Функции государства 4 страница

│ 12. │ Израиль │ 10,0 │ 10,7 │

├────────┼────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ 13. │ Канада │ 10,0 │ 10,6 │

├────────┼────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ 14. │ Турция │ 10,3 │ 10,1 │

├────────┼────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤

│ 15. │ Австралия │ 9,7 │ 10,1 │

└────────┴────────────────────────────┴─────────────────┴─────────────────┘

--------------------------------

<1> Объем военного бюджета России в 2008 году составил 800 миллиардов рублей или более 33 млрд. долларов.

В ежегодном докладе Министерства обороны США за 2006 год отмечается, что стремительное военно-техническое развитие Китая в долгосрочной перспективе несет угрозу безопасности США. Непрозрачность военного бюджета Китая, по оценкам аналитиков, позволяет считать, что его реальный военный бюджет на 2006 год составляет не официально обозначенные 35 миллиардов долларов (в 2006 году официально он достиг 45 млрд. долларов), а значительно выше - от 70 до 105. В данном случае следует говорить о тесном взаимодействии различных функций государства, а в частности - между оборонной и экономической. Например, аналитиков США настораживает не только растущая мощь, но и потребность Китая в энергоресурсах. Это вынуждает его вести активную борьбу за контроль над международными транспортными корпорациями и оказывать воздействие на регионы, богатые углеводородами.

В 2004 году из расчета на каждого живущего на Земле человека на военные приготовления было потрачено по 162 доллара. Во всем мире за 2005 год в "горячей фазе" находилось 19 вооруженных конфликтов.

За счет вступления новых членов из числа бывших социалистических стран блок НАТО вплотную приблизился к границам России. По мнению бывшего начальника Главного разведывательного управления Генштаба России генерал-полковника Ф.И. Ладыгина, в 90-х годах XX столетия по обычным вооружениям военная мощь России в три раза уступала НАТО. Исходя из экономических возможностей современная Россия не в состоянии конкурировать с США по размерам расходов на оборону и средств на закупку военной техники и вооружений, выделяемых из федерального бюджета государства. Об этом свидетельствуют следующие три таблицы <1>.

--------------------------------

<1> Лантратов К., Бутрин Д. Гособоронприказ // Коммерсантъ. 2005. 29 декабря.

Таблица N 1

Расходы России на оборону в 2000 - 2006 годах

Год Расходы бюджета (млрд. руб.) Расходы на национальную оборону (млрд. руб.) Процент оборонных расходов от общих расходов (%) Рост оборонных расходов по сравнению с предыдущим годом (%)
855,1 140,9 16,5 -
1193,5 214,7 18,0 52,4
1947,4 284,2 14,6 32,4
2345,6 344,5 14,7 21,4
2659,4 411,5 15,5 19,4
3047,9 529,1 17,4 28,6
4270,1 667,3 15,6 26,1

Таблица N 2

Средства, выделяемые на закупки военной техники

и вооружений в 2000 - 2006 годах (млрд. руб.)

Год Расходы (млрд. руб.) Процент от военного бюджета (%)
42,9 15,6
21,8
33,2
35,8
186,9 35,3
42,4

Таблица N 3 <1>

--------------------------------

<1> Караганов Сергей. Ядерные школяры или провокаторы? // Российская газета. 2006. 31 марта.

Сравнительные характеристики боевой ядерной мощи

США и России

Носители США Россия
Атомные подводные крейсера стратегического назначения (ракет на борту) 14 (336) 12 (192)
Межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования (ядерных боеголовок) 450 (1350) 545 (1900)
Стратегические бомбардировщики
Всего ядерных зарядов на стратегических носителях Около 5000

Комментируя содержание таблицы N 3, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство в мире не в состоянии эффективно отразить ракетную атаку. Речь может идти только об одиночных ракетах. Лучшими системами обороны располагают такие страны, как: США, Канада, Объединенная Европа, Израиль и Россия.

В современных условиях ядерная катастрофа может произойти и в безъядерных регионах. Несколько десятков стран хотя и не обладают ядерным оружием, но обладают техническими возможностями по производству межконтинентальных баллистических ракет. В различных регионах планеты расположено более 430 мирных ядерных реакторов. Уже 71 государство располагает в общей сложности 900 лабораториями и предприятиями, использующими в своей работе радиоактивные и ядерные материалы. Удар по ним обычными средствами вооружения по своим последствиям сопоставим с ядерной атакой.

Весьма наглядной является и следующая таблица соотношения сил между Россией и США на современном этапе с учетом их экономических возможностей <1>.

--------------------------------

<1> Оцените соотношение сил // Комсомольская правда. 2006. 28 апреля.

┌────────────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────┐

│ Показатели │ Россия │ США │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ Население │ 143 млн. чел. │ 298 млн. чел. │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ Количество ядерных боеголовок │ 4399 │ 5966 │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ Внутр. валовой продукт (ВВП) │ 774 млрд. дол. │ 12500 млрд. дол.│

│ за 2005 г. │ (в 2008 году - │(в 2008 году - │

│ │ 1,27 трлн. дол.) │ 14,5 трлн. дол.)│

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ Рост ВВП в 2005 году │ 6,4% │ 3,6% │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ Доля страны в мировой экономике │ 1,2% │ 30,8% │

├────────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────┤

│ Военные расходы в 2006 году │ 23 млрд. дол. │ 670 млрд. дол. │

│ │ │(с учетом затрат │

│ │ │ в Ираке) │

└────────────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────┘

Таким образом, эффективность реализации оборонной функции государством находится в прямой зависимости от его экономических возможностей. В то же время торговля военной продукцией является одним из источников формирования государственного бюджета. Российская Федерация является одним из активных участников торгового рынка. Постепенно в жесткой конкурентной борьбе Россия восстанавливает свои позиции в этой сфере государственной деятельности, доставшиеся ей от СССР.

Рост российского военного экспорта по официальным данным за период с 2001 по 2006 годы характеризуется следующими показателями: 2001 год - на 3,2 млрд. долларов; 2002 год - на 4,2 млрд. долларов; 2003 год - на 5,1 млрд. долларов; 2004 год - на 5,7 млрд. долларов; 2005 год - на 6,1 млрд. долларов; 2006 год - свыше 7 млрд. долларов.

По официальным данным об экспорте вооружений, представленных Российской Федерацией в Регистр обычных вооружений ООН в 2000 - 2005 гг. его структура имеет следующий вид <1> (смотри таблицу).

--------------------------------

<1> Пухов Руслан. В Израиле нашими "Вампирами" пугают детей // Российская газета. 2006. 1 сентября.

Категория вооружений
Основные танки - -
Боевые бронированные машины -
Артиллерийские системы - - -
Боевые самолеты
Боевые вертолеты
Боевые корабли - - -
Ракеты

Например, за период с 2000 по 2005 годы совокупная стоимость экспорта российской продукции военного назначения только в Индию превысила 7 миллиардов долларов. В различной стадии проработки в 2006 году находились контракты на общую сумму около 10 миллиардов долларов <1>. Военная техника последних поколений обладает не только большой разрушительной мощью, но имеет и весьма высокую цену. Об этом свидетельствует следующая таблица <2>.

--------------------------------

<1> Медведев Аркадий. "Тор" защитит страну Индры // Российская газета. 2006. 16 марта.

<2> Лантратов Константин, Сафронов Иван. Танки не рвутся в холдинг // Коммерсантъ. 2006. 16 марта.

Средняя стоимость наиболее продаваемых в мире танков

Танк (страна) Стоимость за единицу (млн. долларов)
AMX Leclers (Франция) 8,6
Ariete 2 (Италия) 7,0
Arjun (Индия) 5,6
Leopard 2 (Германия) 5,3
Challenger 2E (Великобритания) 5,3
M1A1 Abrams (США) 5,3
Merkava Mark 4 (Израиль) 5,1
T-90c (Россия) 2,3

В 2005 году работающие на производство оборонной продукции российские компании увеличили выпуск своей продукции для внутренних нужд государства. Сейчас около 60% выпускаемой ими продукции носит экспортную ориентацию, а остальные - обеспечивают государственный оборонный заказ. Торговлю оружием Россия осуществляет с государствами, расположенными на различных континентах. Среди них Китай, Индия, Алжир, Йемен, Казахстан, Чехия, Узбекистан, Бразилия, Великобритания, Лаос, Сирия и другие. Объем закупок российской военной техники странами Латинской Америки за период с 1995 по 2005 гг. выглядит следующим образом <1> (смотри таблицу).

--------------------------------

<1> Сведения приводятся по данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) // Российская газета. 2006. 10 августа.

Страна Вид вооружений Сумма сделки (в млн. долларов)
Аргентина Самолеты
Колумбия Вертолеты
Эквадор Вертолеты, самолеты, противотанковые ракеты, ПЗРК "Игла"
Мексика Вертолеты, самолеты, ПЗРК "Игла"
Перу Самолеты, вертолеты, танки
Венесуэла Вертолеты

В 2005 году впервые со времени распада СССР Россия опередила США по объему поставок обычных вооружений в развивающиеся страны <1>. Общая сумма сделок составила 7 млрд. долларов (в 2004 году - 5,4 млрд. долларов). У Франции второй показатель - 6,3 млрд. долларов, а у США третий - 6,2 млрд. долларов. Экспортный "портфель заказов" "Рособоронэкспорта" до 2012 года составляет более 21 млрд. долларов. Это солидный экономический проект, обеспечивающий не только экономическую прибыль, но и успешное решение ряда социальных вопросов (рабочие места, стабильная и высокая зарплата, комплексное развитие высокотехнологических производств в различных отраслях народного хозяйства). Например, более 50% ежегодного российского экспорта военной техники приходится на авиастроение. А чтобы создать зенитный ракетный комплекс необходима кооперация более 1000 предприятий, которые выступают в различных ролях: заказчиков, исполнителей, проектировщиков, подрядчиков, смежников, комплектаторов и т.д.

--------------------------------

<1> Березинцева Ольга. Россия перегнала Америку // Коммерсантъ. 2006. 30 октября.

Более 70 государств в лице компаний и силовых структур являются постоянными партнерами России в вопросах торговли оружием. Крупнейшими покупателями обычного вооружения в 2005 году были: Индия, заключившая контракты на сумму 5,4 млрд. долларов; Саудовская Аравия (3,4 млрд. долларов); Китай (2,8 млрд. долларов). Общий объем сделок на поставки вооружений в развивающиеся страны в 2004 году составлял 26,4 млрд. долларов, а в 2005 году - 30,2 млрд. долларов.

Активная реализация государством той или иной функции (в том числе и торговля оружием) позволяет ему наращивать свой геополитический потенциал. Например, на современном этапе в геополитике США приоритет отдается "контролю над всеми основными нефтяными регионами мира, значительными месторождениями природного газа" <1>. Поэтому четко и логично просматривается корреляция военных конфликтов различной интенсивности за приоритеты в экономических интересах над различными регионами континентов.

--------------------------------

<1> Александров Игорь. Оружие - товар политический // Российская газета. 2006. 4 декабря.

В контексте излагаемого материала более понятной становится истинный смысл внешней политики США, проводимой по отношению к Ираку и Ирану. Несмотря на то, что "семь аналитических центров США пришли к выводу, что Тегеран не идет к созданию атомного оружия, но Вашингтон продолжал настаивать: Иран - "страна злонамеренная", которая "угрожает миру". США не захотели услышать и итоги тщательного расследования по этому вопросу руководителя МАГАТЭ Мухаммеда аль-Барадеи" <1>.

--------------------------------

<1> Александров Кирилл. Евросоюз по периметру (Экс-министр иностранных дел Франции Ролан Дюма дал интервью "РГ") // Российская газета. 2008. 29 марта.

Интересно отметить, что по результатам ежегодного "Всемирного рейтинга миролюбия" (Global Peace Index) в 2009 году Новая Зеландия была признана самой миролюбивой страной на планете. Низкий процент насилия в стране, сокращение расходов на вооружение, удачные парламентские выборы, а также высокий уровень уважения к правам человека позволили Новой Зеландии стать лидером рейтинга.

Скандинавские государства также продолжают занимать лидирующие позиции в рейтинге мирных наций: Дания, Норвегия и Исландия заняли места со второго по четвертое. Далее следуют Австрия и Швеция. Ближайший сосед Новой Зеландии - Австралия заняла 19-е место, Великобритания - 35-е, США - 83-е. В рейтинг были включены 144 страны мира. В конце списка оказались Афганистан, Сомали, Израиль, Судан, Демократическая Республика Конго, Чад, Пакистан, Зимбабве и Грузия.

Россия заняла в этом рейтинге миролюбия 136 строчку. На последнее место третий год подряд эксперты ставят Ирак.

5.3. Функция сотрудничества с другими государствами

в решении глобальных проблем

В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. Современная внешняя политика России все более основывается на принципах "прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права" <1>. Такой прагматический подход давно соответствует сложившейся практике общения между государствами. В свое время Уинстон Черчилль по этому поводу заметил, что у Англии нет друзей, а есть союзники. Эта позиция сильного государства. "На международной арене и в отношениях между государствами на протяжении всей истории главным принципом был интерес" <2>.

--------------------------------

<1> Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.

<2> Путин В.В. Позицию России готов объяснить детально // Российская газета. 2007. 5 июня.

Вот уже больше полувека международное сообщество сотрудничает в рамках ООН (ее Устав был принят в Сан-Франциско в 1945 году), принципы которой носят универсальный характер и дают возможность заинтересованным сторонам найти общее решение по любому вопросу. Это самый представительный и универсальный мировой форум, объединяющий 192 государства. Бюджет ООН состоит из: регулярного бюджета; бюджетов миротворческих операций, международных трибуналов, капитального ремонта штаб-квартиры ООН. Его общий размер на 2008 - 2009 годы превысил 4 млрд. долларов при дефиците в 1,5 млрд. долларов. Сумма задолженностей ряда стран по выплатам в бюджет ООН выглядела следующим образом: США должны 993 миллиона долларов, Великобритания - 121, Германия - 104, Южная Корея - 53, Китай - 33, Бразилия - 21, Норвегия - 19, Иран и Мексика - по 13 миллионов долларов. Взнос России составляет 1,2% или 26 миллионов долларов без учета дополнительных взносов на ведение миротворческих операций (общая сумма платежа составила 53894280 долларов).

Доля расходов США на ведение миротворческих операций по линии ООН составляла 26%, Франции - более 7%, Великобритании - около 8%, Китая - 3,1%, России - 1,4% <1>.

--------------------------------

<1> Меринов Сергей. У США одним долгом станет меньше // Российская газета. 2009. 7 августа.

ООН продолжает "...оставаться несущей конструкцией современного мирового порядка" <1>. Однако в условиях процесса глобализации и определения новых подходов к созданию международной архитектуры ей требуется реформа, направленная на дальнейшее повышение эффективности ее деятельности. Этот процесс должен осуществляться при максимальной поддержке членов этой организации.

--------------------------------

<1> Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.

В различные годы ООН возглавляли следующие восемь генеральных секретарей, назначаемые на занимаемые должности Генеральной Ассамблеей ООН: Трюгве Ли (Норвегия) с 1946 по 1952 год; Даг Хаммаршельд (Швеция) с 1953 по 1961 год; У Тан (Мьянма) с 1961 по 1971 год; Курт Вальдхайм (Австрия) с 1972 по 1981 год; Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) с 1982 по 1991 год; Бутрос Бутрос-Гали (Египет) с 1992 по 1996 год; Кофи Аннан (Гана) с 1997 по 2006 год; Пан Ги Мун (Южная Корея) - с января 2007 года.

В рамках Устава ООН для всех государств сформирована единая система коллективной безопасности и выработан своеобразный кодекс поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях. Одной из важнейших структур ООН является Совет Безопасности. В его состав входят 5 постоянных членов (от Великобритании, Китая, России, США и Франции), а также 10 членов, избираемых на Генеральной Ассамблее ООН сроком на два года. Постоянные члены Совета Безопасности ООН в силу заслуг перед мировым сообществом имеют определенные привилегии перед остальными (постоянное членство и право вето). Устав ООН хотя и определяет вето как "принцип единогласия постоянных членов Совета", но на практике его применение означает несогласие с принимаемым решением.

Право вето может применяться по широкому кругу вопросов, например: при процедуре приема новых членов ООН; при противодействии решениям, представляющим реальную или потенциальную угрозу миру; по введению санкций в отношении определенных государств; по предложениям о мирном разрешении конфликтов (международных и внутригосударственных); при обсуждении изменений и дополнений в Устав ООН; при выборах Генерального секретаря ООН.

В мире существует ряд региональных организаций, среди которых наиболее значимыми являются следующие:

- Совет Европы, объединяющий 46 европейских государств (более 800 млн. населения), не входит только Белоруссия;

- Организация американских государств (ОАГ), в которую входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна, Карибского бассейна и США (вне ОАГ находятся Канада и исключенная в 1962 г. Куба);

- Организация африканского единства (ОАЕ), включающая более 50 государств Африки;

- Лига арабских государств (ЛАГ), в которую входят 20 арабских государств и одно неарабское - Сомали;

- Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в ее составе Индонезия, Малайзия, Сингапур и др.;

- Содружество независимых государств (СНГ), включавшее 13 государств (более 250 млн. населения). В результате вооруженного конфликта между Российской Федерацией и Грузией в августе 2008 года грузинское руководство приняло решение о выходе из состава СНГ. Идет постоянный процесс его реформирования. Острота многих межрегиональных проблем различной интенсивности была снята при помощи этого союза. На территории этого союза идет сложный и активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. В рамках СНГ на основе совпадающих интересов сторон: развивается процесс создания Союзного государства между Россией и Белоруссией; создается ЕврАзЭС; формируется Единое экономическое пространство.

Накопленный опыт позволил Содружеству стать "...хорошей основой для формирования Организации Договора о коллективной безопасности" <1>. Его участниками стали страны, реально заинтересованные в необходимости тесного военно-политического взаимодействия. СНГ стало базой для создания оптимальной для всех и для каждого государства экономической системы.

--------------------------------

<1> Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2006. 11 мая.

Функция содружества с другими странами на современном этапе многогранна и преимущественно развивается по следующим направлениям:

1. Сотрудничество с членами мирового сообщества по поддержанию мира и мирового правопорядка. Эта функция предполагает деятельность по сохранению мира, предотвращению войны, разоружению, ликвидации ядерного оружия. Процесс оздоровления международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достичь реального разоружения и договоренности об ограничении ядерных испытаний и др. Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

Наши рекомендации