Понятие гражданства в Республики Молдова

Понятие гражданства двойственно: правовой институт и правовое условие.

Гражданство как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих социальные отношения, сгруппированные вокруг необходимости обеспечения полноты прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами, для тех лиц, которые своими интересами и чувствами, тесно связаны с судьбой нашего государства.

Гражданство представляет собой юридическое условие или статус, создаваемый правовыми нормами для тех лиц, которые наделены качеством «гражданина».

Гражданство - это качество физического лица, выражающее постоянную, не ограниченную во времени и пространстве, политикоправовую связь между этим физическим лицом и соответствующим государством. Качество гражданина придает указанному лицу полноту взаимных прав и обязанностей, установленных Конституцией и законами.

Гражданство выражает юридическую связь между лицом и государством, но не указывает на этническое происхождение лица.

Фундаментальное правовое регулирование гражданства осуществляется:

1. Конституцией республики Молдова;

2. Законом Республики Молдова;

3. Европейской конвенцией о гражданстве, заключенной в Страсбурге 6 ноября 1997 года и ратифицированной Парламентом Республики Молдова Постановлением от 14 октября 1999 года.

Основными принципами регулирования гражданства являются:

  1. Право каждого на гражданство;
  2. Недопустимость дискриминации граждан РМ независимо от оснований приобретения гражданства;
  3. Недопустимость произвольного лишения гражданства и права изменить его;
  4. Избежание безгражданства;
  5. Изменение гражданства одного из супругов не затрагивает гражданства другого супруга и гражданства ребенка, если письменное заявление родителей об изменении гражданства ребенка отсутствует.

Способы голосования

Мажоритарная избирательная система.

В соответствии с правилами мажоритарной избирательной системы, считается избранным в данном избирательном округе кандидат или список кандидатов, которые набрали большинство голосов. Выделяем две основные формы мажоритарной системы: абсолютное большинство и относительное большинство.

Относительная мажоритарная система является самой простой избирательной системой, в соответствии с которой считается избранным тот кандидат, который получил большее количество голосов по сравнению с остальными противниками.

Абсолютная мажоритарная система. В рамках этой избирательной системы для получения представительского мандата необходимо набрать абсолютное большинство голосов (50+1). В этой избирательной системе, как правило, устанавливается минимальный уровень участия избирателей в выборах. Если этот уровень участия не достигнут, считается что выборы не состоялись или недействительны. Как правило, вследствие проведения выборов ни один кандидат не получает достаточное количество голосов. В гиком случае используется всеобщее голосование в двух турах или альтернативное голосование.

Мажоритарная избирательная система может быть:

Одноименная избирательная система - когда голос отдается одному единственному кандидату в одном избирательном округе. Эта система предусматривает боле простую организацию. Сегодня в государствах практикуете система с одним именем, территория страны делится на столько избирательных органов, сколько мандатов в наличии (соответственно количеству депутатов).

Многоименная избирательная система предполагает, что электорат избирает несколько кандидатов по списку, каждый избиратель голосует за количество кандидатов, которыми располагает представительный орган. Избирательная систем по списку может быть осложнена путем применени панашата и привилегированного голоса.

Панашат (панасаж) - это возможность избирателя самому; составлять список кандидатов, выбирая из нескольких предложенных списков.

Привилегированный голос предоставляет избирателю возможность изменять порядок номеров в списке кандидатов.

Если не принимается ни панасаж, ни привилегированный голос получается эдакий «заблокированный список»: избиратель не может его изменить и обязан голосовать за список полностью.

Избирательная система пропорционального представительства

Избирательная система пропорционального представительств; является самым демократическим методом определения результатов выборов. В соответствии с этой системой мандаты по каждому избирательному округу распределяются между партиями в соответствии с количеством голосов набранных каждой партией. Пропорциональная избирательная система обеспечивает представительство даже для относительно малых партий, однако это может отрицательно отразиться на создании правительства в парламентских республиках, при условии, что ни одна партия не пользуется абсолютным большинством в правительстве. Пропорциональная система может применяться только в избирательных округах с несколькими мандатами: чем больше округ, тем больше и уровень пропорциональности может быть достигнут.

В конституционной практике известны очень много систем пропорционального представительства, а именно: система исправленных частностей, система самых крупных остатков, система Хондата, система единого количества и др.

В настоящее время, в большинстве систем пропорционального представительства, присвоение мандатов начинается с определения избирательного коэффициента в данном округе. Этот коэффициент получается путем деления количества поданных голосов на количество мандатов, распределенных избирательному округу. Затем начинается распределение мандатов между списками кандидатов на выборы в данном округе. Распределение осуществляется путем деления количества голосов, полученных по каждому списку, на избирательный коэффициент.

В мировой практике Г. в парламенте проводится различными способами: с использованием электронной системы, поднятием рук, с помощью бюллетеней, устным Г., выходом из зала заседаний либо вставанием с места, путем опроса парламентариев с закреплением их мнения в подписном листе и иными способами.

Открытое Г. - наиболее распространенный способ. Оно может проводиться как с помощью электронной системы, так и путем опроса, с закреплением мнения парламентариев в подписном листе. Открытое Г. может быть поименным. Результаты открытых Г. публикуются в специальных изданиях.

Тайное Г. призвано решать те же задачи, что и открытое, но при этом сохраняется анонимность волеизъявления каждого голосующего. Тайное Г. имеет приоритет - если требование о проведении поименного или тайного Г. выдвинуты одновременно, проводится тайное Г.

Г. с использованием электронной системы может быть количественным, рей-тинговым, альтернативным и качественным.

Г. количественное представляет собой выбор варианта ответа: "за", "против" или "воздержался". Подсчет голосов и предъявление результатов Г. в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому Г.

Рейтинго-вое Г. представляет собой ряд последовательных количественных Г. по каждому из вопросов. При этом объявление результатов Г. в абсолютном и процентном выражениях по каждому Г. производится только по окончании Г. по всем вопросам.

Г. альтернативное - Г. только за один из вариантов формулировок вопроса, поставленного на Г. Подсчет голосов и объявление результатов в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам формулировок.

Основные обязанности

Основные обязанности - это обязанности граждан, существенные для выполнения задач общества; их реализация обеспечивается путем убеждения либо, при необходимости, используется принудительная сила государства; основные обязанности регулируются Конституцией.

Основные обязанности граждан составляют предмет Главы 3 Раздела II КРМ. Основные обязанности, предусмотренные этой главой Конституции, могут быть сгруппированы в две главные категории, в зависимости от предназначения защищать общество, учрежденное в государство, или обеспечивать мирное сосуществование граждан между собой.

Указанными двумя главными категориями являются:

Основные обязанности перед государством, в которые входят следующие обязанности граждан:

1. защита родины;

2. преданность стране;

3. соблюдение Конституции и остальных законов;

4. участие в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов.

Основные обязанности, направленные на обеспечение мирного сосуществования граждан и остальных лиц, находящихся на территории страны:

  1. обязанность соблюдения законных прав, интересов и достоинства других граждан;
  2. обязанность молдавских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществлять добросовестно свои конституционные права и свободы;
  3. обязанность охраны окружающей среды и исторических и культурных памятников;
  4. обязанность родителей растить детей и детей оказывать помощь родителям.

Конституционное регулирование основных обязанностей.

Основные обязательства перед государством являются важной категорией содержащей самые главные обязанности граждан. Как отмечалось выше, к данной категории обязательств относятся следующие обязательства:

Преданность стране, которая предполагает и обязанность приносить присягу гражданами, назначаемыми на публичные должности. Эта обязанность имеет большое моральное значение, поскольку требует от гражданина уважительного отношения к прошлому страны, участливую преданность к совместным страданиям, и направлена на процветание страны. Конституция предусматривает, что «преданность стране священна». Отмечается тот факт, что обязанность преданности стране как общая обязанность принадлежит всем молдавским гражданам, независимо от того, находятся ли они в стране или за ее пределами. Преданность вытекает из качества гражданина государства. Конституция не делает различия между гражданами молдавской национальности и гражданами принадлежащими к национальным меньшинствам.

Защита родины предусматривает обязанность военной службы. Защита родины является священным правом и долгом каждого гражданина, всех тех, кто ощущает себя частью этого народа, этой земли. Обязанность защиты родины предусмотрена Конституцией, она требует от граждан готовности в любое время дать надлежащий отпор, как в случае военной агрессии, так и в случае отдаленных действий против страны. Защита родины является обязательством и мужчин и женщин. Защита родины это священное право и долг каждого гражданина.

Ч. 2 ст. 57 предусматривает осуществление военной службы. Военная служба является обязательной для мужчин граждан Молдовы, достигших 18-летний возраст, за исключением предусмотренных законом случаев, военная служба осуществляется в рядах вооруженных сил, предназначенных для национальной обороны, охраны границ и поддержания общественного порядка на условиях закона.

Обязанность участия в финансовых расходах. Эта обязанность также установлена Конституцией: «граждане обязаны участвовать в общественных расходах посредством уплаты налогов и сборов» предусмотренных законом. Налоговая система, предусмотренная законом, как отмечено в Конституции - должна обеспечивать справедливое распределение бремени, равенство всех граждан и выполнении этой основной обязанности. Также, запрещены любые другие сборы, за исключением установленных законом в чрезвычайных ситуациях. Это положение толкуется в том смысле, что если в определенных зонах страны возникают чрезвычайные ситуации, органы публичной власти могут принять необходимые меры только в соответствии с законом. Некоторые категории граждан на основании специальных законов освобождены от обязательства уплаты налогов и пошлин: ветераны войны, инвалиды, пенсионеры по инвалидности и др. Таким образом, все граждане РМ, кроме указанных выше, обязаны участвовать в финансовых расходах на основании установленных законом налогов и пошлин.

Соблюдение Конституции и остальных законов. Это элементарная обязанность всех граждан, проживающих или резидентов РМ, независимо от того, является ли они гражданами РМ, иностранными гражданами или лицами без гражданства. Эта обязанность отмечена в виде основного принципа, согласно которому независимо от ответственности и от квалификации деяния (преступление, правонарушение или отклонение) следует, что была нарушена норма закона и ответственность равна в отношении всех граждан страны.

Обязанность граждан Молдовы, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществлять добросовестно свои конституционные права и свободы. Добросовестное осуществление прав является противоположностью как превышения прав, так и нарушения законов.

Превышение прав относится как таковое к осуществлению определенного права в форме, кажущейся законной, однако способом, которым оно осуществляется, наносится ущерб законным правам и интересам других граждан или общему интересу.

Если для молдаван это обязательство является основным гражданским, то для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Молдовы, это является обязательством, вытекающим из необходимости соблюдения правопорядка, учрежденным вследствие осуществления суверенитета каждым государством.

Охрана окружающей среды и памятников, регулируется ст. 59 КРМ. Обязанность каждого гражданина охранять окружающую среду, исторические и культурные памятники.

Обязанность родителей состоит в том, чтобы обеспечить рост, воспитание и обучение детей, а последние обязаны помогать родителям и заботиться о них.

Граждане РМ пользуются правами и свободами, однако, при этом, они обладают и рядом обязанностей, которые должны выполнять. Эти обязанности являются обязанностями каждого гражданина в отдельности.

Наши рекомендации