Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
1. Основные правовые формы сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
2. Основные сферы международного сотрудничества государств.
3. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников.
1. Под международной борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенными индивидами. Это сотрудничество прошло длительную эволюцию.
Первой формой такого сотрудничества было сотрудничество в выдаче преступников. Еще в договоре хеттского царя Хаттусиля III и египетского фараона Рамзеса II 1296 г. до н.э. говорилось: "Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттский не будет его задерживать, но вернет в страну
Рамзеса".
Позднее возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации постоянно расширялся. На определенном этапе возникла необходимость обмениваться опытом. А в последнее время заметное место в отношениях между государствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего правоохранительные органы различных государств не могут успешно бороться с отдельными видами преступлений, прежде всего с
организованной преступностью.
На сегодняшний день сотрудничество государств развивается на трех
уровнях:
1. Двустороннее сотрудничество. Здесь наибольшее распространение
получили двусторонние соглашения по таким вопросам, как оказание правовой
помощи по уголовным делам, выдача преступников, передача осужденных лиц для
отбывания наказания в стране, гражданами которой они являются.
Межгосударственные и межправительственные соглашения, как правило,
сопровождаются межведомственными, в которых конкретизируется сотрудничество
отдельных ведомств.
2. Сотрудничество на региональном уровне обусловлено совпадением
интересов и характером отношений стран определенного региона. Так, например, в
1971 г. 14 государств-членов ОАГ подписали в Вашингтоне Конвенцию о
предупреждении актов терроризма и наказании за их совершение. В рамках СНГ
такое сотрудничество развивается весьма быстро: в январе 1993 г. в Минске страны
Содружества (кроме Азербайджана) подписали Конвенцию о правовой помощи по
гражданским, семейным и уголовным делам.
3. Сотрудничество на универсальном уровне началось еще в рамках Лиги
Наций, а продолжалось в ООН. В настоящее время создана целая система
многосторонних универсальных договоров в области международного уголовного
права:
- Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него
1948 г.;
- Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции
третьими лицами 1949 г.;
- Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и
институтое и обычаев, сходных с рабством 1956 г.;
- Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и
наказании за него 1973 г.;
- Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах.
совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.;
- Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов
1970 г.;
- Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными
против безопасности гражданской авиации 1971 г.;
- Конвенция о наркотических веществах 1961 г.;
- Конвенция о психотропных веществах 1971 г.;
- Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.;
- Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, попьзующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г;
- Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979г;
- Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 г;
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;
- Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников и т.д.
Международное сотрудничество в борьбе с преступлениями предполагает решение государствами нескольких взаимосвязанных задач:
а) согласование квалификации преступлений, представляющих опасность для
нескольких или всех государств;
б) координация мер по предотвращению и пресечению таких преступлений;
в) установление юрисдикции над преступлениями и преступниками;
г) обеспечение неотвратимости наказания;
д) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу
преступников.
2. С развитием торговли, мореплавания и связей между государствами расширилась и сфера сотрудничества в борьбе с конкретными видами преступлений, касающихся общих интересов.
Издавна широкое распространение приобрела борьба с морским пиратством, которое было признано государствами международным преступлением, а пираты объявлены врагами человечества. До принятия в 1958 г. Конвенции об открытом море, вопросы борьбы с пиратством регулировались обычными нормами, сегодня положения о борьбе с пиратством содержатся также в Конвенции ООН о морском праве 1982 г.
На Венском конгрессе в 1815 г. был принят первый акт о запрещении торговли рабами, но более четко положения о борьбе с работорговлей были закреплены в Конвенции о рабстве 1926 г. В 1956 г. на Женевской конференции была принята Дополнительная конвенция о запрещении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством.
Позднее было начато сотрудничество государств в борьбе с порнографией. В 1910 г. была принята Конвенция о борьбе с распространением порнографических изданий, а в 1923 г. - Конвенция о прекращении распространения порнографических изданий и торговли ими.
Также представляет интерес Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. Ее принятие было результатом угрозы, с которой столкнулись государства в связи с распространением этого опасного явления.
Участившие в 60-е годы случаи захвата воздушных судов привели к принятию в 1963 г. в Токио Конвенции о преступлениях и других террористических актах, совершенных на борту воздушных судов. В 1970 г. была принятая Гаагская конвенция о предотвращении незаконных захватов воздушных судов, в 1971 г. -Монреальская конвенция о предотвращении незаконных актов, угрожающих безопасности гражданской авиации, в 1988 г. Протокол, касающийся незаконных актов насилия в международных аэропортах.
Международное сотрудничество в борьбе с незаконным распространением наркотиков было начато в начале XX столетия. Первое международное соглашение было заключено в Гааге в 1912 г. В 1961 г. была принята Единая конвенция о наркотических веществах, в 1971 г. Конвенция о психотропных веществах, а в 1988 г. принята Конвенция о борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ и психотропных веществ. Международное сотрудничество государств в борьбе с терроризмом началось в период существования Лиги Наций. В 1937 г. в Женеве была принята Конвенция о предупреждении и прекращении терроризма.
Позже была принята Межамериканская конвенция о предупреждении и наказании осуществления актов терроризма 1971 г.; в 1973 г. - Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, а в 1976 г. принята Европейская конвенция о борьбе с терроризмом.
В связи с развитием ядерной техники и ядерного производства стал вопрос о борьбе с хищением ядерного материала. В марте 1980 г. была принята специальная Конвенция о физической защите ядерного материала, в которой, учитывая особую опасность хищения и распространения этого материала, были четко определены состав преступления, порядок привлечения к ответственности нарушителей и их выдачи.
3. Уголовно-процессуальные действия власти государства ограничены его территорией, тогда как для нормального отправления правосудия по уголовным делам иногда необходимо проведение процессуальных действий на территории другого государства. Поскольку принцип государственного суверенитета исключает прямые действия власти одного государства на территории другого, то просьба о помощи остается единственной возможностью выполнить необходимые процессуальные действия. Сотрудничество государств по предоставлению правовой помощи по уголовным делам развивается на уровне двусторонних связей и региональных соглашений, отдельные вопросы такого сотрудничества включаются и во многосторонние международные договоры. В Украине действуют договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам со многими
государствами.
В договорах предусмотрены такие виды правовой помощи по уголовным делам, как вручение и пересылка документов, предоставление информации о действующем праве и судебной практике, допрос обвиняемых, подсудимых, свидетелей, экспертов, проведение экспертиз, передача вещественных доказательств, уголовное преследование, выдача лиц, которые осуществили
преступления.
Институт выдачи преступников (экстрадиции) широко применяется в практике международных отношений. По мере развития отношений между государствами совершенствуется и институт выдачи.
Выдача- это передача лица государством, на территории которого данное лицо находится, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.
Выдача возможна, если совершенное деяние предусмотрено договором о выдаче и деяние карается согласно уголовным законам обоих государств лишением свободы на срок более года. При этом смертная казнь к выдаваемому лицу не может быть применена, если она не предусмотрена законом выдающего государства.
Не подлежат выдаче собственные граждане или лица, которым предоставлено убежище. Не выдаются также лица, в отношении которых вынесен приговор, вступивший в силу по тому же делу или производство по делу прекращено; по делам частного обвинения или о политических преступпениях, а
также в том случае, если истек срок давности по законодательству государства, к которому обращена просьба о выдаче, и если выдача запрещена законодательством государства, к которому обращена просьба о выдаче.
Выданное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и наказано только за преступления, которые повлекли за собой его выдачу.
Вопросы выдачи регулируются как внутренним правом государств, так и международными договорами. В основном это двусторонние договоры. Иногда такие договоры заключают несколько государств. В 1984 году соглашение о выдаче преступников подписали Гана, Бенин, Нигерия и Того. Среди многосторонних договоров в этой области заслуживают внимания, в частности, Европейская (Парижская) конвенция о выдаче преступников 1957 года, подписанная государствами - членами Совета Европы (участвует более 20 государств), а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года (подписана 10 странами СНГ), раздел IV которой посвящен проблеме выдачи преступников.
Положения этих конвенций, за небольшими исключениями, примерно одинаковы. Стороны обязуются выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Кроме того, в них более или менее подробно регламентируется порядок, который договаривающиеся стороны намерены соблюдать при решении практических вопросов, связанных с выдачей.
За последние десятилетия принят ряд многосторонних конвенций, направленных на борьбу с преступлениями международного характера, в которых содержится обязательство о выдаче предполагаемых преступников. Согласно Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 года, предусмотренные в ней преступления рассматриваются как преступления, влекущие за собой выдачу, и на них распространяется любой договор о выдаче, который был или будет заключен между любыми сторонами этой Конвенции. В более поздних договорах о сотрудничестве в борьбе с различными видами преступлений положения о выдаче сформулированы подробнее, но суть их не изменилась. Ни в одном из договоров институт выдачи не носит безусловного характера. Смысл положений в этом случае сводится к тому, что преступники не должны оставаться безнаказанными. Рекомендуется идти по пути заключения договора о выдаче, если без наличия такого договора государство в соответствии со своим законодательством не может выдавать предполагаемых преступников. Например, Конвенция о борьбе с захватом запожников 1979 года идет несколько дальше. Она предусматривает: если государство-участник, обусловливающее выдачу наличием договора, получает просьбу о выдаче от другого государства-участника, с которым оно не имеет договора о выдаче, государство, к которому обращена просьба, может рассматривать настоящую конвенцию в качестве юридического основания для выдачи. Такое же положение содержится в Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года и ряде других соглашений. Во многих конвенциях, особенно в тех, что касаются борьбы с террористическими актами, закреплено положение, суть которого сводится к принципу «накажи или выдай».
При этом в рамках Европейского Союза действуют упрощенная система выдачи, введение которой применительно к европейскому пространству шло поэтапно.
Так, ч.1 (Ь) ст.31 Договора о Европейском Союзе устанавливала, что действия, предпринимаемые сообща в области судебного сотрудничества по уголовным Делам, призваны, среди прочего, облегчить экстрадицию между государствами-членами. Все это должно служить основополагающим целям Европейского Союза:
сохранять и развивать Союз в качестве пространства свободы, безопасности и правосудия, внутри которого обеспечено свободное передвижение лиц во взаимосвязи с соответствующими мерами в сфере контроля за внешними границами, предоставления убежища, иммиграции, а также предотвращения преступности и борьбы с этим явлением (ст,2 Договора о Европейском Союзе).
В том же ключе упрощения процедуры разработаны и два других соглашения, принятые Советом министров юстиции и внутренних дел Евросоюза. Это были, по сути, первые серьезные попытки создания системы выдачи в рамках Европейского Союза. В первом соглашении от 10 марта 1995 года, касающемся упрощенной процедуры экстрадиции между членами Европейского Союза, устанавливается, что в случае заключения соглашения между государством-ответчиком и лицом, подлежащим экстрадиции, выдача последнего осуществляется по формальному запросу об экстрадиции. Таким образом, подтверждаются принципы Шенгенского
соглашения.
Во втором соглашении от 27 сентября 1996 года исключено правило о запросе на экстрадицию по дипломатическим каналам. Каждое государство назначает центральный орган, которому поручается передавать и получать запросы на экстрадицию, а также прилагающиеся документы. Это Соглашение содержало и другие, во многом революционные, положения. Во-первых, в нем были смягчены условия, касающиеся квалификации преступления. Прежде всего, это касается правила двойного обвинения. Государство-ответчик теперь не может отклонить запрос, мотивируя это тем, что в его законодательстве отсутствует квалификация данного вида преступления. Также указанным соглашением изменен минимальный срок наказания за преступление, по которому подлежит экстрадиции лицо. Теперь стало достаточным возможное назначение наказания в виде лишения свободы на срок от 12 месяцев по законодательству страны, требующей выдачи преступника, и от 6 месяцев по законодательству государства-ответчика. К тому же государство-ответчик уже не может отказать в экстрадиции по мотивам истечения сроков давности уголовного преследования или наказания по его законодательству. Во-вторых, Соглашение 1996 года позволяет государству-ответчику выдавать своих граждан, что также является новшеством, явно демонстрируя «европейское гражданство» и подчеркивая, что страны Евросоюза попьзуются одинаковыми
правами и обязанностями [77, с.220].
Введение единого европейского ордена предусматривапо Рамочное решение Совета Европейского Союза «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами», принятое 3 июня 2002 года как результат работы, проводимой по итогам внеочередного саммита Европейского Союза в г. Тампере (Финляндия) 15-16 октября 1999 года, принявшего концепцию взаимного признания государствами-членами Европейского Союза судебных
решений.
Европейский ордер на арест - это выданное государством-членом Европейского союза судебное решение, в целях задержания и передачи другим государством-членом разыскиваемого лица для осуществления уголовного преследования либо для исполнения наказания или меры безопасности, связанных с лишением свободы.
Европейский ордер на арест, подобно своим аналогам во внутригосударственном праве, служит юридическим основанием для задержания подозреваемого, обвиняемого или преступника (если обвинительный приговор в отношении лица уже был вынесен и вступил в силу). При этом в отличие от национальных ордеров, в данном случае речь идет о задержании «разыскиваемого лица» на территории других государств-членов Европейского Союза, где оно может оказаться (или скрываться) после совершения преступления. Также, на основе
принципа взаимного признания и в соответствии с положениями Рамочного решения от 13 июня 2002 г. «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами», государства-члены исполняют любой европейский ордер на арест.
Европейский ордер на арест может выдаваться применительно к деяниям, в отношении которых закон выдающего ордер государства-члена предусматривает наказание или меру безопасности, связанные с лишением свободы с верхним пределом не менее двенадцати месяцев, либо - когда уже было назначено наказание или уже была наложена мера безопасности - применительно к обвинительным приговорам, предусматривающим осуждение к лишению свободы не менее чем на четыре месяца.
Если перечисленные ниже преступления, как они определены в праве выдающего ордер государства-члена, караются в этом государстве наказанием или мерой безопасности, связанными с лишением свободы с верхним пределом не менее трех лет, то применительно к данным преступлениям передача лица на основании европейского ордера на арест согласно условиям Рамочного решения должна выполняться без проведения проверки на предмет двойной преступности деяния: участие в преступной организации; терроризм; торговля людьми; сексуальная эксплуатация детей и детская порнография; незаконная торговля наркотическими средствами и психотропными веществами; незаконная торговля оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами; коррупция; обманные действия, в том числе, обманные действия, наносящие ущерб финансовым интересам Европейских сообществ, в значении Конвенции от 26 июля 1995 г. «О защите финансовых интересов Европейских сообществ»; отмывание доходов, полученных преступным путем; фальшивомонетничество, включая подделку евро; киберпреступность; преступления против окружающей среды, включая незаконную торговлю видами животных, находящимися под угрозой исчезновения, и незаконную торговлю находящимися под угрозой исчезновения сортами растений и породами деревьев; оказание помощи незаконному въезду и пребыванию; умышленное убийство, нанесение тяжких телесных повреждений; незаконная торговля человеческими органами и тканями; похищение человека, незаконное лишение свободы и захват заложника; расизм и ксенофобия; хищения, совершенные организованно или с применением оружия; незаконная торговля культурными ценностями, включая предметы антиквариата и произведения художественного искусства; мошенничество; рэкет и вымогательство денег; изготовление поддельной и пиратской продукции; изготовление фальшивых административных документов и торговля ними; подделка средств платежа; незаконная торговля гормональными средствами и другими стимуляторами роста; незаконная торговля ядерными и радиоактивными материалами; торговля похищенными транспортными средствами; изнасилование; поджог; преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда; угон самолета/корабля; саботаж.
Если место нахождения "разыскиваемого лица" неизвестно, то для его установления можно задействовать Шенгенскую информационную систему, а также Интерпол. Впоследствии "разыскиваемое лицо" подлежит передаче судебному органу, выдавшему на него ордер.
Когда лицо задержано на основании европейского ордера на арест, исполняющий ордер судебный орган решает вопрос о необходимости его содержания под стражей в соответствии с правом исполняющего ордер государства-члена. В любой момент допускается временное освобождение лица из-под стражи согласно внутреннему праву исполняющего ордер государства-члена - при условии, что со стороны уполномоченного органа данного государства-члена будут
предприняты все меры, признанные им необходимыми с целью исключить возможность побега разыскиваемого лица.
Если задержанное лицо заявляет о согласии на свою передачу, то данное согласие и, когда уместно, прямое заявление об отказе от использования правила конкретности даются им судебному органу, исполняющему ордер, в соответствии с внутренним правом исполняющего ордер государства-члена.
Тема 11. Территория в международном праве
1. Понятие и виды территорий.
2. Состав и юридическая природа государственной территории.
3. Государственные границы.
4. Международные реки. Режим Дуная.
5. Правовой режим Арктики и Антарктики,
1. Под территорией в международном праве понимается весь земной шар с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством.
По общим видам правового режима вся территория Земли разделяется на три категории:
1) государственные территории;
2) территории с международным режимом;
3) территории со смешанным режимом.
Значение территории в международных отношениях очень велико, поскольку она представляет собой не только пространство, но и среду обитания и материальную базу существования каждого государства и всего человечества. Поэтому территориальные проблемы всегда относились к числу важнейших международных проблем и часто становились причиной конфликтов между
государствами.
Государственная территория - это территория, которая находится под суверенитетом определенного государства. Ее границы устанавливаются в соответствии с международным правом и закрепляются международными
соглашениями.
К территориям с международным режимом относятся земные пространства, расположенные за пределами государственной территории, находящиеся в общем пользовании всех государств, всего человечества. Правовой режим этих территорий определяется международным правом. Это, в первую очередь, открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального
шельфа.
К территориям со смешанным режимом относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом права в отношении исследования, разработки и сохранения природных ресурсов этих районов, а также права и обязанности по охране их среды. Космическое пространство открыто для пользования любым государством и всем человечеством.
2. Под государственной территорией в международном праве понимается часть земного шара, которая принадлежит определенному государству, и в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство.
В состав государственной территории входят суша и воды, с расположенными под ними недрами, и воздушное пространство, находящееся над сушей и водами
Состав государственной территории Украины определен Законом Украины "О государственной границе Украины" от 04.11.1995 г. Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах границы государства. Водную территорию составляют внутренние (национальные) воды и территориальные воды (территориальное море); различие этих двух водных пространств обусловлено различным режимом плавания иностранных гражданских судов и военных кораблей.
Территориальное верховенство государства является составной частью его суверенитета. Оно означает, что власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется как на собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации, а также на лиц без гражданства, находящихся в пределах территории данного государства.
Согласно международному праву, юрисдикция государства распространяется на лиц, сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря, и, следовательно, вне пределов его территории. Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территории иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.
Государственная территория - это не только пространство, в котором осуществляется верховная власть данного государства, но и природная среда. Государство самостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресурсов. Иностранные государства и лица должны уважать юридическую принадлежность природных ресурсов территориальному суверену и его право регулировать использование этих ресурсов по своему усмотрению.
3. Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их главное назначение. Различают сухопутные, водные и воздушные границы государственной территории.
Сухопутные границы устанавливаются на основе договоров между государствами и, согласно этим договорам, отмечаются на местности. Как правило, эти границы проводятся с учетом особенностей рельефа местности, иногда по прямой линии, а также по меридианам или параллелям.
Водные границы подразделяются на речные, озерные, границы других водоемов и морские. Границы на реках устанавливаются по согласованию между прибрежными государствами: на судоходных реках - по тальвегу или середине главного фарватера, на несудоходных - посередине реки. На озерах и других водоемах граница устанавливается по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера или иного водоема. Морскими границами государств являются внешние границы ее территориального моря или линия разграничения территориального моря смежных или противолежащих государств. Внешние границы территориального моря устанавливаются законодательством прибрежного государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (предел не должен превышать 12 морских миль). Воздушной границей государственной территории является боковые высотные пределы ее воздушного пространства. Боковой границей воздушного пространства является вертикальная плоскость, проходящая по сухопутной и водной линиям государственной территории. Никаких особых соглашений по воздушным границам не заключается.
Современные сухопутные и водные границы устанавливаются, как правило, по договору между сопредельными государствами и называются договорными. В этих случаях прохождение сухопутной границы подробно описывается в международном договоре и в соответствии с этим описанием линия границы наносится на карту, которая является неотъемлемой частью данного договора. Этот процесс определения договорной границы называется делимитацией. Для установления сухопутной линии границы на местности граничащие государства создают смешанную (совместную) комиссию, которая обозначает положение границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков. Это и есть
демаркация границы.
Кроме договорных, существуют так называемые "исторически созданные границы", четкое положение которых не определялось и не закреплялось в договоре между сопредельными государствами, но длительное время они соблюдались на местности и были так или иначе признаны сопредельными государствами. На пограничных реках срединная линия реки либо срединная линия главного фарватера или тальвега, по которым проводится линия границы, могут изменяться из-за различных намывов, наносов и других природных явлений.
Принципы нерушимости и неприкосновенности государственной границы, неприкосновенности и целостности государственной территории, особая стабильность договоров о границах не исключает возможность мирного изменения границы по договоренности между сопредельными государствами и в соответствии с международным правом.
4. Международными рекамиследует считать такие реки, которые протекают по территории двух или более государств и неизбежно являются предметом международно-правовых отношений прибрежных государств. В отличие от международных, национальные реки расположены целиком в пределах одного государства и непосредственно не касаются интересов других стран. В мире насчитывается довольно много рек и озер, относящихся к категории международных. В Европе крупнейшими реками такого рода являются Дунай и Рейн, в Африке - реки Нил, Конго, Нигер, Сенегал, а также озеро Чад, в Латинской Америке - система рек Ла-Платы, включающаю Парану, Уругвай и др., Амазонку с притоками, в Северной Америке - система Великих озер, в Азии - Евфрат, Меконг,
Брахмапутра.
Правовой режим рек, пересекающих территории двух и более государств еще сравнительно недавно связывался исключительно с судоходством. Господствовало мнение, что международной рекой в собственном смысле этого слова является только река, имеющая непосредственное соединение с морем и судоходная на всем своем протяжении. Акцент на судоходство объясняется тем, что в прошлом такие реки использовались в основном для этой цели, а сама проблема международных рек возникла как проблема обеспечения судоходства по ним.
Особенности правового режима международных рек обусловлены тем, что они представляют единый природный комплекс, и вместе с тем они поделены между различными государствами. Поэтому все вопросы использования вод международных рек и озер требуют согласованного подхода, сотрудничества всех заинтересованных (прибрежных) стран. Международная практика идет путем выработки соглашений, касающихся использования конкретных международных рек, озер или их бассейнов. Достаточно вспомнить Договор о бассейне реки Ла-Плата 1969 г. и Договор о сотрудничестве в Амазонии 1978 г. в Южной Америке, Соглашение о Международной Комиссии по охране реки Рейн от загрязнения 1963 г. В настоящее время действует несколько десятков международных соглашений, устанавливающих правовой режим конкретных международных рек и озер. Вместе с
тем нет универсальной конвенции, которая бы кодифицировала общие принципы и нормы "международного речного права".
Международное судоходство по Дунаю регулируется Конвенцией о режиме судоходства по Дунаю 1948 г. В соответствии со ст. 1 Конвенции навигация по Дунаю является свободной для граждан, торговых судов и товаров всех государств. Но плавание военных кораблей неприбрежных стран запрещено, а придунайских за пределами собственной границы - только с согласия соответствующих государств. Наблюдение за выполнением Конвенции осуществляет Дунайская комиссия, состоящая из представителей стран-участниц, в функции которой входят разработка и унификация правил плавания по Дунаю, речного, таможенного и санитарного надзора и т.п. В 1985 г. была принята Декларация о сотрудничестве придунайских государств по вопросам охраны его вод от загрязнения.
5. Антарктикапредставляет собой большой регион нашей планеты, расположенный от Южного полюса до 60-й параллели южной широты. Собственно она включает как материк Антарктиду, так и прилегающие к нему земли, острова, морское пространство. Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике, принятым 01.12.1959 г. в Вашингтоне (США). В основу Договора был положен принцип использования Антарктики только в мирных целях. Она является демилитаризованной и нейтрализованной территорией. Наряду с этим Антарктика является безъядерной зоной, поскольку Договор запрещает производить здесь любые ядерные взрывы, а также размещение радиоактивных отходов. Второй важный принцип правового режима Антарктики - свобода научных исследований. Договором был создан международный механизм для координации деятельности по исследованию Антарктики - Консультативные Совещания. На XI специальном консультативном совещании в апреле 1991 г. было принято решение о запрещении геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет. Соответствующий протокол был подписан в Мадриде в октябре 1991 года.
Арктика- северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга (66,33 с.ш.). На побережье Северного ледовитого океана выходят пять стран: Россия, США, Канада, Дания (Гренландия) и Норвегия. Особенность правового режима Арктики заключается в том, что ее морские пространства разделены на сектора, каждый из которых образует форму треугольника, вершиной которого является Северный полюс, а основанием - побережье арктического государства. Активно развивается международное сотрудничество в области исследования Арктики и охраны ее природной среды, в связи с чем был заключен целый ряд соглашений: многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г., советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике 1984 г., советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением Берингового и Чукотского морей в чрезвычайных ситуациях 1990 года.