Теория договорного происхождения государства

Отдельные элементы данной теории разрабатывались еще философами Древней Греции и Древнего Китая. Эпикур и другие философы-софисты считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Однако, одним из первых известных авторов договорной концепции возникновения государства был китайский философ Мо-Цзы (ок. 479–400 гг. до н. э.). Природу государственной власти он выводил из стремления людей к порядку и справедливости. С целью преодолеть хаос люди учреждают государство и выбирают себе правителя. «В древности, когда появились люди, не было управления и наказаний… беспорядок в Поднебесной был такой же, как среди животных. Люди поняли, что причина хаоса возникает из-за отсутствия главы правления. Поэтому избрали мудрого и достойного и сделали его сыном неба, чтобы он управлял делами и устанавливал справедливость, единую для всей Поднебесной»[6].

Однако в своем классическом виде договорная теория появилась лишь в период буржуазных революций XVII–XVIII вв. Наиболее известные её представители: Г. Гроций, Б. Спиноза, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс,
Д. Локк, А. Н. Радищев, П. И. Пестель и др.

Теория договорного происхождения государства рассматривает государственную власть как результат взаимного добровольного соглашения.

В договорной теории выделяют два аспекта: первичный договор объединения; вторичный договор подчинения.

По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии». «Естественное состояние» понимается по-разному:

- война всех против всех (Т. Гоббс);

- неограниченная личная свобода и всеобщее благоденствие, так называемый «золотой век» (Ж.-Ж. Руссо).

Согласно договорной теории государство рассматривается как результат договора, как продукт сознательного творчества людей, которые передают часть своей свободы государству. В результате у правителя и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей. Государство берет на себя обязательство по обеспечению безопасности своих подданных и охране их частной собственности.

Общественный договор, порождающий государство, понимается как договор каждого с каждым об образовании государства, как договор, превращающий неорганизованное множество людей в единый народ.

При этом, сторонники данной теории понимали, что физически такого рода договор существовать не мог. Под общественным договором понималась совокупность условий для организации и сохранения общества, а также принципы, обосновывающие правомерность государственной власти.

Составной частью теории общественного договора является теория«естественного права», основное содержание которой заключается в наличии у каждого человека естественных и неотъемлемых прав и свобод, не зависящих от правителей или других властей. Однако в ходе исторического развития права одних людей входят в противоречие с правами других. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключили между собой договор о создании государства, передавая ему часть своих прав.

Отдельные авторы приводят в качестве аргумента в поддержку этой теории историю образования США. Однако этот пример не подтверждает концепции возникновения государства и права на основе общественного договора. Необходимо выделять процесс первоначального возникновения государства и права на общественной арене, т. е. первичное формирование государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества до государственных институтов и учреждений. Совершенно другого рода процесс зарождения и развития новых государственных и правовых систем на базе ранее существовавших путем объединения, разделения, переселения, присоединения и других реформ.

Договорная теория по своей сути антиисторична и механистична. Многие государственно-правовые аспекты представляются вне времени и пространства. Возникновение государства и права представляется не эволюционным процессом, а разовым, субъективным актом. Данная теория не может считаться научной. Невозможно поверить, что большие массы людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий и при отсутствии реальных властных структур.

Достоинством данной теории являются её идеи, положения, касающиеся неприемлемости узурпации власти одним лицом или группой, о возможности масс оказать влияние на становление государственно-правовых институтов. Исходя из договорной теории, некоторые авторы (Радищев, Руссо) обосновывали право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает права человека.

И в современных условиях теория продолжает играть важную идеологическую и политико-практическую роль.

Психологическая теория

Авторами этой теории являются Марк Тулий Цицерон, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Тардт, З. Фрейд и др. Психологическая теория происхождения государства объясняет появление государства особыми свойствами человеческой психики:

- потребностью людей жить вместе;

- привычкой подчиняться, осознанием зависимости членов первобытного общества от вождей, жрецов;

- справедливости определенных вариантов действий и т. д.

Государство, по мнению представителей данной теории, представляет собой организацию для руководства обществом со стороны выдающихся личностей. Оно есть продукт разрешения психологических противоречий между инициативными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, исполняющей данные решения.

Цицерон полагал, что государство есть достояние народа. Народ – не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных правом и общностью интересов. Первопричиной для такого соединения людей является не столько их слабость, сколько врожденная потребность жить вместе.

Н. М. Коркунов связывал возникновение государства с потребностью к «психологическому единению людей», «коллективному сознанию», к необходимости разграничения интересов. По его мнению, государство возникает в результате осознания массой своей зависимости от власти.

Л. И. Петражицкий считал, что в основе возникновения государства и права лежат правовые переживания людей, психологические закономерности развития человека: «государство есть следствие психологических закономерностей развития человека[7]»

Известный психоаналитик З. Фрейд исходил из существования первоначальной патриархальной орды, деспотический глава которой будто бы был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихологическими, сексуальными инстинктами («Эдипов комплекс»). Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство и право, всю систему социальных норм.

Источник возникновения власти и государства, по мнению М. М. Ковалевского, следует искать в психическом воздействии отдельных личностей, способных к инициативе, к творчеству. Широкие массы не способны ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности чужому примеру и руководству.

Безусловно, свойства психики оказывают определенное влияние на возникновение, развитие и функционирование государства. Социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, через деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают влияние на реализацию этих закономерностей. Но утверждения об их решающей роли в вопросе происхождения государства и права явно преувеличены. К тому же сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и других внешних условий.

Теологическая теория

Эта теорияодна из древнейших. Несмотря на то, что божественное обоснование государства и права имело место ещё в глубокой древности, в целостном виде теологическая теория была сформулирована вначале новой эры. Наиболее известные её представители Августин Аврелий, Фома Аквинский. В XX в. современную интерпретацию теологической теории предложили Жак Маритен и другие богословы и правоведы, попытавшиеся небезуспешно соединить достижения науки с религиозными догмами.

Согласно данной теории государство и право являются божественными установлениями, воплощением воли бога. Представители данной теории отстаивают идею вечности государства, зависимости государства от божественной воли. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне, Иудее существовала широко распространенная версия о том, что боги являются источником власти земного правителя, оставаясь одновременно верховными правителями всех земных дел.

Особенно широкое возрождение данные идеи получили в период развития феодальных отношений. На рубеже XII–XIII вв. в Западной Европе распространяется теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе. Второй меч они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации над светской. Такое всевластие церкви приводило к искажению религиозных учений и церковному мракобесию.

К середине XIII в. появляется учение известного богослова Фомы Аквинского. Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира. Божественный разум управляет всем миром. Он лежит в основе природы, общества, мирового порядка, каждого отдельного государства.

Это учение преследовало две основные цели: доказывание божественного происхождения государственной власти; подчинение светской власти церкви. Религия, по мнению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства. В свою очередь государство обязано защищать религию.

Религиозные учения о происхождении государства и права имеют сторонников и в современном мире. Виднейший представитель неотомизма Жак Маритен пытался соединить традиционные для религиозной философии представления о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки. Учение Маритена представляет один из вариантов модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям высокоразвитого индустриального общества. В этом учении очень явно проступают «уши клерикализма». Однако заслуживают внимания положения учения Маритена о неисчерпаемости естественных прав человека. «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня морального сознания и от уровня цивилизации в данный период истории»[8] (почти материалистическая формулировка). Согласно взглядам Маритена реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демократии, т. е. «по-христиански устроенного светского государства».

Признание социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет избежать пороков как капитализма, так и социализма – считал Маритен. Он отстаивал идеи третьего пути развития общества.

Продолжают существовать идеи, высказанные ещё в Древнем Риме о том, что в процессе возникновения, развития и упадка государства решающую роль играют общественные нравы. Хотя, в принципе отрицать влияние общественных нравов на судьбу государства, наверное, нельзя. Об этом свидетельствует падение таких крупнейших государственных образований, как Вавилон Римская и Российская империи, СССР, где были подорваны моральные основы общества, широкое распространение получили ханжество и лицемерие, и другие проявления нравственной деградации.

Но эти факторы нельзя в полном смысле назвать первопричиной. Они хотя и играют определенную роль в процессе государственного упадка, но являются скорее следствием рецидивов экономического и социального развития общества.

Главная особенность теологической теории состоит в том, что её представители никогда не ставили перед собой задачу объяснить процесс происхождения государства. Их основная задача – обоснование государственной власти. Официальные религиозные доктрины исходят из того, что бог, создавая государство и право, не указал непосредственно лиц, осуществляющих власть, конкретные формы правления, государственного устройства, политический режим и т. д.

Вопрос о достоверности данной теории связан с вопросом веры.

Патриархальная теория

Онатакже имеет древнюю историю. Представители данной теории Конфуций, Аристотель, Платон, Р. Фильмер, Н. К. Михайловский исходили из того, что государство возникает от разрастающейся большой семьи. Глава этой семьи (отец) становится главой государства – монархом. Отсюда следует вывод о непререкаемости государственной власти.

Смысл этой теории заключался в обосновании власти монарха, какой бы суровой она ни была, является священной, так же как власть отца.

Англичанин Р. Фильмер в книге «Патриарх» утверждает, что власть передается от бога своему сыну – патриарху, а затем уже его потомкам – королям. Этим он как бы обосновывал законность власти абсолютной монархии.

В дальнейшем положения этой теории использовались на западе Г. Мэном, Э. Вестермарком, Д. Мэрдоком, а в России – Н.К. Михайловским. Живучесть теории показывает, что она отражает какие-то реальные стороны перехода к государственным формам организации общества, однако преувеличение роли семьи представляется исторически неверным.

Рассматриваемая теория вряд ли может быть названа научной. Дж. Локк, критикуя теологически-патриархальную теорию Фильмера, отмечал, что либо монархов должно быть столько, сколько отцов, либо в мире должна быть только одна монархия.

Гидравлическая теория

В основе этой теории лежит концепция Э. Витфогеля, в соответствии с которой обосновывается происхождение государства в странах Древнего Востока: Древнем Египте, Шумере, Древнем Китае и др. По мнению Витфогеля, основной причиной возникновения государства в странах этого региона являлась объективно существовавшая потребность организовать огромные массы людей для строительства и обслуживания впоследствии ирригационных сооружений. Строительство ирригационных сооружений в этих регионах являлось необходимым условием развития цивилизаций. Поэтому данная теория может претендовать на научность и достоверность в отношении ряда стран. Более того, именно на основании данной теории можно проследить процесс зарождения и развития государств в двух основных формах – западной и восточной. Исходя из положений теории, можно объяснить целый ряд современных проблем, обусловленных восточным, либо западным типом государства.

Но эта причина не должна рассматриваться в качестве единственной и всеобщей.

Органическая теория

Наиболее известными представителями данной теории являются Г. Спенсер, И. Блюнчли. На основе сходства, существующего между явлениями органической и общественной жизни, сторонники органической теории происхождения государства предпринимали попытки перенесения законов развития биологических организмов на развитие общественной жизни. Как организм животного состоит из клеток, так и государство представляет собой общественный организм, состоящий из отдельных людей, считал Герберт Спенсер.

Неправомерность таких аналогий обосновывал русский правовед Е. Н. Трубецкой. Он отмечал, что живая клеточка сама по себе не составляет самостоятельного целого, может быть элементом только одного организма, выполняет одну строго определенную функцию. Человек может отделиться от общества, быть членом нескольких социальных структур, выполнять множество разнообразных функций, в том числе и одновременно.

Биологические законы при изучении общества можно учитывать, но строить на них целую теорию возникновения государства и права неправомерно.

С точки зрения понимания сущности государства в этой теории есть рациональное зерно. Эта теория:

- сопоставляет естественные и социальные законы развития, исходя из того, что человек – существо не только социальное, но и биологическое;

- обосновывает дифференциацию и интеграцию природы и общества;

- рассматривает общество и природу как системные объекты.

Неправомерность таких аналогий обосновывал русский правовед Е. Н. Трубецкой. Он отмечал, что живая клеточка сама по себе не составляет самостоятельного целого, может быть элементом только одного организма, выполняет одну строго определенную функцию. Человек может отделиться от общества, быть членом нескольких социальных структур, выполнять множество разнообразных функций, в том числе и одновременно «…между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того, между людьми – частями социального организма – связь психическая[9]»

Биологические законы при изучении общества можно учитывать. Но строить на них целую теорию возникновения государства и права неправомерно. Эта теория сформировалась под влиянием величайших открытий в сфере естественных наук и на волне царившей в обществе по этому поводу эйфории. Самое главное – эта теория даже не пытается объяснить суть процесса возникновения государства.

Теория “инцеста”

Французский этнограф и социолог Клод Леви-Стросс выдвинул положение, согласно которому потребности воспроизводства рода, а именно запрет кровосмешения, явились исходным социальным фактом для выделения человека из мира природы, а в дальнейшем и формирования государства. По его мнению, для обеспечения запрета инцеста и для обеспечения обмена женскими особями для продолжения рода понадобился специальный аппарат принуждения. Из этого аппарата сформировались государственные органы.

Вряд ли в качестве первопричины возникновения государства можно называть запрет кровосмешения и необходимость обеспечения этого запрета. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств. И вряд ли он оказал существенное влияние на процесс становления государственности. Для обеспечения такого запрета вполне могло хватить власти и социальных норм первобытного общества.

Патримониальная теория

Автор этой теорииК. Л. Галлер объясняет происхождение государства земельной собственностью. Правитель господствует над территорией в силу права собственности на землю.

Наши рекомендации