Раздел 1. Теория права
Тема1. Понятие, принципы и признаки права.
Схема 1
Право как совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм | |
Право конкретного субъекта. Мера свободы, равенства и справедливости, в пределах которых субъект может распоряжаться чем-либо под защитой государства без чьего-либо вмешательства | |
| | | | | | | |
| Норма поведения, установленная верховной властью | | | Реальные отношения, влекущие юридические последствия | |
| | | | | Неотчуждаемые права личности. Притязания, человека, обусловленные его природой | |
|
|
Схема 2
Схема 3
Схема 4
.
Тема 2. Норма права: понятие, признаки, структура, виды. Норма права в системе социальных норм
Схема 5
Признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. | |
СОЦИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
| | | |
| Правило (модель) поведения | |
| | Государственно-властное предписание | |
|
выражено в форме
| | | |
| Регулирует общественные отношения | |
| | Определяет права и обязанности | |
|
посредством того, что
| | | |
| социально допустимое (нормальное) поведения | |
| | равный масштаб должного или возможного поведения | |
|
задается через
Текстуальная фиксированность | |
Норма права возможна только как действующая норма. Она не существует в отрыве от реальных правоотношений. Если норма не имеет механизма реализации, т.е. не задает реальной модели поведения по реализации предоставленного правомочия, она превращается в декларацию. Поэтому норма 1. должна моделировать необходимые отношения так, чтобы не было препятствий к их реализации. 2. Обстоятельства, предусмотренные нормой в качестве основы предписываемого поведения, должны быть легко узнаваемы в реальной жизни. 3. Суть действий, требуемых предписанием должна быть понятна тем, кому адресована. | |
Нормы права имеют внешнюю текстуально-правовую форму. Она фиксирована, устойчива и определена. Фиксированность нормы не зависит от письменного или иного способа ее выражения. Норма может быть записана и издана (нормативный правовой акт), может существовать в сознании членов общества без записи как жизненно важная, утвердившаяся в качестве обязательной модель поведения (правовой обычай). Норма фиксируется как детализированное, четко выраженное правило поведения, что позволяет не только вычленить ее структуру, но и не допускает двусмысленности в толковании. Однако определенность правовой нормы не может быть абсолютной. Норма – это не только буква закона, но и «дух» закона. | |
Норма права обязательна для всех, кто оказывается в обстоятельствах, предусмотренных ею.Она определяет общеобязательные границы возможного и должного поведения, выступает в качестве одинакового масштаба, равной меры свободы для каждого, кто оказался в сфере ее действия. Обязательность подкрепляется возможностью применения к правонарушителю организационных мер принудительного характера со стороны государства. | |
Норма права устанавливает взаимные права и обязанности между субъектами правоотношений. Это не зависит от того, как выражено предписание: в виде правомочия, обязывания или запрета. Управомочивая кого-либо на совершение определенных действий, норма одновременно возлагает обязанности на тех, кто оказывается в поле действия данного лица. Норма, запрещающая какие-либо действия, одновременно предоставляет право привлекать к ответственности за нарушение запрета. | |
Предоставительно-обязывающий характер | |
Правовая норма всегда представляет собой социальную ценность, т.е. воспринимается обществом как значимая. Норма права – это модель отношений, закрепляющая необходимую связь между субъектами, игнорирование которой делает невозможным построение данных отношений. Не обладающая значимостью для общества норма не способна породить реальные права и обязанности у субъектов и оправдывать их действия. Установление, не отвечающее этому признаку, не сможет регулировать отношения на практике. Принудительные меры, обеспечивающие выполнение такого постановления будут неправовыми (произвольными, волюнтаристскими, оторванными от реальных потребностей жизни). Цель нормы права сводится к тому, чтобы сделать наиболее важные для общества правила поведения доступными для широкого понимания. | |
Норма права является официальным выражением воли государства, властным предписанием разрешенного или запрещенного поведения. В качестве правила поведения она может формироваться в обществе, существовать и использоваться в качестве обыкновения, обосновываться учеными. Но юридическую силу норме придает государство. | |
Устанавливается и охраняется государством | |
Схема 6
Внутреннее строение, определенный порядок изложения содержания правовой нормы. Структура показывает, из каких частей норма права состоит и как они взаимосвязаны. Правовая норма, являясь правилом поведения, связывает в единое целое условия для соответствующего поведения или действия, само действие, т.е. правило поведения и последствия, наступающие за нарушение данного правила | |
Схема 7
Часть правовой нормы, которая указывает на те последствия, которые могут наступить для субъекта при выполнении или невыполнении правил диспозиции. Они могут быть положительными (меры поощрения) или отрицательными (меры наказания) | |
ПРИНЦИП взаимосвязи элементов | |
ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ схема 8
ПРИМЕРЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРАВОВЫХ НОРМ Схема 9
Регулятивные | Нормы, закрепляющие правомочия собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом |
Охранительные | Норма Уголовного кодекса об ответственности за убийство |
Учредительные | Норма Конституции РФ (ст. 49. Ч.1), закрепляющая презумпцию невиновности является учредительной для уголовного и уголовно-процессуального законодательства |
Установочные | Ст. 2 ГК РФ, определяющая «Отношения, регулируемые гражданским законодательством» |
Дефинитивные | Ст. 17 и 21 ГК РФ, дающие определение понятий гражданской правоспособности и дееспособности |
Коллизионные | Ст. 77, п. 1. Конституции РФ, разграничивающая полномочия субъектов РФ и органов центральной власти в вопросах формирования органов власти в субъектах Федерации |
Оперативные | Федеральный закон от 13 июня 1996 г. «О введении в действие Уголовного кодекса РФ» |
Управомочивающие | Нормы, предоставляющие право на пенсионное обеспечение по возрасту |
Обязывающие | Нормы устанавливающие обязанность уплачивать налоги, исполнять обязательства по договору и т.п. |
Запрещающие | Запрет на вмешательство в частную жизнь |
Императивные | Нормы уголовного права |
Диспозитивные | Норма гражданского права, регулирующая право должника исполнить обязательство до срока, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 315 ГК РФ) |
Рекомендательные | Правило дорожного движения, регулирующая поведение водителя посредством установления знака «извилистая дорога» |
Поощрительные | Нормы, регулирующие выплату матерям пособия после рождения второго ребенка |
Постоянные | Нормы отраслей права |
Временные | Нормы постановления органа местной власти, ограничивающие доступ населения в лесную зону в пожароопасный период |
Общие | Нормы Кодекса об административных правонарушениях |
Специальные | Нормы Закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. |
Общего действия | Нормы конституции РФ |
Ограниченного действия | Устав субъекта РФ |
Локальные | Правила внутреннего трудового распорядка организации |
Схема 10
ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
Правила поведения, регулирующие отношения между людьми | |
Регулируют отношение человека к объектам материального мира: природе, технике и др. | |
Стереотипы поведения, сложившиеся на протяжении жизни не одного поколения в результате многократного повторения определенных действий. Поддерживаются силой привычки. В широком смысле включают в себя также ритуалы и традиции | |
Устанавливаются церковными конфессиями и обязательны для верующих. Регламентируют отправление церковных обрядов, формируют смысл жизни в соответствии с верой | |
основаны на представлении людей о добре и зле и поддерживаются силой общественного мнения | |
Нормы общественных объединений. Регулируют порядок их создания и функционирования. Поддерживаются властью организации | |
Складываются в практической (производственной и т.п.) деятельности. Фиксируют принятый порядок дел. Имеют локальный характер | |
Регулируют отношения между классами, нациями и другими социальными группами. Направлены на завоевание, удержание и использование государственной власти | |
Регулируют отношения к прекрасному и безобразному. | |
устанавливают права и обязанности и охраняются силой государственного принуждения | |
Схема 11
НОРМАТИВНОСТЬ В ПРИРОДЕ И ОБЩЕСТВЕ
Схема 12
СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМ
Регулируют поведение людей | |
Отношения типа: человек – материальный объект | |
Отношения типа: человек - человек | |
СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ
Стандартизируют параметры объекта | |
Стандартизируют поведение | |
Менее определены. Гибкий регулятор | |
Схема 13
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМ
Стандарты, технические условия, медицинские, технологические, санитарно-гигиенические, лингвистические | |
ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЕ НОРМЫ | |
Схема 14
Общее и особенное в социальных нормах
Представляют стандарт, типичный для данного времени и среды | |
Способам формирования (сознательно или стихийно) | |
Определяют границы должного и возможного поведения | |
Субъектам формирования (индивид, общество, государство) | |
Служат ориентиром в выборе социально одобряемого поведения | |
Формам закрепления (сознание, письменные источники) | |
Являются средством контроля за поведением людей | |
Способам обеспечения (государственное принуждение, общественное мнение, совесть) | |
Формируются в процессе жизнедеятельности людей | |
Сфере действия (Политика, производство, религия, повседневная жизнь) | |
Имеют общую цель: обеспечение организованности в общественных отношениях | |
Схема 15
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ
Единство ►Социальные регуляторы: - обусловленность социальными интересами - регулирование общественных отношений - нормативность содержания ►Единство целей: - упорядочивание общественной жизни - развитие личности - утверждение справедливости ►Единство требований - недопустимое в правовом отношении – недопустимо и в нравственном. Совпадение содержания основных запретов | |
Противоречия ►в определении границ предписываемого поведения право – min, мораль - max должного ►в динамике развития: право – консервативно, стабильно мораль – подвижна, стихийна | |
Взаимодействие ►дополняют друг друга ►достижение моральных целей поддерживается правом ►эффективность права зависит отсоответствия требованиям морали | |
.
Различия КРИТЕРИИ Мораль Право По способам формирования формируется в обществе устанавливается или санкционируется государством по методам обеспечения внутреннее убеждение правосознание общественное мнение государственное принуждение по форме выражения содержится в общественном закрепляются в официальных сознании актах по критериям оценки добро – зло, справедливое законное – незаконное несправедливое правомерное – неправомерное по степени детализации наиболее обобщенные детализированные правила правила по сферам действия универсальный избирательность регулятор действия по историческим судьбам более древний регулятор более поздний регулятор | |
Тема 3: Источники (форма права).
Внешняя форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность | |
Схема 16
Трактовки:
В широком смысле В узком (формальном) смысле
(социально-политический аспект) (юридический аспект)
источник форма
санкционированное государством правило поведения, сложившееся в силу многократного повторения. | |
► способ производства ► существующие формы собственности ►хозяйственные, политические, культурные связи | |
Священные книги, которые непосредственно применяются в юридической практике | |
Руководящие принципиальные положения, исходные начала всего права, на которые ссылаются в случае пробела в праве (отсутствия нормы) | |
| | | | | |
| | В основе референдумных норм | |
| |
| | | |
|
|
Решение судебного или административного органа по конкретному делу, которому придается общеобязательное значение при последующих спорах | |
В основе корпоративных и договорных норм | |
Официальный письменный акт компетентного, правотворческого органа, в котором содержатся нормы права | |
В основе централизованных норм | |
ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ (ФОРМ) ПРАВА Схема 17
в выражении и закреплении юридического содержания нормы
Применяется в тех обществах, в которых религия является основным социальным регулятором, например в мусульманском праве (Коран – собрание поучений и заповедей Аллаха), а также в регулировании жизни религиозных сообществ (например, каноническое право христианской церкви). Ограниченная сфера применения. | |
Применяется в случае отсутствия при рассмотрении дела необходимой нормы закона, судебного прецедента или обычая, в случае противоречия норм. Основной источник мусульманского права, применяется также в англоязычных странах. В России официально не признается источником (юридическим основанием для принятия решения), однако служит ориентиром для принятия решения в описанных случаях Преимущества: стимулирует развитие права, преодолевает консерватизм права. Недостатки: возможность субъективизма, политической идеологизации права. | |
В ряде западных государств при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая допускается ссылка на принципы справедливости, доброй совести, разумности, социальной ориентации права и т.д., когда невозможна аналогия закона, или как основа для толкования нормы. Часто рассматриваются как «высшее право», определяющее содержание позитивных законов, аналог естественного права. | |
Признаются во всех правовых системах. Наиболее распространенная форма, определяющая взаимные права и обязанности субъектов правоотношений. Закрепляет согласованную волю участников договора. Применяются в международномправе, в конституционномправе, частномправе. Юридическая сила нормативных договоров не одинакова и зависит от юридического положения субъектов, его заключающих и от сферы урегулирования. | |
Распространен в англосаксонских странах. В основе создания прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать в правосудии из-за отсутствия закона. Прецедент создается часто при разрешении споров и ситуаций, возникших впервые. Преимущества: 1. Прецеденты – это результат логики и здравого смысла, они наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям, могут полнее отражать регулируемые ими общественные отношения. 2. Обладает большой убедительностью, т.к. аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств. 3. Обладает большим динамизмом, т.к. в судебном решении могут непосредственно отражаться изменения, происходящие в жизни. Недостатки: 1. Не имеет того авторитета, как у НПА. 2. Субъективизм, допускает возможность произвола. 3. Прецедентное право очень громоздко, противоречиво, т.к. объем действия прецедента не определен | |
Основной источник права в странах романо-германской правовой семьи (ФРГ, Франция, Россия и др.). Преимущества: 1.Создает условия для сознательного, прогнозируемого, упорядоченного правового регулирования жизнедеятельности общества через механизмы создания, изменения и отмены правовых норм. 2. Фиксируя волю государства, придают нормам авторитет и действенность. 3. Точно и определенно фиксируют содержание правовых норм. Недостатки: 1. Абстрактность, оторванность от конкретных обстоятельств. 2. менее динамичен чем прецедент. 3. Является односторонним актом выражения государственной воли в отличие от прецедента и договора, поэтому возможен риск «навязывания» обществу «мертвых» норм. | |
Схема 18
ИСТОЧНИКИ ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, Общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются частью ее правовой системы. Если нормы национального права противоречат нормам международного договора РФ, то применяются правила, установленные нормами международного договора. Конституционный Суд РФ, рассматривая конкретные дела, часто обосновывает свои решения ссылками на общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности, относящиеся к правам и свободам человека и гражданина. | |
Основной источник права в Российской Федерации. К ним относятся: Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, Законы субъектов Федерации, подзаконные акты Президента, правительства, ведомств, организаций. | |
В РФ нормативные договоры имеют место в конституционном праве – договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти ее субъектов (федеративный договор). В трудовом(коллективные соглашения между администрацией и профсоюзной организацией). Некоторые авторы относят сюда также договоры, регулирующие отношения в гражданском праве(договор найма жилого помещения), всемейном праве (брачный договор). | |
В качестве источников права, т.е. юридическим основанием для принятия решений в РФ признаются решения Конституционного Суда; Административный прецедент, действующий на основе принципа связанности административных органов своим предыдущим решением: если в отношении одного лица административным органом было принято решение, то другим лицам по аналогичному вопросу не может быть отказано в принятии такого же решения. Судебная практика официально не признается источником права в РФ, но может служить ориентиром для принятия решений. | |
В соответствии со ст. 5 Гражданского кодекса РФ в России признаются в качестве источника права обычаи делового оборота. Под «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». | |
Тема 4: Нормативный правовой акт: признаки, виды, действие.
Схема 19
Создается компетентными органами или путем референдума, обладает возможностью устанавливать, изменять или отменять правовые нормы. Данный признак отличает НПА от других источников права, которые в основном только устанавливают нормы права и возникают либо стихийно (обычай), либо в силу конкретных обстоятельств | |
НПА - результат сознательного правотворчества | |
Имеют государственно-властный характер | |
Содержащиеся в НПА предписания являются односторонним актом выражения государственной воли. Этим они отличаются от обычаев, нормативных договоров и прецедентов | |
Данный признак позволяет разграничить НПА от актов правоприменения, которые не содержат норм, хотя и имеют правовой характер, а также от нормативных документов не имеющих правового характера (инструкции). | |
НПА занимает определенное место в иерархии системы законодательства. Юридическая сила указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего этот акт, его конституционных полномочий. | |
Принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке, в отличие от обычая или договора. Не соблюдение процедуры принятия может повлечь недействительность акта | |
НПА издаются в виде официальных документов, которые имеют обязательные реквизиты (вид нормативного акта, название акта, наименование орана, принявшего его, дату. Место принятия акта, номер). | |
регулируют наиболее типичные, массовые отношения | |
в отличие от правоприменительных актов, которые касаются в основном конкретных жизненных ситуаций, обстоятельств, например, приказ о демобилизации или призыве) | |
постоянность либо длительность действия | |
В отличие от правоприменительных актов, рассчитанных на однократную реализацию, например, предписание органа пожарной охраны или налоговой инспекции). | |