Лекция по т.10-11. «Право международной безопасности»

Вопросы:

1. Понятие, принципы и специфика права международной безопасности.

2. Средства поддержания международной безопасности.

3. Мирное разрешение международных споров.

4. Системы коллективной безопасности.

Лекция по т.12-13. «Права человека и международное право»

Вопросы:

1. Универсальные и региональные международные стандарты в области прав человека.

2. Международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека.

3. Понятие, источники, специфика международного гуманитарного права.

4. Защита жертв вооруженных конфликтов.

Семинар по т. 12. «Права человека и международное право»

Вопросы:

1. Универсальные и региональные международные стандарты в области прав человека.

2. Универсальный международный контрольный механизм в области прав человека.

3. Региональные международные контрольные механизмы в области прав человека.

4. Европейский Суд по правам человека.

Учебная цель:Дать представление о комплексе современных международных стандартов, контрольных механизмах и процедурах, обеспечивающих защиту прав личности.

Профессионально-ориентирующая цель:Усвоить основные международно-правовые акты, определяющие деятельность сотрудника органов внутренних дел в области защиты и охраны прав человека.

Прежде, чем приступить к подготовке к данной теме семинарского занятия, необходимо повторить общую теорию прав человека, изученную в курсах теории государства и права, конституционного права России, конституционного права зарубежных стран.

Подготовку к первому вопросу семинарского занятия необходимо начать с повторения основных теоретических аспектов внутригосударственного конституционного института прав и свобод человека. Вслед за этим целесообразно перейти к анализу понятия международного гуманитарного права в совокупности двух его основных подотраслей - международного гуманитарного права в мирное время и международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов. При этом следует учитывать, что изучение второй подотрасли - предмет комплексного рассмотрения проблем международного права в период вооруженных конфликтов. Анализ международно-правового понимания прав человека должно сопровождаться классификацией и изучением различных концепций межгосударственного сотрудничества в области прав человека. При этом рассмотрение целесообразно осуществлять с учетом изучения участия Российской Федерации в международном гуманитарном процессе. Подготовка ко второму вопросу должно базироваться на внимательном исследовании ключевых международно-правовых актов в области прав человека - Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международных пактов о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 г., универсальных конвенций О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1953 г., О правах ребенка 1989 г., О ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и свободах человека 1995 г. Особое внимание необходимо также уделить исследованию различных уровней межгосударственного гуманитарного сотрудничества. Необходимо также особенно остановиться на выяснении сущности понятия международных стандартов в области прав человека, исходя из толкования нормативного содержания общего принципа уважения прав человека, раскрываемого в основных положениях международных документов в рамках Организации Объединенных Наций.

Подготавливаясь ко второму вопросу семинара, особо необходимо заострить внимание на изучении международных контрольных механизмов и процедур как средств повышения эффективности межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Для этого целесообразно дать их классификацию (консенсусные и неконсенсусные), выявить отличительные черты процедур и механизмов, определить их системный характер, поставить ключевые проблемы международного правоприменения в гуманитарной области. Важное место в изучении нормативного материала должна занимать группа международно-правовых стандартов, касающихся отдельных категорий индивидов, прежде всего, женщин и детей. Следует остановиться на анализе основных универсальных международных органов и учреждений, занимающихся обеспечением контроля за исполнением государствами своих обязательств по защите прав человека. Особо важным является тщательное рассмотрение главных международных органов, занимающихся правами человека - структуры в рамках ООН (Третий комитет Генеральной Ассамблеи, Комиссия по правам человека и Комиссия по правам женщин при ЭКОСОС, Центр по правам человека в рамках Секретариата), действующих на основе многосторонних международных договоров (Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка и др.).

Третий вопрос семинара посвящен рассмотрению контрольного механизма в области прав человека в рамках европейских международных структур (Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и др.). Изучение третьего вопроса целесообразно закончить сопоставлением норм конституционного права РФ и норм международного права в области прав человека. Особое внимание необходимо уделить проблемам формирования европейского гуманитарного права как относительно обособленной совокупности норм международного европейского регионального права.

Центральными содержательными блоками четвертого вопроса должны стать анализ статуса и формирования Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), структуры и правил процедуры ЕСПЧ, а также механизма подачи и рассмотрения жалоб в ЕСПЧ. Особое внимание необходимо уделить рассмотрению вопроса о соотношении решений ЕСПЧ и российского права.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что такое права человека и основные свободы и каково их международно-правовое содержание?

2. В чем заключается концепция международного сотрудничества в области прав человека?

3. Каковы основные международно-правовые документы в области прав человека?

4. Каковы основные международно-правовые источники, устанавливающие стандарты гарантий личных и политических прав?

5. Каковы международно-правовые источники, устанавливающие стандарты гарантий социально-экономических и культурных прав человека?

6.Как можно классифицировать международные процедуры и меха­низмы защиты прав человека?

7.Что такое международные стандарты в области прав человека?

8. Какие основные международные контрольные процедуры в области прав человека Вам известны?

9. Раскройте механизмы контроля за обязательствами государств по защите прав человека на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Семинар по т.13. «Международное гуманитарное право»

Вопросы:

1. Понятие, источники и специфика международного гуманитарного права.

2. Международно-правовое регулирование применения средств и методов ведения войны.

3. Международно-правовая защита прав личности в условиях вооруженного конфликта.

4. Индивидуальная ответственность за военные преступления.

Первый вопрос семинара предусматривает изучение ключевых теоретических характеристик совокупности норм международного права в период вооруженных конфликтов. При этом необходимо иметь в виду, что международно-правовое регулирование международных отношений в ходе войны является вынужденной мерой, так как главная цель международного права - это поддержание международного мира и безопасности. Важно разграничить понятия «международный вооруженный конфликт» и «интернационализирующийся вооруженный конфликт немеждународного характера». В рамках первого вопроса настоятельно рекомендуется классифицировать и проанализировать совокупность специальных принципов международного права в период вооруженных конфликтов (ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения войны, защиты прав комбатантов, некомбатантов, гражданского населения и т.д.). При рассмотрении источников данной отрасли международного права следует особо внимательно изучить Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях сухопутной войны, о бомбардировании морскими силами во время войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям 1949 г., касающиеся защиты жертв международных вооруженных конфликтов и вооруженных конфликтов немеждународного характера 1977 г.

Приступая к изучению второго вопроса, следует учитывать ключевой принцип международного права в период вооруженных конфликтов - максимальное проникновение правового регулирующего механизма в международные отношения в период войны. С этой точки зрения должны рассматриваться юридические аспекты и последствия начала (мотивированное объявление войны, ультиматум), окончания военных действий (перемирие, капитуляция) и вооруженных конфликтов в целом (мирный договор). Одним из важнейших составных элементов подготовки по второму вопросу семинарского занятия является международно-правовой анализ состояния нейтралитета и режима военной оккупации. При рассмотрении оккупационного режима, необходимо более подробно остановиться на правовом регулировании защиты гражданского населения.

Отдельный блок семинарского занятия в рамках второго вопроса должен быть посвящен проблематике международно-правового регулирования средств и методов ведения войны. Ключевым вопросом в этой связи является запрещение отдельных средств и методов ведения войны на суше, море и в воздушном пространстве. Целесообразно при этом остановиться на наиболее острых проблемах: запрещения отдельных видов оружия массового уничтожения; обычного оружия, которое может считаться наносящим чрезмерные повреждения или имеющего неизбирательное действие; подвергать нападению или уничтожению гражданские объекты, в том числе - установок и сооружений, содержащих опасные силы; вредного воздействия на окружающую среду и т.д.

Для успешной подготовки к третьему вопросу семинара целесообразно классифицировать участников вооруженных конфликтов по двум группам (комбатанты и некомбатанты), с тем, чтобы рассмотреть затем их общий правовой статус и правовой статус отдельных категорий лиц (личный состав регулярной армии, партизаны, бойцы национально-освободительного движения, военный лазутчик, военный разведчик, доброволец, наемник и т.д.). Отдельный блок в рамках третьего вопроса представляет проблема защиты прав личности во время вооруженного конфликта, нормативное регулирование которой является фундаментом одной из двух подотраслей гуманитарного права. При этом центральное место должно быть отведено изучению двух Женевских конвенций 1949 г. - Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море. Отдельно на основании Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. следует рассмотреть международно-правовой режим военного плена.

Четвертый вопрос семинара посвящен анализу специфики индивидуальной ответственности за военные преступления в условиях вооруженных конфликтов. Необходимо тщательно изучить уставные документы международных уголовных судов, а также материалы международной судебной практики по военным преступлениям, прежде всего – Международного уголовного суда.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Дайте общую характеристику источников международного права действующих в период вооруженных конфликтов.

2. Каковы основные черты «гаагского права»?

3. В чем заключается сущность «женевского права»?

4. Какие нормы права действуют в период вооруженных конфликтов

5. Дайте классификацию вооруженных конфликтов. В чем особенности международных вооруженных конфликтов?

6. Каковы формы и правовые последствия объявления войны

7. Каковы права и обязанности нейтральных государств

8. Каково правовое положение участников вооруженных конфликтов

9. Раскройте на основании Женевских конвенций принципиальные черты режима военного плена.

10. Каковы правовые последствия военной оккупации

11. В чем особенности статуса парламентеров?

12. Каков правовой статус гражданского населения и гражданских объектов в период вооруженных конфликтов

13. Какие средства ведения войны подверглись к настоящему времени международно-правовому запрету?

14. Какие методы ведения войны подверглись к настоящему времени международно-правовому запрету? В чем проблема их квалификации?

15. Каковы основные черты международно-правового регулирования режима перемирия?

16. Раскройте основные черты международно-правового регулирования окончания войны.

17. Рассмотрите ситуацию:

В 90-е гг. на территории бывшей Социалистической Федеративной Республики Югославии произошли серьезные политические изменения, которые привели к выходу из федерации Хорватии, Словении и других ее субъектов. Вслед за этим начались полномасштабные боевые действия за спорные террито­рии и нерешенные политические вопросы между хорватами, мусульманами Бос­нии и Герцеговины и сербами. Проанализируйте с точки зрения норм междуна­родного права начало, ход и окончание войны на Балканском полуострове. Вы­делите субъектов данного международного вооруженного конфликта; опреде­лите статусы вооруженных сил, принимавших в нем участие; охарактеризуйте правовые последствия начала войны; проанализируйте степень применения сторонами недопустимых и запре­щенных средств в ходе вооруженного конфликта; выясните роль мирового сооб­щества и международных организаций в локализации и успокоении балканского конфликта; проанализируйте правовые формы и последствия окончания данной войны.

В конце 90-х гг. в очередной раз обострилась ситуация на Балканах. Руководство Югославии во главе со С.Милошевичем провело ряд карательных операций против албанского населения автономного края Косова в составе Югославии, наиболее радикальная часть которого, организовав военизированные отряды, попыталась добиться юридической независимости. После неудачных попыток политического урегулирования ситуации в Югославии руководство НАТО под предлогом защиты прав албанского меньшинства начало военную операцию против Югославии. Проанализируйте с точки зрения международно-правовых стандартов военную операцию НАТО против Югославии в 1999 г. Какие международно-правовые принципы были нарушены обеими сторонами? Были ли соблюдены процессуальные нормы введения в действие механизма международной военной операции? Какие нормы Североатлантического договора 1949 г. были нарушены в ходе начала и проведения операции?

ИСТОЧНИКИ:

· Женевский протокол Тематический модуль №3. «Специальные отрасли международного права»

Наши рекомендации