Понятие, признаки и значение механизма государства

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Фондовая лекция по теме:

«МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА»

ПЛАН:

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Стр.

Организационно-методические указания………….………………………. 4

Список использованной литературы ……………………………………….5 - 6

Введение …………………………………………………………………..... 7 - 8

1. Понятие, признаки и значение механизма государства…………………..….9 -11

2. Принципы организации деятельности механизма государства……………...11-14

3. Понятие и признаки государственного органа ……………………………. ..14-16

4. Классификация государственных органов.……………………...…………....16-21

5. Механизм Российского государства……………………………………..…….21-38

6. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства……………………….38-39

7. Коррупция: понятие, виды и пути преодоления…………………...…………39-43

Выводы……………………………………………………………………... 43-43

Приложение………………………………………………………………....44-45

Организационно-методические указания:

Цели лекции:

1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии и значении механизма государства, а также выделение принципов его деятельности.

2. Выделить и раскрыть понятие государственного органа.

3. Знать классификацию государственных органов, а также механизм Российского государства по принципу разделения властей.

4. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства.

5. Коррупция: понятие, виды и пути преодоления.

Методы и средства достижения учебных целей:

Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ПЛАН

№ п/п Содержание лекции Распредел. учеб. врем.
  Введение 5 мин
1. Понятие, признаки и значение механизма государства. 10 мин
2. Принципы организации деятельности механизма государства. 10 мин.
3. Понятие и признаки государственного органа. 10 мин.
4. Классификация государственных органов. 20 мин.
5. Механизм Российского государства. 1. Президент РФ 2. Законодательные органы РФ. 3. Исполнительные органы РФ. 4. Судебные органы РФ. 20 мин.
6. Бюрократия и бюрократизм в механизме государства. 5 мин.
7. Коррупция: понятие, виды и пути преодоления 5 мин.
8. Заключение 5 мин.
  ИТОГО 1 час 30 мин

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Агеева О.В. Противодействие коррупции как стратегическая задача органов государственной власти России // Следователь. Федеральное издание. 2009. № 2 (130). С. 12-14.

2. Кешикова Н.В. Политико-правовые основы порядка формирования государственных органов в России // История государства и права. 2009. № 18. С. 36-38.

3. Короткова О.И. Борьба с коррупцией - одна из основных задач органов государственной власти // Безопасность бизнеса. 2009. № 3. С. 27-30.

4. Космина И.А. Государственный контроль органов исполнительной власти субъекта РФ за деятельностью органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 19. С. 34-37.

5. Лещина Э.Л. Место милиции в механизме Российского государства // Вестник Московского университета МВД России. М., 2006. № 9 С. 11-12.

6. Носов С.И. О соотношении понятий "государство", "государственный аппарат", " государственный орган" и " орган государственной власти" // Гражданин и право. 2007. № 5. С. 3-8.

7. Парасюк Е.А. Теоретико-правовое исследование понятия " механизм государства" // Российская юстиция. 2009. № 11. С. 7-11.

8. Саввинова Ю.А. Проблемы, возникающие при реорганизации органов государственной власти // Современное право. 2009. № 12. С. 42-44.

9. Федотов А.В. Функция государственного органа: к вопросу интерпретации // История государства и права. 2009. № 5. С. 5-6.

10. Фетищев Д.В. Судебная власть в механизме государства: вопросы теории и практики. Монография. М., 2007. 285 с.

11. Чепунов О.И. К понятию системы органов государственной власти // Право и государство: теория и практика. 2009г. № 8 (56). С. 148-151.

12. Черкасов К.В. " Государственный орган": некоторые проблемы правовой неопределенности категории // Российская юстиция. 2009. № 12. С. 68-71.

Дополнительная литература:

1. Воробьева Н.А. К вопросу о механизме современного российского государства // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов. 2007. № 4 (56). С. 8-10.

2. Касаева Т.В. Государственные служащие как элемент механизма государства // Вопросы теории государства и права: Актуальные проблемы современного Российского государства и права. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 6 (15). Саратов. 2007. С. 80-95.

3. Кульков М.О. Механизм и форма государства: вопросы соотношения понятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Научно-теоретический журнал. Волгоград. 2005. Вып. 7. С. 124-128.

4. Кульков Ю.П., Прокошенкова Е.Е. Многообразие форм толкования термина " механизм государства" // Вестник Чувашского университета. Гуманитарные науки. № 1.Чебоксары. 2006. С. 252-258.

Введение

Государство, как сложная социальная система со своими элементами – публичной властью, гражданами, территорией и границами, бюджетом, налогами, правопорядком, участием в мировом сообществе образует свой потенциал в процессе жизнедеятельности. Управление государственными делами требует высокой организованности, компетентности и профессионализма; и предполагает непрерывность функционирования государства, своевременности решения стратегических и тактических задач, объединяет для этого многие организации и массы людей.

На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.

Уже в древневосточных и античных странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур.

Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его развития: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной монархии. В период раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти. По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложнился. Появился разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специальные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.

В XVII-XVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. Например, в США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сенат. Главой государства и правительства становится Президент США. Высшей судебной инстанцией провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции.

В России формируется Государственный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов, позже появляется кабинет министров, создается Государственная дума, обладающая правом законодательной инициативы. На местах в период царствования Александра II образуются губернская земская управа, уездные и губернские земские собрания, преобразовавшиеся впоследствии в более совершенные органы местной государственной власти. После Октябрьской революции в России старые государственные органы были упразднены.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Другая подсистема – это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка).

К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЗНАЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

В отечественной теории и практике XX века понятие «механизм государства» стало применяться в 20-30-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть – партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства. В 60-80-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм - деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Одни авторы предлагают следующее определение механизма государства. «Механизм государства (государственный аппарат) - система государственных органов, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства».

Другие авторы заявляют, что «механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов».

В научной и учебной литературе зачастую решается вопрос о соотношении понятия государственного механизма и государственного аппарата. Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти, а государственный аппарат ограничивается лишь системой государственных органов. Наряду с данной точкой зрения имеются и другие мнения, в соответствии с которыми «государственный механизм» и «государственный аппарат» представляются как идентичные понятия. Государственный механизм в таких случаях нередко именуется государственным аппаратом в широком смысле слова, а система государственных органов – аппаратом в узком смысле слова.

«Государственный аппарат – представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи».

Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание государственного аппарата, его важнейшими и неотъемлемыми частями неизменно выступают государственные органы. Именно они заполняют содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, - от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности и компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества - в значительной степени зависит уровень развития и эффективности государственного аппарата.

Более полным и содержательным представляется следующее определение механизма государства. «Механизм государства – это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства».

Механизму государства характерны следующие признаки, вытекающие из определения:

1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные материальные средства (так называемые вещественные придатки) и орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, – вооруженные отряды людей, тюрьмы. Без них не может обойтись ни одно государство. К материальным средствам относят различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения и т.д.

4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям.

Наши рекомендации