Регулирование политического поведения
Политическое поведение, как и любое поведение людей, регулируется обществом и государством в различных фор& мах.
Во&первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавли& вают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстра& ции, пикетирование ограничено указанием на то, что они должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность.
Во&вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демо& кратические ценности, определяющие цивилизованные пра& вила игры на политической арене. Политические и мораль& ные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.
В&третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает поли& тическое поведение более ответственным, увеличивает воз& можность его регуляции.
В&четвертых, политическое образование и распростране& ние правдивой политической информации делают политиче& ское поведение более рациональным, предоставляют субъек& там политики эффективные и одновременно цивилизо& ванные способы достижения политических целей.
В&пятых, многое зависит от политических лидеров, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации пред& принимаемых действий, от их способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политичес& ких и моральных норм. Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъек&
|
тов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.
р Основные понятия:политическое сознание, политическая идеология, либерализм, консерватизм, социал&демократиче& ская идеология, коммунистическая идеология, национа& лизм, идеология фашизма, политическая психология, поли& тическое поведение.
ВЙИ Термины:социально&политическая теория, политическая программа, политическая пропаганда.
Проверьте себя
1) Чем понятие «политическое сознание» отличается от понятия «политические знания»? 2) Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно&практический и идеолого&теоретический? Какова связь между ними? 3) Что такое идеология? Какую роль она играет в политической жизни? 4) Каковы основные идеи и ценности каждой из идеологий, оказавших влияние на события XX в.? 5) Что изучает политическая психология? 6) Что называется поли& тическим поведением? 7) Каковы мотивы политического по& ведения? 8) Как различаются формы политического поведе& ния? Приведите примеры. 9) В каких случаях имеет место протестное поведение? 10) Каковы возможности регулирова& ния политического поведения?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. Вспомните, какие политические партии возникли в России в начале прошлого века. Какая идеология лежит в основе политической программы каждой из них? При вы& полнении задания используйте учебник истории.
2. Русский социолог Питирим Сорокин писал, что при голоде идеология человека деформируется в направлении усиления суждений, теорий, убеждений, при данных усло& виях «одобряющих» применение мер, способных дать пищу, и в сторону ослабления рефлексов, препятствующих утоле& нию голода. Как вы понимаете эту мысль? Какие положе& ния параграфа помогают рассмотреть смысл этого утвержде& ния? Как вы относитесь к нему?
3. Сравните политическую идеологию и политологию.
Что общего между ними? Каковы различия?
4. К каким идеологическим направлениям вы отнесли бы следующие высказывания?
«Величайшей ценностью, завоеванной государством, яв& ляется ценность неотчуждаемых прав личности, священных прав свободы совести, слова, собраний, союзов, передвиже& ния: неприкосновенность личности вообще. Этим самым индивидуальная личность противопоставлена большинству, государственной власти и пользе как равноправный и рав& носильный субъект...» (Б. П. Вышеславцев).
|
«Отрицание исторической преемственности есть отрица& ние и разрушение исторической реальности, нежелание знать живой исторический организм... Никакое творческое движение, никакое образование новых качеств не могут раз& рушать и сметать уже кристаллизовавшиеся исторические ценности и качества» (Н. А. Бердяев). Свою точку зрения аргументируйте.
5. Назовите идеологические течения, известные вам из курса истории. Охарактеризуйте одну из этих идеологий, выявите в ней общие черты, присущие всем идеологиям, ко& торые рассмотрены в данном параграфе.
6. Какие из приведенных ниже вариантов поведения можно рассматривать как политическое поведение?
Петр: постоянно интересуется политическими событиями и в разговорах о них обнаруживает умение их объяснить.
Ирина: ходит на собрания молодежной организации од&
ной из партий.
Михаил: увлекается спортом. Неоднократно говорил, что политика—«грязно е дело», при этом резко высказывается о политиках.
Оксана: никогда не участвует в дискуссиях о политике,
говорит, что это ее не интересует.
Как вы можете объяснить каждый из представленных ва&
риантов? Каково ваше отношение к ним?
7. Выступления антиглобалистов в ряде городов Европы в
2001—2003 гг. сопровождались столкновениями с полицией: они оставили после себя разбитые витрины магазинов, пере& вернутые и сожженные автомашины, груды мусора. Как оце& нить политическое поведение участников этого движения?
8. Сопоставьте с приведенным в тексте параграфа выска& зыванием Г. Лебона следующую характеристику толпы, дан& ную Л. Н. Толстым: «Что бы ни говорили защитники на& родного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами, и выражающая только слабости и жестокость че& ловеческой природы». Что общего в рассмотренных харак& теристиках толпы? Чем они различаются?
9. В 1996 г. социологи провели исследование отношения школьников к политическим вопросам. Среди вопросов ан& кеты был такой: «В каких формах вы более склонны про& являть свой политический протест?» На него отвечали
703 учащихся 11 классов. Из них 36,41% ответили: «Я ог& раничиваюсь обсуждением в семье или с друзьями»; 17,4% заявили: «Не знаю», а 10,4% — «Я вообще никогда не про& тестую». Вместе с тем в 4,7% ответов было выражено наме& рение участвовать в митингах, в 7% — обратиться в суд.
4,6% отвечавших были склонны протестовать путем граж&
данского неповиновения, а 4,4% — в экстремистских фор&
|
мах. Дайте оценку полученных результатов исследования. Выскажите предположение, какими могли бы стать резуль& таты такого же исследования, если бы оно проводилось в год окончания вами школы. Аргументируйте свой ответ.
Поработайте с источником
Познакомьтесь с рассуждениями современного российского философа и политолога об идеологии.
Для более точного определения специфики и места идео& логии в политическом сознании необходимо видеть ее отли& чие от другой формы теоретического обобщения в полити& ке — политической науки. Общим для них служит то, что и идеология, и политическая наука являются систематизиро& ванными формами знания, в обеих большую роль играет способность их носителей к самооценке, рефлексии. Но в по& литической науке преобладает функция отражения, она ос& новывается прежде всего на фактах; в идеологии преоблада& ет функция ориентации, превалирует ценностный аспект, она выражает прежде всего интересы.
В любом политическом документе содержатся принципы и термины идеологического порядка, которые не поддаются эмпирической проверке и логическому обоснованию, как этого требует обращение с элементами научного знания: «об& щее благосостояние», «права человека», «совместный идеал свободы, равенства и братства», «социальное государство»,
«равенство возможностей». В мировой политологии сущест& вуют... весьма критичные суждения об идеологии, вызыва& емые отсутствием в ней четкой границы между верифици& руемым (подтверждаемым опытным путем. — Ред.) и неверифицируемым знанием, между знанием и отношением, истинами и ценностями, замутненностью идеологического сознания, присутствием человеческих интересов и предпо& чтений. Многими современными политологами идеология рассматривается как чисто ценностная форма сознания...
Демидов А. И. Учение о политике: философские основания. — М . ,
2001 . — С . 205.
НК Вопросы и задания к источнику. 1)Что общего в политической науке и идеологии? 2) В чем состоит отличие идеологии от поли& тической науки? 3) Какие компоненты содержит в себе идеология?
4) Чем отличается знание от отношения? 5) Каково соотношение в идеологии истин и ценностей? 6) На примере любой современной идеологии покажите наличие в ней этих компонентов. 7) Что де& лает идеологию необходимым элементом политической жизни?
Современный исследователь о политическом поведении.
Независимо оттеоретических разногласий разные авторы
|
тем не менее считают необходимым учитывать в поведении следующие моменты:
— внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту пове&
дения;
— потребности индивида или группы, участвующей в деятельности;
— мотивы, которыми руководствуется субъект;
— установки, ценности, ориентации, убеждения и цели
субъекта;
— личностные особенности роли, стиля принятия реше ний, стиля межличностных отношений...;
— собственно действия и поступки;
— обратную связь между поведением и сформировавши&
ми его условиями.
Если не вдаваться в подробности этой схемы, а проанали& зировать хотя бы важнейшие из ее элементов (прежде всего внешнюю среду, потребности и мотивы), то мы увидим, что поведение начинается с тех стимулов, которые посылает субъекту политического поведения внешняя среда. И сама по& литическая система, и отдельные ее институты предъявляют требования к поведению граждан. Так, в одних условиях от них ожидается высокая активность, в других, даже если это требование декларируется, на деле условия, складывающие& ся в политическом пространстве, отнюдь не поощряют граж& дан к выступлениям даже на стороне системы.
Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990&х.—
М., 2000.—С. 130.
;;#i Вопросы и задания к источнику. 1)Как вы представляете себе стимулы политического поведения, посылаемые внешней средой?
2) Какие требования к поведению граждан могут предъявить раз& личные политические институты? 3) В чем вы видите различие между действиями и поступками? 4) Каким может быть воздейст& вие на поведение субъекта его целей, а также его личностных ро& лей, стиля отношений и принятия решений, особенностей познава& тельного процесса? 5) Каким может быть обратное влияние поведения на сформировавшие его условия?