Классификационные признаки СМИ, методы и методики типологического анализа. Перспективные модели развития типологических групп СМИ.
Классифицировать СМИ в «простонаучье» принято по несметному числу признаков. Сдается мне, что количество типологических схем и теорий растет прямо пропорционально числу защищенных диссертаций. Среди имеющихся наиболее популярны следующие критерии: 1) по форме собственности (государственные, частные, корпоративные; 2) по широте распространения (т.н. центральные и региональные); 3) по стилю (серьезные, бульварные или массовые, желтые или скандальные и т.д.); 4) по периодичности (газеты: ежедневные и еженедельники); 5) по жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные и т.д.)6) по способу передачи и мощности радио- и телесигнала. Отечественные исследователи массовой коммуникации выделяют шесть моделей развития СМИ — модель независимой прессы или свободного рынка идей; советская или социалистическая модель; модель социальной ответственности; авторитарная модель; модель «развития»; модель демократического представительства. Первая из них характеризуется тем, что распространение информации должно быть открыто для индивидов или групп без предварительного разрешения или лицензии. Критика правительства, официальных лиц или политических партий не может быть наказуемой. Публикации не должны подвергаться цензурным ограничениям, равно как не должно быть препятствий при сборе материала для опубликования, проводящемся законными средствами. Не должно существовать также ограничений на распространение массовой информации через национально-государственные границы. Кроме того, журналисты обладают независимостью внутри организации системы массовой коммуникации. Вторая, советская модель хорошо нам известна: СМИ находятся в государственном ведении и не могут принадлежать частным владельцам, их деятельность направляется партийно-государственными органами в соответствии с заранее намеченными задачами. Третья модель — социальной ответственности — заключает в себе определенные обязательства СМИ перед обществом: соответствовать высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности и баланса. Их деятельность регулируется посредством правовых норм и существующих институтов. Издания должны быть плюралистичными, отражать различные точки зрения на общественные проблемы, иметь возможность ответа на критику. Общество следит за тем, чтобы их деятельность прямо или косвенно не могла способствовать проявлению насилия, общественным беспорядкам, нанесению оскорбления различным меньшинствам. Возможно вмешательство общества в деятельность СМИ, если оно оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности. Авторитарная модель базируется на том, что функционирование СМИ не может привести к подрыву господствующей власти или нарушению установленного порядка. Их деятельность достаточно жестко подчинена властям, поэтому они избегают критики доминирующих политических и моральных ценностей. Установление цензуры оправдано необходимостью реализации перечисленных выше принципов. Модель «развития», применяемая в развивающихся странах, направлена на то, чтобы СМИ способствовали целям осуществляемой национальной политики. Их свобода может быть ограничена в связи с приоритетами в экономике и потребностями развития общества. В материалах газет и журналов приоритет отдается национальной культуре и языку. В информационных сообщениях акценты делаются на развивающиеся страны, которые близки географически, политически, по уровню культуры. Государство может обосновать интересами национального развития право на введение ограничений и цензуры в деятельности СМИ. И, наконец, шестая модель — демократического представительства — предполагает, что отдельные граждане и меньшинства должны иметь право на использование прессы в собственных интересах. Организация и содержание материалов не должны быть подчинены централизованному политическому или государственному бюрократическому контролю. СМИ существуют, прежде всего, для своей аудитории, а не для организаций, профессионалов или их клиентов. Группы, организации, местные общины должны иметь свои собственные СМИ. Коммуникации слишком важны, чтобы оставаться уделом исключительно профессионалов. В настоящее время российские издания не вписываются ни в одну из вышеназванных моделей. Старая — советская или социалистическая — уже в прошлом, а новой нынешние идеологи пока не нашли. Однако если внимательно присмотреться к нашим газетам, то можно увидеть в их деятельности отдельные черты разных моделей.
20. Процессы концентрации и монополизации СМИ. Новые формы организации информационных предприятий (издательские дома, группы, концерны, холдинги, «империя СИМ» и т.п.).
Несколько государственных предприятий могут объединиться в производственное объединение. Есть также такая форма как концерн - группа экономически самостоятельных предприятий, в которой централизованы вопросы стратегии, технической политики. Добровольно договорившись или подчиняясь решению собственника, участники концерна отчисляют определенные средства на реализацию этой общей политики. Чаще всего в медиа-объединениях централизованы и являются общими и моменты политического и идейного направления. В то же время в государственной системе явно заметны оттенки, которые диктуются суъбъективной позицией редакторов и коллективов. Xолдинг, холдинговая компания -- группа предприятий, контрольные пакеты акций которых принадлежат одному учредителю. Руководство холдинга, как правило, оперирует финансовым резервом. Выстраивается стратегия скоординированного развития всех предприятий, входящих в систему холдинга. Xолдинг "Медиа-мост" (банковская группа "Мост" Владимира Гусинского, телекомпания НТВ, Издательский дом "Сегодня", "Новая газета", газета "Сегодня" и журналы "Итоги" и "Семь дней", радио "Эхо Москвы"). С 1997 года "Профмедиа" -- медиа-холдинг финансово-промышленной группы "Интерросс" (Ониэксим-банк, финансовая компания "МДФ-Ренессанс", газета "Известия", "Комсомольская правда", "Антенна", "Экспресс-газета" деловой журнал "Эксперт" издательский дом "Комсомольская правда". В структуре этого холдинга суммарный тираж газет и журналов достигает 10 млн. экземпляров. Всего в России уже 12 медиа-холдингов. Некоторые не выдержали испытание кризисом, как медиа-холдинг банка "Менатеп" (там были газеты "Культура", "Литертурная газета", "Капитал", "Москоу Таймс", журналы "Люди", "Космополитен"). Медиа-объединения связаны с финансово-промышленными группами. ФПГ вырастают за счет концентрации капитала и предприятий вокруг одного центра -- банка или фирмы, происходит слияние финансового, торгового и промышленного капитала, который диверсифицирует свою деятельность и ищет приложения в разных отраслях, в том числе и в СМИ. Такое приложение капиталов может происходить как ради извлечения прибыли, так и в целях политического и идеологического влияния на общество и власть, создания комфортных условий для ведения основного бизнеса, поддержания бизнес-среды. Практически те же цели преследует государство, проводя свою информационную политику через группу подконтрольных СМИ. Решается проблема поддержания власти и обеспечения ее поддержки в обществе. Государство в России создало свой медиа-холдинг: в июле 1998 года региональные телекомпании имущество которых было федеральной собственностью стали дочерними предприятиями холдинга, которым руководит ВГТРК, объединяющая каналы РТР и "Культура". Иногда объединения включающие несколько печатных изданий именуются издательский дом. Это та же группа компаний, завязанных на одного ведущего собственника, но в специализированной сфере. Издательский дом включает ежедневную газету и ее дочерние издания, еженедельник, один или несколько журналов, издательство, часто имеет свои полиграфические предприятия. Пример -- Издательский дом "Коммерсант" (ежедневная газета "Коммерсант", еженедельники "Коммерсант Власть" и "Коммерсант Деньги", журналы "Домовой" и "Автопилот"). Трест достаточно редкое объединение в медиа-бизнесе. Поскольку трест означает централизацию сбыта, а это уже связано с антимонопольной политикой. Газетные тресты присущи Великобритании и США. В XIX веке в США они монополизировали сбыт массовых газет также как нефтяной трест Моргана монополизировал сбыт керосина. Но затем были приняты антимонопольные законы, и тресты сменили форму.
Генезис и история журналистской профессии, особенности тенденции развития. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии.
Средства массовой информации, включая печать, радио и телевидение, прошли большой путь становления и развития. Первые газеты появились в начале XVII века, а журналы - во второй половине того же столетия. С тех пор начался процесс формирования и журналистики как важного социального явления. Однако зарождение массово-информационной деятельности началось в еще более далекие времена. И хотя это были только пражурналистские явления, обратиться к ним необходимо, чтобы понять, как возникало, в чем коренилось то явление, которое сейчас приобрело развитые формы и оказывает огромное влияние на общественную жизнь. Информационное общение, в котором оказались задействованы зрение и слух, было мощным фактором воздействия на людей и, что особенно важно, - воздействия в сфере общественного мнения, которое тогда было едва ли не главной духовно-организующей силой в жизнедеятельности человеческих общностей. С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. С древних времен и до наших дней устные выступления ораторов являлись и остаются важнейшей формой массово-информационной деятельности. Одновременно с устными развивались письменные формы массово-информационной деятельности: государственные институты, общественные деятели, иерархи церкви рассылали различные письменные документы - послания, реляции, рескрипты, буллы. Bce эти формы общественной коммуникации, активно используемые сейчас, возникли в древности как формы пражурналистской деятельности. С развитием пражурналистской деятельности возникает нужда в специалистах «информационной службы». Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания. В Китае книгопечатание появилось раньше, чем в Европе (в VII веке - ксилография, в XI - наборная печать). В Европе технические предпосылки книгоиздания начали складываться с 30—40-х годов XV века (изобретения И. Гутенбергом книгопечатания с помощью набора из отдельных литер). Уже в 1510 году в Париже насчитывалось десять типографий. В Европе печатаются календари, сборники известий, листки - непосредственные предшественники газет, журналов, альманахов. В России первая датированная книга («Апостол») была выпущена в 1564 году. Но со времени изобретения книгопечатания пройдет еще полтора столетия, прежде чем типографская техника начнет использоваться для тиражирования журналистской периодики. Печатные газеты появились в начале XVII века сначала в Германии («Awizo Relation, oder Zeitung» - 1609), затем в Англии («Weekly News...»-1622) и во Франции («La Gazette» - 1631). Во второй половине XVII века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. В России первая газета - «Ведомости» - стала выходить в 1702 году по указу и при участии Петра I. Это было государственное политическое издание, пропагандировавшее петровские преобразования. С ростом значения журналистики все шире использовались различные технические средства для воспроизведения и передачи информации (тех-ника гравирования для иллюстрирования, телеграф для передачи сообщений, железные дороги для доставки и т.д.). Влияние журналистики сильно возросло. Она стала активно вмешиваться во внутриполитическую борьбу'и международные отношения, оказалась способной не только влиять на принятие политических решений, уничтожать репутации крупных политиков, но и свергать правительства. На первое место вышли ежедневные газеты, их владельцев стали называть лордами (или баронами) прессы, они вошли в правящий истеблишмент общества. На рубеже XIX и XX веков было изобретено радио и телевидение. Радио стало важным средством массовой информации уже в 20-х годах, а телевидение - в конце 40-х годов XX века. Назовем особенности этого «нового журнализма»,журнализма информационной эры: 1) Журнализм превращается в глобальный, не имеющий пространственных и временных границ; 2) Журнализм подчинен всем закономерностям нерасчлененного информационного потока, циркулирующего в глобальных сетях; 3) Становится супероперативным, когда сообщение и восприятие сообщения могут совпадать во времени; 4) Журнализм характеризуется универсальностью, полифункциональностью, способностью выполнять любые роли и удовлетворять разнообразные потребности и интересы аудитории; 5) Глобальный журнализм приобретает черты массовой культуры; 6) Журнализм стандартизируется, шаблонизируется, подчиняясь массовому стреотипизированному информационному продукту, циркулирующему в сетях; 7) Журнализм становится синтезным, объединяющим разные способы представления информации: текст, графика, цвет, динамическое изображение, звук и т.п; 8) Новый журнализм характеризуется интерактивностью, когда журналист может общаться со всей аудиторией в режиме непосредственного диалога; 9) Журнализм становится саморегулируемым; 10) Информация как продукт журнализма все больше приобретает свойства товара или услуги; 11) Необыкновенно расширяются границы и возможности получения журналистом информации по глобальным сетям для осмысления, обобщения и передачи аудитории; 12) Журнализм все чаще становится «надомной» работой с компьютером, не обязательно связанной с постоянным присутствием в редакции; 13) Усиливаются его возможности к манипулированию общественным мнением, к давлению на аудиторию при помощи информационных технологий; 14) Журнализм становится все более толерантным, терпимым к разным позициям, циркулирующим в сетях; 15) Журнализм содействует интеграции народов, интенсификации культурных и личных связей, консолидации людей, и в этом смысле важным фактором формирования цивилизации. Сейчас колоссально повышается роль журналистской профессии, созидающей информацию и ответственной за нее, поскольку планета и ее информационное поле не должны заполняться «грязной» деструктивной, отрицательной информацией. Качество информации становится глобальной экологической проблемой и основой устойчивого развития цивилизации.
Специфика журналистской профессии в ряду других профессий. Роль журналистской профессии в обществе, в процессе функционирования информации в социуме. Ориентация в профессии, мотивация ее выбора.
23. Виды журналистских специальности и профилизации: по средствам информации, по тематической, жанровой направленности, по должностным и функциональным признакам, имиджу и т.п..
«СОБРАВШИСЬ ВМЕСТЕ, СОТНЯ ЖУРНАЛИСТОВ, СКОЛЬКО БЫ ОНИ НИ СИДЕЛИ, НИКОГДА НЕ СДЕЛАЮТ САМОЛЕТ, КОТОРЫЙ БУДЕТ ЛЕТАТЬ. СТО АВИАКОНСТРУКТОРОВ, КОТОРЫЕ СОБЕРУТСЯ ВМЕСТЕ, ЧЕРЕЗ ГОД, А ТО И РАНЬШЕ, ВЫПУСТЯТ ГАЗЕТУ, И, НЕ ИСКЛЮЧАЮ, ОЧЕНЬ ХОРОШУЮ» (Третьяков В.Т.) Что такое журналистская профессия? Кажется, знают все. Это публичная, общественная профессия. Пришел, увидел, написал, записал на пленку, снял видео- или телекамерой и выдал в эфир. Журналист всегда на виду, всегда в гуще событий. Но если спросить, в чем специфика этой профессии, чем она отличается от других, многие затруднятся ответить. Понятие профессия восходит к латинскому professio и означает род трудовой деятельности (занятий) людей, владеющих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы. Слово профессия образовано от глагола profiteer, что означает «объявлять своим делом, своей специальностью, признавать своим занятием, преподавать, читать лекции, предлагать, предъявлять». Слово профессор восходит к тому же корню. Профессия, как правило, является источником существования. Профессии обычно подразделяются на специальности(от лат. specialis — особенный, своеобразный), т.е. определенные виды деятельности в рамках профессии. Таким образом, если мы говорим о профессии — имеем в виду журнализм. Если о специальности, то, например, о газетчиках, тележурналистах, радиожурналистах, работниках информационных агентств, журналистах интернет-СМИ и др. Сейчас часто на факультетах журналистики готовятся и специалисты по рекламе и паблик рилейшнз (связи с общественностью). В рамках специальностей можно выделить специализации по видам деятельности, жанровой специализации: например, репортер, комментатор, интервьюер, расследователь, ведущий теле- и радиопередачи и т.п. Кроме того, журналисты обычно специализируются в определенной тематике, и такое деление называется про-филизацией: журналист, пишущий на политические, экономические, спортивные темы, специализирующийся в области культуры, семьи, криминальной хроники, светской жизни и т.д. И каждый из этих типов и видов журналистов имеет свои специфические черты, характеризуется устойчивой системой знаний, навыков, трудовых операций. Известный профессиолог Е. А. Климов различает профессии пяти типов. Социономические (от лат. societas — общество), предполагающие в процессе деятельности общение типа «человек—человек» (например, продавец, учитель). Сигнономические (от лат. signum — знак) профессии «человек-знак», предполагающие взаимодействие со знаковыми системами (например, программист, бухгалтер). Артономические (от лат. ars, artis — образ, искусство): творческие профессии типа «человек — художественный образ», взаимодействие с системами художественных образов (писатель, художник). Сельскохозяйственные типа «человек — природа», взаимодействие с природными системами (лесовод, агроном, земледелец). Технические типа «человек — машина», взаимодействие с техническими системами (шофер, токарь). Журналистская профессия относится, как минимум, к трем первым типам, хотя и техника играет в современной журналистике большую роль, особенно с введением компьютеризации в информационный процесс. Опосредованное отношение журнализм имеет и к типу профессий «человек—природа», если понимать информацию широко, как социоприродную систему. Мир профессий весьма обширен, но полезно сравнить профессию журналиста с родственными профессиями, которые тоже имеют дело с информацией, словом, коммуникацией, воспитанием, творчеством, социальной деятельностью, т.е. с социономи-ческими, артономическими и сигнономическими типами профессий. Это коммуникативные, информационные, исследовательские, воспитательные, творческие (креативные) профессии. Сюда логично включить профессии писателя, педагога, политического, государственного, общественного деятеля, оратора, работника искусства, культуры, ученого, историка, судьи, священника. Главный фактор разделения профессий — их функциональное предназначение. Наука — средство познания; идеологические формы — средство в ценностной ориентации; политика — средство социального, политического регулирования; искусство — средство эстетического развития. Журналистика как средство массового информирования включает все вышеперечисленные функции. Журнализм чем-то похож на каждую из названных профессий и все-таки имеет свою специфику. В чем она? Попытаемся это выяснить путем детального сопоставления журнализма с родственными профессиями.
24. Модель личности журналиста: профессиональные, социально-гражданские, нравственные, психологические и социально-демографические характеристики. Модификация общей модели для разных специализаций (репортер, аналитик, расследователь, публицист, ведущий-модератор и т.п.).
Все, о чем мы говорили до сих пор, разбираясь в особенностях журналистской профессии в связи с ее особым положением в информационно-духовных процессах, универсальностью и разнообразием, высоким уровнем социальной ответственности, творческим характером, парадоксальностью и драматизмом, проецируется на личность журналиста, диктует определенную совокупность свойств и характеристик, которыми должен обладать представитель этой профессии. Короче говоря, формирует модель журналиста, как некую целостность основных профессиональных, гражданских, нравственных, психологических, творческих, социально-демографических характеристик, все то, что делает его профессионалом, творческой личностью, способной эффективно выполнять свои функции в обществе. В обобщенном виде такая модель может быть представлена в виде таблицы, в основании которой лежат социально-демографические и психологические качества, а над ними надстроены нравственные, гражданские и, наконец, профессиональные. Такая общая модель модифицирована (уточнена, изменена) для основных специализаций в журналистике: репортер (профессиональная деятельность преимущественно типа «человек—человек», Ч—Ч), аналитик («человек—знак—идея—проблема», Ч—3), публицист («человек—художественный образ», Ч—ХО). Из телевизионных специализаций приведена одна -- «ведущий ток-шоу», организующий общение в студии. Это тоже специализация прежде всего типа «человек—человек». Причем одни признаки (демографические, психологические, профессиональные) описаны подробно по разным специализациям. Другие (гражданские, нравственные) относятся ко всем названным специализациям, и хотя имеют оттенки, но не столь значительные, чтобы их поименовывать отдельно. Разберем более подробно каждый из структурных элементов приведенной модели журналиста и ее модификаций для разных видов деятельности.