Тема 4. Наука в культуре современной цивилизации

Цель: систематизировать теоретические и фактические знания в области специфики науки нашего времени и ее роли в культуре современной цивилизации; формировать способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу в процессе осмысления культурно-цивилизационной роли науки (ОК-1).

Перечень изучаемых элементов содержания: Диалектические идеи в естествознании второй половины XIX в. От термодинамики к статистической физике: изучение необратимых систем. Развитие представлений о пространстве и времени. Дарвиновская революция в биологии. Теория электромагнитного поля. Развитие представлений о пространстве и времени.Становление генетики.

Научная революция в естествознании к. XIX – н. XX в. и становление неклассического типа науки. Возникновение релятивистской и квантовой физики. Создание А.Эйнштейном специальной теории относительности. Гипотеза квантов. Теория атома Н.Бора. Представления о мире элементарных частиц. Особенности биологии ХХ века.

Социокультурная обусловленность науки. Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития. Функции науки в жизни общества. Культура и цивилизация. Наука как фактор развития современного общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Современная культура и научный прогресс. Наука и философия.

Роль науки в современном образовании и формировании личности. Наука и искусство. Этические проблемы науки. Особенности и перспективы развития науки в условиях информационной техники. Сциентизм и антисциентизм. Наука и глобальные проблемы современного информатизирующегося общества.

Вопросы для самоподготовки:

1. Особенности развития науки в XIX веке.

2. Научные достижения ХХ века.

3. Сциентизм и антисциентизм.

4. Наука и глобальные проблемы современного информатизирующегося общества.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат, заполнение таблицы, реферат, доклад в виде презентации.

Тема 5. Формы бытия науки: наука как познавательный процесс, как форма культуры и как социальный институт.

Цель: систематизировать теоретические и фактические знания об онтологических проблемах науки и выявить основные формы ее бытия, формировать способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу в процессе выявления основных форм бытия науки (ОК-1).

Перечень изучаемых элементов содержания: Онтология науки как философское размышление о формах ее бытия. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Наука как особая сфера культуры: научная рациональность как фактор культуры, наука как ценность. Коммуникативность науки, идеалы, нормы и этика научного познания. Культурно-цивилизационная обусловленность науки. Наука в западной и восточной цивилизациях.

Различные подходы к определению социального института на­уки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика уче­ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо­ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на­уки XX столетия). Научные школы. Подго­товка научных кадров. Историческое развитие способов трансля­ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные послед­ствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

Роль науки в современном обществе. Мировоззренческие альтернативы. Проблемы и противоречия государственного регулирования науки.

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

Вопросы для самоподготовки:

1. Специфика науки как формы познания мира.

2. Типы научной рациональности.

3. Процесс порождения нового знания и его особенности

4. Научное познание в социокультурном измерении.

5. .Особенности науки как социального института.

6. Современный этап развития науки и его основные характеристики.

Формы контроля самостоятельной работы обучающихся: реферат, таблица сравнения научных картин мира.

Наши рекомендации