состоит в том, чтобы разделить душевное состояние, проблемы человека. В процессе общения происходит обмен информацией, а результатом общения является развитие самого человека.
Виды общения:
Общение между реальными партнерами.
Общение реального партнера с воображаемым. (Разговор с самим собой).
Общение реального партнера с иллюзорным. (С предметом, с домашним питомцем).
Общение между воображаемыми партнерами. (Вымышленные герои — «Малыш и Карлсон»).
Общение может быть как при помощи слов (речевое или вербальное), так и при помощи жестов, мимики, поз (невербальное).
Учеба— изучение опыта предшествующих поколений.
Творчество— деятельность человека, создание нечто нового, никогда ранее не существовавшего.
Игра— деятельность, характеризующаяся выполнением реальных действий воображаемыми средствами.
В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его духовных качеств.
Потребности человека можно условно разделить на 3 группы:
Биологические — потребности, связанные с жизнедеятельностью человека — питание, вода, тепло, движение, самосохранение и т. д.
Социальные — потребности, связанные с жизнью человека в обществе — взаимоотношения с другими людьми, самореализация, самоутверждение, общественное признание.
Идеальные — познавать окружающий мир и осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования.
Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает, нередко, как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе и жить, не зная нужды.
1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные
отношения. Общение.
Межличностные отношения — взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения бывают деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными.
Формы межличностных отношений:
Знакомства — самый распространённый вид межличностных отношений (в круг знакомых обычно входит множество людей).
Приятельские отношения — основное условие таких отношений — взаимная тяга, стремление к контакту, симпатия.
Товарищество — более близкие межличностные отношения, основанные на деловых связях; участников объединяют общая цель, средства и результаты общей деятельности.
Дружба — более высокий уровень отношений; дружба — великая ценность и дорогой дар, она предполагает следование определённым правилам, главное в которых — необходимость взаимопонимания, откровенность, доверие.
Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.
Межличностные отношения по стилю делятся на:
Официальные — это отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, президент РФ — глава правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе устава образовательного учреждения, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.
Личные. Не ограничены заданными формальными правилами, их мир богат и разнообразен.
В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку:
симпатия — внутреннее расположение, устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, обычно следствие положительных чувств;
антипатия — чувство неприязни, нерасположения, отношение, прямо противоположное симпатии, обычно следствие отрицательных чувств;
стереотип — обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе.
Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:
1) неумение различать намерения и мотивы действия людей;
2) неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;
3) наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю?..»);
4) наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зубами»);
5) стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;
6) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться только на собственное мнение.
Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека. Основные правила взаимодействия:
Чаще искренне и доброжелательно улыбаться.
Не жалеть искренних комплиментов.
Не спешить делать выводы по первому впечатлению.
Не быть навязчивым.
Не торопиться с выводами.