Образование империи Чингисхана

Во втором десятилетии 13 века Казахстан подвергался нашествию татаро-монгольских племен, которые по своему социально-экономическому развитию стояли значительно ниже, посягавших на Казахстан народов.

Монгольские племена делились на такие народы, как «лесные народы» и степняков-кочевников. Одни занимались охотой, другие скотоводством. Общество делилось на два класса: на нойонов и угнетенных аратов.

В начале 13 века образовалось монгольское феодальное государство, основателем ко-торого явился Темучин.

В основу государства был положен военный принцип. Территория делилась на три во-енно-административных округа: правое крыло (барунгар), левое крыло (джунгар) и центр (гол). Округа делились по десятичной системе (тумены, тысячи, сотки и десятки).

Воцарение на каждого монарха, официально считавшегося главой династии, обо-значал собой перемену в жизни страны. Но был в истории средневековья человек, приход к власти которого оказал огромное влияние на судьбы многих народов, в том числе и на судьбы народов Средней Азии и Казахстана, и которому средневековые историки уделили пристальное внимание. Имя этого человека Темучин.

Темучин – будущий Чингизхан, родился по одним сведениям в 1162 г., а по другим в 1155 г., в семье богатого нойона Есугей-бахадура. Согласно монгольскому преданию, Те-мучин происходил из рода кият, мать его была из племени конграт. Он рано осиротел. Сподвижники Есугей-бахадура, после его смерти, дружно покинули его маленьких детей, и в молодости Темучин пережил немало унижений и нужды (по некоторым сведениям был даже в рабстве). Но причудливы зигзаги судьбы.

Возмужав Темучин, выделявшийся среди своих сверстников хитростью и умом, су-мел сплотить вокруг себя преданную ему дружину нукеров, возвратить угнанные стада и рядом удачных набегов искать себе славу отважного бахадура, и к концу 12 века стать од-ним из предводителей в монгольских степях.

Известность его возросла в войнах хана кереитов с найманами, меркитами и татарами, в которых Темучин, выступая в качестве вассала кереитского хана, принял столь деятель-ное участие, что был пожалован почетным титулом. Но вассальное отношение продолжа-лось недолго, могущество Темучина все более возрастало, в 1203 году он разграмил кереи-тов, а в следующем году его 45-ти тысячное войско выступило в поход на найманов и мер-китов. В результате военных столкновений часть меркитов и найманов подчинились Тему-чину, а другие переправившись через Иртыш, бежали на Запад, в просторы современного Казахстана.

Покорив в ходе военной компании в 1204-1205 г.г. своих главных противников, Темучин завершил объединение под своей властью всех главных племен Монголии.

Весной 1206 г. у истоков реки Онана состоялся курултай монгольской знати – сторон-ников Темучина, на котором он торжественно, под развевающимся священным знаменем с девятью хвостами, был провозглашен повелителем монголов. Курултай утвердил за Тему-чином титул Чингиз-хана, который в дальнейшем совершенно вытеснил его личное имя.

Значение титула Чингиз-хана до сих пор точно не установлено. По мнению ряда во-стоковедов, титул Чингиз происходит от тюркского слова – тенгиз (море, океан) и словосо-четание Чингиз-хан соответственно означает (океан-хан), т.е. владыка океана, всемирный хан.

Когда Чингиз-хан, уверенный в том, что покончив с царьками меркитских, кереит-ских и найманских племен, стал уже единодержавцем народов, заявил: «Я направил на путь истинный всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои», он не знал еще на какую высоту он будет вознесен походами в дальние западные страны по пятам бежавших остатком меркитов и найманов, вторично разбитых Чингиз-ханом в 1208 г. на берегу Иртыша.

Вытеснение из окрестностей Байкала, а затем и берегов Иртыша, группы меркитов и найманов, действовавшие сообща, были разбиты в 1209 г. (уйгурским идикутом) уйгурами при попытке пройти через их земли. В результате они разделились, меркиты подались к кипчакам в тепершние казахские степи, а найманы во главе с Кучлуком (ханом) направи-лись в Семиречье, во владение Кара-хытаев.

Последствием этих событий стало то, что в 1211 г. в Семиречье впервые появилось монгольское войско под предводительством Хубелай-найона, одного из полководцев Чин-гиз-хана.

Глава карлуков Арслан-хан велел убить Кара-хытайского наместника в Киялыке и добровольно подчинился монголам. Правитель Алмалыка (в долине реки Или) мусульман Бузар также признал себя вассалом Чингиз-хана, за него была выдана дочь Джучи, старше-го сына Чингиз-хана.

Однако корпус Хубелая в этом же году отбыл на Восток, поскольку Чингиз-хан начал войну с Китаем и все свои наличные вооруженные силы направил туда. Лишь в 1216 г., после завершения успешной военной компании на юге, Чингиз-хан поручил Джучи добить бежавших на Запад меркитов. Давние противники встретились около Иргиза в степных просторах Тургайского края Казахстана. Меркиты потерпели полное поражение, рассея-лись в разные стороны, Джучи со своими воинами праздновал победу над поверженным врагом. Но тут произошло неожиданное. На рассвете следующего дня, перед монголами вдруг появилось 60-ти тысячное войско хорезмшаха Муххамада Султана, который из Дженда с нижнего течения Сырдарьи, в свою очередь, вышел в поход против кипчаков. Монголы решили не вступать в бой с хорезмшахом, и объявили, что они посланы Чингиз-ханом только против меркитов, и что у них нет разрешения на войну с хорезмшахом. Но султан вынудил Джучи начать сражение. В течении дня не одной из сторон не удалось до-биться успеха. С наступлением сумерек, оба войска отошли на исходные позиции с тем, чтобы на следующий день продолжить сражение. Но ночью под прикрытием горящих ко-стров, монголы покинули свой лагерь, и их невозможно было догнать. Султан вернулся в Самарканд.

Это было случайное столкновение двух войск, монгольского и мусульманского, оно не выявило победителя, но оно имело далеко идущее последствие.

По словам Ан-Насави, личного секретаря Джала Ад-Дина – сына хорезмшаха, храб-рость монголов произвела на султана сильное впечатление, когда упоминали о них, он го-ворил: «Не видано подобных тем мужам по отваге и стойкости в страданиях битвы и по опытности в правилах нанесения колючих и рубящих ударов». По мнению В.В. Бартольда именно тягостное впечатление хорезмшаха от первого боя с монголами было одной из причин, почему он впоследствии не решился встретить их в открытом поле.

В дальнейшем отношения между хорезмшахом Мухамадом и Чингиз-ханом складыва-лись таким образом, что привели к так называемой «отрарской катастрофе», послужившей монголам формальным поводом для объявления войны хорезмшаху. Кратко конфликт и начало военных действий развивались следующим образом.

Весть о победах, одержанных Чингиз-ханом в Китае, породило массу толков в Средней Азии. Хорезмшах, желая проверить слухи и получить полное сведение о нем, отправил в Монголию посольство. Чингиз-хан, со своей стороны, также отправил на Запад посольство.

Весной в 1218 г. хорезмшах принимает это посольство. Послы вручают ему богатые редкие подарки и письмо от монгольского владыки, в котором сообщается о завоевании монголами Северного Китая и стран тюрков, и предлагает заключить мирный договор с га-рантиями безопасности торговых отношений между обоими государствами.

Хорезмшах Мухамад выразил свое согласие на мирный договор с Чингиз-ханом.

После возвращение послов Чингиз-хан отправил в Среднюю Азию торговый караван: 500 верблюдов с золотом, серебром, шелком, мехами и другими предметами, 400 человек сопровождения, включая и монголов-лазутчиков. Этот многоликий караван в середине 1218 года прибыл в г. Отрар. Правитель Отрара наместник хорезмшаха Мухамада Гайр-хан Йинальчук, вероятно обеспокоенный странным для торговцев поведением людей этого каравана, объявил, что это не купцы. Он задержал купцов, затем перебил их. Караван был разграблен, все богатство перешло к Гайр-хану. Удалось спастись только одному человеку из состава каравана, который и доставил Чингиз-хану весть о отрарской резне.

Реакция Чингиз-хана была молниеносной. Он посылает к хорезмшаху посольство с требованием выдать Гайр-хана, обещая в этом случае сохранить мир. Хорезмшах вероятно, считая войну неизбежной или уповая на свою силу, приказал убить послов. Так ли это? Попытаемся объективно проанализировать ситуацию. Да, действительно, войны избежать было нельзя, и причины ее коренились не в отрарской трагедии или казни послов, хотя эти поступки и не характеризовали положительно хорезмшаха и его подчиненных. Дело совсем в другом:

1.для крупных скотоводческих хозяйств, необходимы обширные пастбища и стремление кочевой знати, приобрести новые пастбища, неизбежно порождало завоевательные вой-ны;

2.война, приносившая наряду с завоеваниями новых земель и богатств, в виде военной добычи, являлась как бы частью производственной деятельности;

3.кроме того, она служила для знати средством, хотя бы временно, ослабить социальные противоречия в монгольском обществе, посулив зависимым кочевникам часть военной добычи.

Чингиз-хан понимал, что только завоевательная политика может обеспечить ему вер-ность монгольской междоусобицы, а созданную империю от быстрого развала.

В этой политике, которую монгольские феодалы осуществляли на протяжении десяти-летий, поход на земли Казахстана и средней Азии был лишь одним звеном в общей цепи, запланированных обширных завоеваний.

Как показывают данные источников, Чингиз-хан и не думал ограничиваться захватом империи хорезмшаха; в его планы входили завоевания всей Западной Азии и Восточной Европы, он заранее отдал в удел своему старшему сыну Джучи, еще не покоренные страны к западу от Иртыша и Аральского моря.

Чингиз-хан придавал походу на мусульманские страны большое значение и готовился к нему особенно тщательно: сбор информации о враге и подготовка глубоко-продуманного плана действий. Чингиз-хан сумел подготовить войну, что даже в глазах мусульман сумел возложить вину на хорезмшаха.

К началу боевых действий войско Чингиз-хана было огромно: общая численность ко-лебалась от 150-200 тысяч.

Поход начался в сентябре 1219 г. с берегов Иртыша где Чингиз-хан провел лето. Он повел свои орды от Иртыша до Сырдарьи тем же путем, что и прежние завоеватели, т.е. че-рез Семиречье к югу от озера Балхаш. При подходе к г. Отрару, Чингиз-хан разделил свои силы: часть сил, во главе с сыновьями Чагатаем и Угедеем – он оставил для осады Отрара, другую часть, во главе с Джучи, - отправил вниз по Сырдарье на Дженд и Янгикент, третий отряд был назначен для покорения городов по верхнему течению Сырдарьи, сам Чингиз-хан с младшим сыном Тулуем, с главными силами пошел на Бухару.

Защита Отрара явилась славной страницей борьбы с завоевателями. Гайр-хан, знав-ший, что от монголов ему не ждать пощады, энергично готовился к обороне.

Под его началом согласно ан-Насави было 20 тысяч воинов. По- Джувайни, хо-резмшах дал ему 50 тысяч внешнего войска. На исходе 5-го месяца героической обороны Отрара Караджа Хаджиб, незадолго перед осадой, посланный на подмогу к Гайр-хану с 10-ти тысячным отрядом, пал духом и покинув город ночью, когда главные ворота охранял его отряд, сдался со своим войском монголам; по приговору царевичей Чагатая и Угедея, он был казнен вместе с приближенными за измену. Монголы через открытые ворота смогли ворваться в город, и выгнав из него жителей «словно стадо баранов», начал повальный грабеж. Но Гайир-хан с 20-ю тысячами воинов укрепился в цитадели для взятия которой монголам понадобился еще месяц. Гайир-хан с двумя товарищами отбивались до последней возможности. Наконец Гайир-хан остался один и отбивался от врагов кирпичами, но был взят в плен. Крепость была разрушена и сровнена с землей. Сыновья Чингиз-хана с толпами пленных жителей Отрара и окрестных сел в феврале 1220 г. присоединились к Чингиз-хану, когда тот находился на пути между Бухарой и Самаркандом, оставив ему живого Гайир-хана. Чингиз-хан приказал расплавить серебро и влить ему в уши и глаза в наказание за его безобразное деяние и мерзкий поступок.

Джучи старший сын Чингиз-хана, выделенный для покорения городов по нижнему те-чению Сырдарьи, прежде всего подошел к Сыгнаку, с жителями которого начал перегово-ры. Жители убили парламентера мусульманского купца Хасан-ходжу и приняли бой, через семь дней непрерывной осады город был взят штурмом.

Все население было перебито, а город разграблен. Управляющим этой местности был назначен сын убитого горожанами Хасан-хаджи.

В дальнейшем монголы захватили Узгенд, Барчылыгкент. Только по тому, что жители этих городов не оказали сильного сопротивления, всеобщей резни не было.

Упорное сопротивление оказал город Ашназ, но пал в неравной борьбе, большая часть населения была перебита.

Сравнительно легко и без потерь были захвачены города Дженд, покинутый войсками хорезмшаха и сдавшийся по существу без боя и Шерке (Янгикент), в котором монголы также назначили своего шихнэ – блюстителя порядка. Все это произошло в течении зимы 1219-1220 г.г. и весны 1220 года.

Успешно действовали и главные силы войска во главе с Чингиз-ханом. К маю 1220 года весь Мавераннарх (междуречье Сырдарьи и Амударьи) был в руках завоевателей. Летом и осенью 1220 года монголы взяли Мерв, Тус и другие города Харасана. В ре-зультате зимней компании, в 1220-1221 г.г. был завоеван Хорезм, и завершились военные действия монголов в Средней Азии. Весной 1221 года Чингиз-хан переправил свое войско через Амударью и вошел на территорию Харасана, Афганистана и Северной Индии. 30-ти-тысячное войско под командованием военачальников Джэбэнойона и Субэдэй-нойона, выступив из Северного Ирана в 1220 году, вторглось в Кавказские страны и, разгромив аланов, кипчаков и русских на реке Калка, проник в степи нынешнего Казахстана с северо-запада.

В Южном Приаралье Джучи-хан оставался весь 1220 год в Дженде; от туда с берегов Сыра в следующем году он повел свой корпус на Хорезм. Чингиз-хан отправил ему на под-могу из Бухары, Чагатая и Угедея со значительными силами. Передовые отряды монголь-ского войска подступили к Гургенчжу (город у Амударьи в северной части Хорезма), воен-ной хитростью заманили хорезмийцев в западню, перебили до тысячи человек и следом за беглецами ворвались в город, но под напором горожан вынуждены были отступить. Тем временем подоспели основные войска монголов (50 тыс. человек), обложили город со всех сторон и начали осаду. Жители города не только защищались, но и переходили в контрата-ку, нанося монголам большие потери.

Рашид-ад-Дин в начале 14 века писал что Холмы, которые собрали тогда из костей убитых, еще и теперь стоят в окрестностях старого города Хорезма.

Главной причиной неудач монголов были, по мнению мусульманских авторов раздоры между братьями Джучи и Чагатаем. Первый старался спасти от разрушения цветущий го-род, а второй желал быстрой победы любой ценой. Когда эта весть дошла до Чингиз-хана, он рассердился на старших сыновей и назначил начальником всего войска Угедея, который был их младшим братом. После этого штурм пошел успешно, через семь дней город был захвачен. Жителей выгнали в степь, отделили от них ремесленников, малолетних детей и молодых женщин, чтобы угнать с собой, а остальных изрубили. После этого город подвергся грабежу и разрушению.

Завершив операцию на берегах нижнего течению Амударьи, Чагатай и Угедей верну-лись к своему отцу Чингиз-хану, а Джучи с верным ему консулом, со всеми чадами и домо-чадцами остался в Приаралье.

Зиму 1222-1223 г.г. Чингиз-хан провел в Самарканде. В начале 1223 года он выступил оттуда с намерением устроить весеннюю охоту в степях при Сырдарье. Недалеко от города Сайрама Чингиз-хан встретил своего старшего сына Джучи. Состоялся курултай, после не-го грандиозная облавная охота с участием всех царевичей и все лето 1223 года они провели вместе в тех пределах. Затем медленными переходами отправились к Иртышу. Там они провели лето 1224 года, осенью 1224 года Чингиз-хан снялся со стоянки и с войском, слугами и челядью отправился на Восток.

Чингиз-хан возвращался из западного похода в Монголию триумфатором, достигнув пика своего могущества и славы. Орды Чингиз-хана с всесокрушающей лавиной про-неслись по степям, городам и весям. Война - всегда крайность. Убиты и покалечены судьбы сотен тысяч людей. Развеяны в прах плоды созидательного труда многих поколений, попраны святыни, поруганы святые. Великая степь потрясена до основания и находится в страхе. Вот что писал современник Чингиз-хана, мусульманский историк Ибн ал-Асира: «Если бы кто сказал, что с тех пор как Аллах Всемогущий и Всевышний создал человека по настоящее время, мир не испытывал ничего подобного, то он был бы прав: действительно летописи не содержат ничего сколько-нибудь сходного и подходящего. Из событий, которые они описывают, самое ужасное то, что сделал Навуходоносор с израильтянами по части избиения их и разрушения Иерусалима. Но, что такое Иерусалим в сравнении с теми странами, которые опустошили эти проклятые, где каждый город вдвое больше Иерусалима! И что такое израильтяне, в сравнении с теми, которых они перебили! Ведь в одном отдельно взятом городе жители которых они избили было больше чем всех израильтян. Может быть, род людской не увидит ничего подобного этому событию до представления света и исчезновения мира. Что касается антихриста, то он ведь сжалится над теми, которые последовали за ним и погубит лишь тех, которые станут сопротивляться ему; эти же монголы не над кем не сжалились, избивали женщин, мужчин, младенцев, распарывали утробы беременных и умерщвляли зародышей.»

Поистине монгольское нашествие явилось величайшим военно-политическим и мораль-ным потрясением средневековья в целом. Но настал час и отступило зло перед добром; на огромном пространстве пожар большой войны потушен, но угли тлели долго. Оно явилось величайшим бедствием для Казахстана, так же как и для других завоеванных стран. Мон-гольское завоевание отрицательно сказалось на состоянии оседлого и кочевого хозяйства Казахстана. Захват лучших пастбищ неизбежно вел к вытеснению коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной территории на улусы, после распада империи Чингиз-хана, на ставшие независимые друг от друга государства – Золотую Орду и империю Чингизитов – нередко разобщал этнически родственные группы.

Наши рекомендации