Аннулирование регистрации кандидата

Решение о регистрации кандидата может быть аннулировано избирательной комиссией.

Основанием для отмены регистрации избирательной комиссией являются:

1. снятие кандидатом своей кандидатуры

2. отзыв кандидата избирательным объединением

3. выбытие из списка кандидатов значительной части кандидатов

4. утрата кандидатом российского гражданства,

5. множественное выдвижение кандидата в разных округах, действительным считается первое выдвижение

29 Финансирование выборов в РФ осуществляется из средств бюджета соответствующего уровня: 1) в федеральные выборные органы – из средств федерального бюджета; 2) в выборные органы субъектов РФ – из средств бюджета субъекта РФ.

Средства на проведение выборов федеральных органов власти и должностных лиц поступают в Центральную избирательную комиссию, которая распределяет эти средства между всеми избирательными округами в соответствии со схемой избирательных округов.

Сумма средств, поступающих из бюджетов на финансирование выборов, рассчитывается исходя из отчета Центральной избирательной комиссии о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов с учетом изменения минимального размера оплаты труда.

Средствами, поступившими из федерального (или субъектов РФ) бюджета в окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии, распоряжаются председатели соответствующих комиссий. Они же представляют отчеты о расходовании этих средств.

Общий объем денежных средств, обеспечивающих выборы в государственные органы власти, включает в себя избирательные фонды кандидатов, политических партий, избирательных блоков.

Избирательные фонды включают в себя денежные средства: 1) принадлежащие собственно кандидату (они не могут превышать 50 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда); 2) выделенные кандидату выдвинувшей его политической партией, политическими партиями, входящими в выдвинувший его избирательный блок (они не могут превышать 50 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата); 3) добровольные пожертвования граждан (не более 5 % от предельной суммы расходов из средств избирательного фонда кандидата) и юридических лиц (не более 50 % от той же суммы).

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 млн руб.

Информирование и предвыборная агитацияв соответствии c законом – информирование это предоставление объективной информации без комментариев при этом информирование возможно только определенным кругом субъектов : либо органы гос.власти либо избир.комиссия. причем информировать о кандидатах могут только избирательные комиссии. Круг субъектов которые не могут агитировать : органы власти, должностные лица, военные организации, воинсике части и др. т.о. есть субъект права – СМИ которые могут одновременно и агитировать и информировать.

Для предвыборной агитации закон определяет формы ее проведения (их 4):

A) Агитация на каналах теле радио вещания и в периодической печати - самый короткий период – начинается за 28 дней до дня голосования и завершается за день до дня голосования.

B) Агитация в форме публичных действий (шествия, митинги и т.п.) - после регистрации кандидатов и завершается за день до дня голосования.

C) Агитация в форме непериодической печати (шарики ручки плакаты листовки и т.п.) – со дня выдвижения кандидата и завершается за день до дня голосования.

D) В иных формах – агитационный период как при третьей форме.

30. Система и правовой статус (формирование и полномочия) избирательных комиссий в Российской Федерации.

Комиссии, организующие выборы: ЦИК, ИК S РФ, ИК муниципальных образований (публичный орган мсу для местн. выборов).

Вспомогательные (производные), т.к. формируются вышестоящими ИК и признаков самостоятельных гос. или мун. органов не имеют: окружные ИК (виды: для федеральных, региональных выборов), территориальные ИК, участковые ИК, ИК м. района, ИК поселений. формирование ИК МО является правом, но не обязанностью. Право представительных органов МСУ обращаться в ИК S РФ с просьбой возложить ИК МО S на соответствующей территориальную избирательную комиссию.

Формирование ЦИК. ЦИК действует на постоянной основе. Осуществляет руководство деятельностью ИК по выборам Пр-та, депутатов ГД, в иные федеральные гос органы, предусмотренные К-цией РФ и избираемые непосредственно гр-нами в соотв. с ФЗ, а также по проведению референдумов РФ. Срок полномочий – 4 года. Состоит из 15 членов. 5 из них назнач. ГД из кандидатур, предлагаемых депутатами/деп. объединениями. 5 –СФ из кандидатур, предлагаемых законод. и исполнит.ОГВ. S РФ. Остальные 5 - Пр-том РФ. Члены ЦИК д. иметь высшее юр образование или степень в обл-ти права. Председателя, заместителя Пр-ля, секретаря избирают из своего состава тайным голосованием.

Формирование ИК S РФ. Существует на постоянной основе. Наделяется статусом юр. лица. Срок полномочий – не более 4 лет. Численность – 10-14 человек. Формируется на равной основе: ½ - формирует законодательное собрание, ½ - назначает глава S. Новеллы: 1) Кандидатуру Председателя ИК вносит ЦИК (раньше избиралась внутри). При этом обязательна степень в области права у Пред-ля. Если ИК S не согласна, ЦИК должен предложить другую кандидатуру. (процесс согласования без сроков.). 2) Не менее 2 членов ИК S назначается по предложению старого состава. 3) Не менее ½ состава назначается по предложению парламентских партий, как федерального так и регионального уровня (т.е списки к-х прошли в ГД либо в парл-т региона.) Усилено участие партий, ЦИК и старой ИК = можно говорить о самостоятельной ветви власти. Партия может предложить только 1 кандидатуру. Предложение о кандидатуре может вносить представительный орган МСУ и прежнее ИК.

Формирование ИК муниципальных образований. Они могут быть районные и поселенческие. Уставом МО им МБ предоставлен статус ЮЛ, работают на постоянной основе. Либо ЗS РФ, либо уставом МО. Для существования этого органа власти не сформулированы экономические предпосылки.

Статус ЦИК — государственный коллегиальный орган, формируемый в соответствии с избирательным законодательством, организующий проведение выборов в федеральные органы государственной власти, независимый от органов государственной власти в пределах своей компетенции. С 1995 года ЦИК России состоит из 15 членов, из которых 5 назначаются Президентом РФ, 5 — Советом Федерации, 5 — Государственной Думой. ЦИК России формируется на пятилетний срок полномочий. ЦИК России хоть и является государственным органом, не относится ни к одной из трех основных ветвей власти. Наделён правовым статусом юридического лица.

31. Решения и действия органов гос. власти, омсу, общ. объединений и должн. лиц, а также комиссий и их должн. лиц, нарушающие изб. права граждан и право граждан на участие в референдуме, м.б.обжалованы в суд. Суд м. отменить решение соответствующей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. Распространенными нарушениями в данной сфере являются: злоупотребление государственными служащими и иными должностными лицами своим служебным положением для публичной поддержки кого-либо из кандидатов, а также отдельных избирательных объединений и блоков; нарушение правил предвыборной агитации, в том числе через средства массовой информации; подкуп избирателей путем вручения или обещания им денежных средств, подарков или иных материальных благ и т.д.

Решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок (десять дней при необходимости дополнительной проверки фактов), а в день голосования или в следующий за ним день - немедленно. По жалобе на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд должен принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Кодекс РФ об административных правонарушениях установил наказание штрафами различных размеров за различные виды нарушений при проведении выборов и референдумов. Действующее уголовное законодательство содержит две статьи, посвященные регулированию ответственности за нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме (ст.141 и ст.142 УК РФ).

Конституционно-правовая ответственность носит публично-правовой характер.

Конституционно-правовая ответственность за нарушение законодательства о выборах зачастую называется исследователями ответственностью по избирательному праву. Нормативные основания конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах содержатся в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральном законе от 24 июня 1999 г. №121-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральном законе от 31 декабря 1999 г. №228-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", а также в законах субъектов Российской Федерации.

Действующим законодательством о выборах закреплены следующие меры конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса за совершение избирательных правонарушений:

предупреждение; отказ в регистрации инициативной группы; отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов); отмена регистрации кандидата (списка кандидатов); признание результатов выборов недействительными; отмена решения о признании кандидата избранным; расформирование избирательной комиссии.

Фактическим основанием конституционно-правовой ответственности за нарушение законодательства о выборах является совершение избирательного правонарушения, под которым понимается виновное деяние (действие или бездействие) лица, нарушающего нормы законодательства о выборах.

Комиссия может быть расформирована судом в случаях:

а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание ЦИК РФ и ИК S недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;

б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений ЦИК РФ ИК S и ИК М образования.

в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной.

Субъекты имеющие права обращения в суд .

1. Для ЦИК – Группа депутатов а не менее 1/3 состава палат.

2. ИК S – те же S + ЦИК + 1/3 депутатов регионального парламента

3. Все остальные ИК – те же S + ИК S + 1/3 депутатов представительных органов МСУ

32. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:

а) в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

б) в одномандатном или едином избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

в) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании за списки кандидатов;

д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

е) если законом предусмотрено проведение повторного голосования.

Соответствующая комиссия признает результаты выборов недействительными, в случае, если:

а) допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) выборы признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем ¼ от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе; в) по решению суда.

Все основания для отмены итогов голосования или результатов выборов можно разделить на две группы.К первой группе относятся нарушения, допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования. Вторая группа касается только отмены результатов выборов. К ней относятся нарушения со стороны кандидатов, признанных избранными, и избирательных объединений, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов. Такими нарушениями являются:

а) расходование на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средств в размере, составляющем более чем 10% от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) подкуп избирателей;

в) нарушение ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав…” (например, экстремистская деятельность в процессе предвыборной агитации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство);

г) использование преимуществ должностного или служебного положения кандидатом или руководителем избирательного объединения.

По основаниям, относящимся ко второй группе, решение об отмене итогов голосования или результатов выборов, о признании итогов голосования или результатов выборов недействительными может быть принято только судом.

По основаниям, относящимся к первой группе, решение об отмене итогов голосования или результатов выборов, о признании итогов голосования или результатов выборов недействительными, может быть принято вышестоящей избирательной комиссией – но только до того, как данная комиссия приняла решение об установлении итогов голосования или определении результатов выборов.

После того, как вышестоящие комиссии определили результаты выборов, решение избирательной комиссии об итогах голосования или о результатах выборов может быть отменено только судом.

33. ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003.

Выборы Президента РФ осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Требования к кандидату в Президенты: жизненный опыт (не моложе 35 лет); нет требований к гражданству по рождению, обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности; нет указаний на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Постоянное проживание на территории РФ не менее 10 лет.

Назначение выборов Президента — Совет Федерации (СФ). День выборов — Первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Если СФ не назначил выборы, они проводятся ЦИК РФ.

Досрочные выборы — в случае прекращения полномочий до истечения срока (СФ — через 14 дней).

Выдвижение кандидатов — избирательное объединение, избирательный блок, непосредственно избиратели (инициативная группа — не менее 100 человек — обязаны собрать не менее 1 млн. подписей (в 1 субъекте не более 70 тыс.)) + политическая партия + самовыдвижение (инициативная группа не менее 500 человек, необходимо собрать не менее 2 млн. подписей).

Выборы проводятся при наличии не менее 2-х зарегистрированных кандидатов. Они проводятся по единому федеральному избирательному округу (вся территория РФ). Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Ели ни один не избран — повторное голосование (через 21 день) (избранным считается набравший большее число голосов). Повторное голосование может проводиться и по одной кандидатуре, если другие выбыли.

Выборы признаются несостоявшимися: если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки; если есть нарушения; если большинство проголосовало против всех кандидатов. Если выборы признаны несостоявшимися, недействительными, СФ назначает повторные выборы, которые проводятся в том же порядке.

Срок полномочий Президента РФ — 4 года. Одно и то же лицо не может занимать должность более двух сроков подряд.

Вступление в должность Президента РФ — через 4 года после предыдущего (сейчас это 7 мая). А если будут досрочные выборы, все сместится, то — на 30-й день со дня официального объявления ЦИК о результатах выборов. Принесение присяги народу в присутствии членов СФ, депутатов ГД и судей КС РФ.

Местопребывания (резиденция) Президента РФ — Москва, Кремль.

34.Порядок формирования государственной думы — выборы. Однако Конституция РФ не устанавливает, какими должны быть выборы — прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливают федеральные законы «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ряд других федеральных законов.

Выборы в Государственную думу назначаются президентом Российской Федерации раз в пять лет.

По федеральному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, избираются все 450 депутатов. Избрание происходит пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией Российской

Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем десятью членами политической партии, которые состоят в данном региональном отделении, она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.

Уполномоченный представитель политической партии представляет:

• заявление каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, о его согласии баллотироваться

• сведения о размере и об источниках доходов каждого кандидата

Кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования отказаться от дальнейшего участия в выборах депутатов Государственной Думы в составе федерального списка кандидатов, в который он включен, подав письменное заявление в ЦИК РФ. И так же с полит.партией. Но не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее на выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). В октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года. Эта норма будет задействована только на выборах 2016 года.

После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов — перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам, при этом используется метод Хэйра-Нимейера.

Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной думе. Перераспределение происходит пропорционально долям голосов, полученных на выборах.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися:

• если ни один федеральный список кандидатов не получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании

• если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными:

• если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

• если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

• по решению суда.

ФЗ от 20.12.2002г. №175(старый). 225- по мож-й системе; 225 по проп-й системе- т.е. формир-сь 2 вида избр-х округов: общефед-ый и 225 одномандат-й. Подготовку и осущ-е выборов осущ-ли все ИК. День голос-я определен ФЗ. Формально решение приним-т През-т, если не принял, то приним-т ЦИК. Если и ЦИК не приним-т то приним-т ВС РФ. При роспуске ГД През-т одноврем-но назначает досроч-е выборы деп-в ГД.

35.Рекомендации ЦИК:

1. по пропорц.изб.системе надо распределять не менне 20 мандатов. В ХМАО 35 депутатов Думы.

2.если мы используем пропорц.систему, то предпочтительней система с открытым списком. При открытом 2 голоса: 1-за список, 2 - за кандидата.

3. список разделять когда на общесубъектовую часть списка и региональные части. Число регион.частей должно быть одна третья от числа одномандатных округов.

4. число кандидатов в списке должно в 1,5-2 раза превышать замещающих кандидатов.

5. если используется сист.открытых списков должен быть особый порядок.

6. заградительный барьер не должен превышать не более 5%.

7. не надо использовать метод делителей.

До 2003 выбор избирательной системы был делом самого субъекта. При выборах главы субъекта могла использоваться и система абсолютного и относительного большинства. После 2003 обязательной стала система абсолютного большинства и везде использовалось голосование в 2 тура. C 2005 по 2012 выборов не было – самостоятельное назначение.

при выборах дум c 14 июля 2003 обязательным стало использование пропорциональной или смешанной системы. Поскольку была установлена рамочная норма согласно которой не менее половины состава законодательного собрания субъекта должна избираться по пропорциональной системе.

Избирательные комиссии образуют систему которую можно разделить на 2 части (группы). 1- те которые организуют выборы (это центр.избир.комиссия для федер.выборов; избир.комиссия субъекта для региональных выборов; избир.комиссия мун.образования для местных)

В отношении избир.комиссий мун.образования закон допускает передачу их полномочий территориальным избир.комиссиям – госуд.органы субъекта которые формируются избиркомом субъекта (не муниципальный орган). Напимер в хмао избир.комиссия мун.образования только в 4 : ханты-мансийск, пыть-ях , нефтеюганск, и урай . остальные комиссии вспомогательные территориальные субъектные комиссии которые формируются в пределах каждой административно-территориальной единицы. Это окружные которые формируются в одномандатном или многомандатном округах если используется мажоритарная система и наконец участковые избир.комиссии которые формируются в пределах избир.участков. все эти комиссии не имеют статус самостоятельных госуд.органов – рассматриваются как подразделения вышестоящих комиссий; за исключением окружных все действуют на постоянной основе и срок их полномочий – 5 лет.

Избир.комиссии субъекта во многом напоминают ЦИК за исключением порядка формирования. Максимальное количество членов 14, из них 7 назначает глава субъекта, 7 – избирает дума субъекта.

36. 4 этапа:

1. 93-94

2. 94-97

3.97-2003

4.2003 - наст.время

На первом этапе не было ФЗ. Выборы всех уровней регулировались Указами През-та и в С.РФ принимались временные положения о выюорах и их проведении. Избирались только мэры Москвы, питера, главы регион.администраций, которые назначал Президент. Положения о выборах содержали очень много ошибочных норм(ценз постоянного проживания, нарушались принципы нарезки изб.округов).

На втором этапе в декабре 1994 года принят первый ФЗ, впервые урегулирован изб.процесс. Одновременно впервые во всех С.РФ были проведены прямые и всеобщие выборы глав администраций. По прежнему законы С.РФ содержали очень много некорректных ошибочных норм(языкоые ценцы в республиках).

На третьем этапе пришел новый закон "об основных гарантиях и правах граждан при выборах...". Редактирован в 1999 году и принят в 2002. Все основные гарантии изб.прав были исчерпывающим образом урегулированы в ФЗ. С.РФ сохранили только 2 права: 1.сам-но определять изб.систему, 2.устанавливать доп.гарантии изб.права. Наконец поправки были внесены в 2003 году.

На 4 этапе согласно этим поправкам были определены общепризнанные изб.системы. Для выборов глав С. - обяз-но мажор.система абсолютного большинства. Не менее половины состава Думы С.РФ должны избираться по пропорц.изб.системе. Введене общей изб.пропорц.системы не очень удивили С.РФ, т.к. уже 9 С.РФ имели в этом опыт.

Несовершенсво закона приводило к нарушению изб.прав граждан.

37. Высшее должностное лицо субъекта РФ(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Политическая партия вправе предложить Президенту Российской Федерации в качестве кандидатуры на указанную должность лицо, являющееся членом данной или иной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии.

Кандидаты на должность высшего должностного лица субъекта выдвигаются политическими партиями. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта может быть определена и возможность самовыдвижения.

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта

Кандидату на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), выдвинутому в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований, необходимо собрать подписи избирателей в количестве, установленном законом субъекта.

Не имеют права быть избранными на должность высшего должностного лица субъекта:

• осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений

• осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности

• подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29

Высшее должностное лицо субъекта представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах. Высшее должностное лицо субъекта избирается на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд. Срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ определяется конституцией (уставом) субъекта РФ и исчисляется со дня его вступления в должность.

При вступлении в должность высшее должностное лицо субъекта РФ приносит присягу на верность народу и КРФ, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. В случае признания выборов высшего должностного лица субъекта РФ несостоявшимися или недействительными повторные выборы проводятся в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". В случаях, когда высшее должностное лицо С.РФ временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта РФ.

38. Форма правления – это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны.

Формы правления разделяются по одному критерию – статусу главы государства. Соответственно монархии такие государства в которых глава государства замещает свои полномочия на бессрочной основе и он не несет конституционно-правовой ответственности перед народом либо его представителями. Безответственность монарха обеспечивается за счет института контрасигнатуры.

Республика - глава государства избирается на определенный срок и несет конституционно-правовую ответственность перед народом либо парламентом.

Можно говорить о существовании переходных или смешанных формах правления, а именно о таких которые:

• Сочетают признаки монархии и республики

• Сочетают признаки парламентских и президентских систем

Парламентская республика:

1) Наличие правительств.большинства в парламенте ; политический характер правительства. Статус депутата может быть совмещен со статусом министра. Возможен роспуск парламента (РФ). Партии с сильной структурой (не допускают формирования фракций в своем составе).Ветви власти организационно не разграничены поэтому функционально с точки зрения реализации полномочий они независимы друг от друга

2) Дуализм исполнит.власти : есть глава государства и глава правительства (слабый президент, сильный премьер-министр)

3) Правительство формируется либо парламентом либо при его рещающем участии ;

4) Ответственность правительства перед парламентом (вотум доверия/недоверия)

5) В случае конфликта властей глава государства вправе распустить парламент

6) Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным парламентом

7) Правительство активно участвует в законод.процессе

Президентская республика:

1) Технический характер правительства;

2) Оно может быть сформировано из представителей тех партий которые не являются большинством (РФ). Статус депутата не может быть совмещен со статусом министра. Нет роспуска парламента. Партии со слабой структурой (РФ). Ветви власти разграничены организационно, но функционально взаимозависимы (система сдержек и противовесов)

3) Монизм исполн.власти

4) Парламент не участвует в формировании правительства либо его участие несущественно

5) Правительство ответственно только перед президентом

6) Нет роспуска парламента

7) Перед вновь избранным президентом

8) Правительство не имеет законодательной инициативы.

39. Смешанные респуб-ки:впервые идею смеш рес-ки(в 60гХХв)разраб-ли французск.юристы(Шабо и Мойс дю Верже).Разновид-ти смеш-х респ-к:

1.Полупрез-ие(франц-ие)респ-ки:1)прав-во формир-ся през-ом,а политич-ки ответ-но перед парлам-ом.Как правило прав-во формир-ся през-ом с учетом партийного состава парл-та,но возможно формир-ие и не партийного(технич-го)прав-ва,если в парл-те нет ярко выраженного больш-ва.През-т не имеет п-во по собств. Инициат отправить прав-во в отставку(это не рос-ий признак).Прав-во ответ-но исключит-но перед парл-ом(это не рос-ий приз),но в отличие от парлам респ-ки процедура вынесения вотума недоверия-усложнена.2)сущ-ет дуализм испол.вл-ти,но здесь премьер-мин-слабый.Значит-ю часть полномоч-й в сфере испол.вл-ти През-т реализует сам,часть полн-й през-та в сфере испол вл-ти связано с принципом контрсигнатуры.Т.О здесь сущ-ет разделение испол.вл-ти м/у главой гос-ва и главой прав-ва.3)Нац собрание(парл-т) м/б распущен.4)полном-я парл-та в з/д сфере неск-ко ограничены в пользу прав-ва;5)главная особ-ть:объем полн-й главы прав-ва и главы гос-ва в сфере испол.вл-ти может меняться в зависимости от итогов парлам выб-ов.Сущ-ет дизбаланс в пользу испол.ветви вл-ти,но не в пользу през-та,а в пользу прав-ва.

2.Респ-ки рационализированного парламентаризма (Эстония,Польша,Латвия)-премьер избир-ся квалифиц больш голосов).

3.Монократические президентские респ-ки:а)сущ-ет дизбаланс разд-я вл-ти в пользу испол.ветви вл-ти,но непосредственно в пользу през-та,кот возглавляет всю систему испол.вл-ти;б)участие парл-та в формир-ии прав-ва явл-ся условным;в)процедура вынесения вотума недоверия усложнена.Т.О фактически прав-во ответ-но только перед през-ом,но одновременно у през-та имеется п-во роспуска парл-та(основания роспуска не связаны с конфликтом властей).г)з/д пол-я парл-та ограничены,но не в пользу пра-ва,а в пользу през-та,кот наделен п-ом дилегированного законодат-ва.д)возможно референдарное продление полн-й главы гос-ва,вопреки нормам конст-ии.е)возможен роспуск 2-ой палаты парл-та(верхней)парл-та(больше это нигде не предусм-но)ж)отсут-ие даже формал-х норм о конст-прав ответ-ти главы гос-ва(импичмента).

40. Институт президентуры был учрежден в ходе всероссийского референдума 17марта 1991г.1-ый през-т был избран всеобщими выборами-12июня 1991г-он был избран на 5лет и законом 91г.был определен статус през-та.

В настоящее время порядок избрания, компетенция и основания прекращения полномочий Президента РФ регулируются гл. 4 Конституции 1993 г. Конституция не предусматривает принятия отдельного закона о Президенте, однако некоторые вопросы его статуса, деятельности аппарата главы государства регулируются специальными нормативными актами (законодательством о выборах, об органах государственной власти).

Вместе с тем основную роль в регулировании и организации деятельности института президентства играют акты самого Президента Р.Ф. Данное обстоятельство вряд ли оправданно, поскольку основным регулятором в названной сфере должен быть закон.

Президент РФ «не входит» в систему разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Объяснение этой конструкции связывается с тем, что институт «президентства», находясь вне системы разделения властей или над этой системой, «обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму».

Наука государственного права выделяет три формы института президентства: «чистые» президентские республики, имеющие сильного президента, наделенного широким объемом прав, в том числе по формированию кабинета министров (США, Мексика, и др.); парламентские республики, имеющие президента с узким кругом полномочий, не обладающего правами по формированию правительства, которым занимается парламент (Австрия, ФРГ, и др.); так называемые смешанные, полупрезидентские республики, где парламент играет существенную роль в формировании правительства, однако президенту республики принадлежат значительные полномочия в осуществлении государственной власти (Франция, Португалия, и др.).

Отличительная особенность взаимоотношений парламента и Президента в России — наличие элементов политической ответственности Правительства не только перед Президентом, но и перед парламентом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, решение о котором принимается большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Организация президентской власти в России основана на использовании элементов и полупрезидентсткой республики.

41. Конституционно – правовой статус ПрезидентаРФ складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Президента РФ включает в себя следующие элементы:

-правовые нормы, определяющие порядок выборов и вступления в должность Президента РФ;

-правовые нормы, устанавливающие компетенцию Президента РФ;

-правовые нормы, регулирующие порядок прекращения полномочий Президента РФ.

Функции –это основ.напр деятельности

Полномочия- это конкретные права и обязанности которые реализуются президентом в форме принятия решений или юр актов.

Президент:

Явл. главой государства

Гарантом конституции

Арбитражная функция

Наши рекомендации