Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье
Страны Балтии.Став независимыми государствами, Эстония, Латвия и Литва должны были решить множество сложных проблем. 90% их товарооборота было связано со странами СНГ. Спад производства имел катастрофический характер. Множество предприятий разорилось и прекратило существование. Рост цен на российские энергоносители (электричество, нефть, газ) вызвал в странах Балтии энергетический кризис. Угроза, что придется прекратить теплоснабжение жилых домов и предприятий, была столь велика, что глава эстонского правительства предложил ввести в стране чрезвычайное положение.
Ситуация изменилась с началом рыночных реформ. Либерализация цен, приватизация, формирование предпринимательства вывели экономику из состояния острого кризиса. Экономическое развитие постепенно стабилизировалось. К середине 90-х гг. частным сектором производилось в Эстонии и Литве более 65%, в Латвии — 60% национального совокупного продукта.
Как и в других странах СНГ, первый этап рыночных реформ имел высокую цену для общества. Снизился жизненный уровень населения. Обострилось имущественное неравенство, появилась безработица. Личные сбережения людей были утрачены.
В 1992 — 1993 гг. в странах Балтии состоялись выборы. В 1994 г. с их территории были полностью выведены российские войска. После этого страны Запада начали оказывать им полномасштабную политическую и военную поддержку. Весной 1993 г. Литва и Эстония, а в 1995 г. Латвия стали членами Совета Европы. С 1995 г. они были приняты в Европейское сообщество, а в 1998 г. объявили о намерении вступить в НАТО.
Отношения России со странами Балтии омрачал болезненный вопрос о положении русскоязычного населения. Лишь и Литве, где к началу 90-х гг. около 90% населения составляли литовцы, эта проблема не имела серьезного значения. Иная ситуация сложилась в Эстонии и особенно в Латвии (доля латышей в составе населения едва превышала 50%). Руководство этих стран стремилось поставить коренное население в особое положение. Парламенты Эстонии и Латвии приняли дискриминационные законы о гражданстве, нарушающие права национальных меньшинств.
Межгосударственные отношения в Прибалтике осложняли и другие проблемы, в частности территориальные претензии стран Балтии к России и друг к другу.
Украина.24 августа 1991 г. Верховный Совет Украины принял Акт о государственной независимости. 1 декабря того же года на референдуме большинство граждан поддержало это решение. Власть и население полагали, что независимость поможет Украине справиться с проблемами, наладить жизнь людей. Однако общие для стран СНГ трудности не обошли стороной и Украину.
Украина в отличие от России не спешила приступать к экономическим реформам. Сначала она лишь ввела переходную (карбованец), а затем постоянную (гривна) национальную валюту. Началась приватизация в промышленности. Либерализация цен в России, резкое удорожание энергоносителей стали серьезным испытанием для украинской экономики. Обострилась проблема обеспечения украинской экономики нефтью и газом. Падение производства здесь, как и в других странах СНГ, было обвальным.
На основе соглашений с Россией и США Украина приняла статус безъядерной державы и вывела со своей территории ядерные арсеналы СССР.
В российско-украинских отношениях было четыре болевые точки. Во-первых, проблема Крыма и Севастополя, переданных в 1954 г. из состава РСФСР в состав Украины. Во-вторых, вопрос о базировании российского Черноморского флота в Севастополе. В-третьих, долги Украины России за поставки энергоносителей, составившие к концу 90-х гг. миллиарды долларов. В-четвертых, проблема русскоязычного населения восточных областей и русского языка на Украине.
Основную часть этих проблем удалось решить лишь в мае 1997 г. Был подписан российско-украинский Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Россия признала территориальную целостность Украины. Украина передала в аренду базы для российского Черноморского флота. Севастополь стал базой флотов обеих стран. Был определен порядок выплаты долга Украины России.
Украина разработала меры, чтобы обеспечить права своих русскоязычных граждан (их на Украине почти 11,5 млн).
Белоруссия.Белоруссия провозгласила свою независимость 25 августа 1991г. После распада СССР белорусская экономика пережила нелегкие времена.
В отличие от большинства стран СНГ в Белоруссии государство сохранило значительное влияние па экономику. Государству принадлежит большинство промышленных предприятий, по-прежнему регулируются розничные цены па продукты пи киши и промышленные товары первой необходимости.
После подписания Беловежских соглашений 1991 г. Минск стал официальным центром Содружества Независимых Государств.
В Белоруссии не было серьезных проблем для более чем миллионного русскоязычного населения, которое наряду с белорусами пользовалось всеми гражданскими правами.
В апреле 1997 г. по инициативе Белоруссии Пыл подписан российско-белорусский Договор о создании Союза двух государств. Был утвержден также его устав. 25 декабря 1998 i. Россия и Белоруссия приняли Декларацию о создании единого российско-белорусского государства на условиях сохранения их национального суверенитета. Были созданы и соответствующие союзные структуры.
В целом отношения России с Белоруссией в 90-е гг. были отмечены высоким уровнем сотрудничества.
Закавказье.Азербайджан, Армения и Грузия обрели государственную независимость в конце 1991 г.
Наиболее динамично в 90-е гг. развивалась экономика Азербайджана. Огромные запасы нефти позволили снизить остроту общих для стран СНГ проблем перехода экономики на рыночные рельсы. Сотрудничество Азербайджана с международными нефтяными корпорациями способствовало привлечению в страну больших инвестиций. Не отказываясь от развития отношений с Россией и другими странами СНГ, азербайджанское руководство развивало плодотворные контакты с другими соседними странами — Турцией, Ираном.
После провозглашения независимости перед Арменией встали сложные экономические и политические проблемы. Трудности, вызванные высоким уровнем безработицы, стремительным ростом цен, нехваткой энергоносителей, усугублялись конфликтом вокруг Нагорного Карабаха. Во второй половине 90-х гг. армянское руководство вступило на путь более тесного сотрудничества с Россией. Экономика Армении развивалась в эти годы достаточно динамично. К примеру, аграрное производство здесь в 1997 г. составляло 112% от уровня 1991 г.
Драматична история постсоветской Грузии. Первый президент Грузии 3. Гамсахурдиа отказался от присоединения страны к СНГ. Не сумел он и обеспечить гражданское согласие. В стране, по сути, начиналась гражданская война, массовая эмиграция населения. О суверенитете Абхазии заявило ее руководство.
Тенденция к оздоровлению ситуации наметилась при Э. А. Шеварднадзе, ставшем главой грузинского государства в 1993 г. Грузия дала согласие на строительство на ее территории нефтепровода в Турцию, вступила в СНГ, попыталась снять напряженность в отношениях с Абхазией. Во второй половине 90-х гг. началось сближение Грузии с Западом. Было объявлено о стремлении Грузии к вступлению в НАТО. Российско-грузинские отношения, особенно в период чеченской войны, отличались неустойчивостью.
Страны Центральной Азии.Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан и Туркменистан позже других заявили о своем государственном суверенитете. На протяжении 90-х гг. их основным торговым и политическим партнером оставалась Россия. Но она перестала быть их единственным партнером. Все эти страны, кроме Туркменистана, стремились к тому, чтобы получать в прежних объемах и по старым ценам нефть и газ из России.
25 мая 1992 г. был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Казахстаном. Экспорт зерна в Россию представлял важную часть доходов Казахстана. Была введена плата за аренду космодрома Байконур.
Довольно высокой была миграция населения, в первую очередь русских. Только из Казахстана в 1993 г. в Россию выехало около 250 тыс. человек. В то же время из Монголии и Китая в северные районы Казахстана прибыло 105 тыс. казахов.
На север страны, в Астану, была вскоре перенесена и столица Казахстана.
В Узбекистане было построено крупнейшее в Азии предприятие по выпуску корейских автомобилей «ДЭУ». Государство сохраняет доминирующее положение в экономике: устанавливает официальный курс национальной валюты, розничные цены на товары и т. п.
В военно-политический Центральноазиатский союз наряду с Казахстаном вошли Узбекистан и Киргизия.
Вместе с Россией и Белоруссией Казахстан и Киргизия создали Таможенный союз, дающий немалые преимущества его участникам.
Туркменистан, один из крупнейших экспортеров нефти и гaза в регионе, в 90-е гг. занимал обособленную позицию, не вступая ни в какие союзы и региональные блоки.
Таджикистан, самая бедная из центральноазиаюких республик, испытал непосредственную военную угрозу со стропы соседнего Афганистана, особенно в условиях захвата власти в этой стране движением Талибан. Россия и страны региона оказывали ему помощь в решении внутренних проблем.
Таким образом, в новейшей истории стран СНГ и Балтии немало общих проблем и особенностей. Однако, несмотря на это, их развитие шло по «расходящимся» линиям. Своеобразие и специфика, постепенно усиливавшиеся, порой приводили к отчуждению друг от друга.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:
1. Сравните условия принятия Конституции в России и в странах Балтии. В чем вы видите черты сходства и различия? 2. Чем можно объяснить расхождение бывших республик СССР после его распада? 3. Почему отношения между Россией и Украиной имели особенно драматический характер? В чем это проявлялось? 4. Какие региональные блоки и организации на территории бывшего СССР вы можете назвать? 5. Покажите черты сходства и различия в развитии стран Балтии и СНГ после распада СССР.
Расширяем словарный запас:
ДИСКРИМИНАЦИЯ — ограничение или лишение прав определенной категории граждан по признаку национальной или расовой принадлежности, по признаку пола, по религиозным или политическим убеждениям.
КОНСТИТУЦИОННАЯ АССАМБЛЕЯ — орган, созываемый для определения политических и социально-экономических основ и разработки конституции в странах, переживших радикальные изменения общественного строя.
Россия на пороге XXI в.
Президент России В. В. Путин.Второй Президент России Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г. Окончив юридический факультет Ленинградского государственного университета, он с 1975 по 1991 г. работал в органах государственной безопасности. В 1991 — 1996 гг. был вице-мэром Санкт-Петербурга, затем перешел на работу в аппарат Президента России, где за короткий срок прошел путь до первого заместителя главы администрации. В 1998 г. Путин был назначен директором ФСБ. Летом 1999 г. он был утвержден Председателем Правительства России.
На президентских выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин уже в первом туре одержал победу и был избран Президентом. 7 мая 2000 г. он вступил в должность. Главой правительства был утвержден М. М. Касьянов.
В. В. Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых преобразований в России. Первые его шаги в должности Президента были направлены на укрепление авторитета, и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка.
Укрепление российской государственности.Для укрепления роли федерального центра Президент учредил семь федеральных округов — Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, что стало началом реформы системы местного управления. Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось начать решение чрезвычайно важной задачи: привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел. Эти меры позволили усилить роль центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России.
По инициативе Президента была проведена реформа Федерального собрания. Совет Федерации формируется теперь не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций. Принят закон, по которому региональные руководители могут избираться не более чем на два срока. Эти решения совершенствуют в. в. Путин. федеративное устройство России, позволяют преодолеть существовавшие между центральной властью и регионами противоречия.
Совершенствуется и российская многопартийная система. «Закон о политических партиях» признает таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения. Значение политических партий в жизни страны усиливается.
Была проведена судебная реформа, главным элементом которой стало введение суда присяжных во всей стране с 2003 г.
Была заметно ускорена военная реформа, главным итогом которой к 2015 г. должно стать создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии.
Обеспечение гражданского согласия. Новые государственные символы России.Одним из основных направлений деятельности Президента В. В. Путина является обеспечение общественною единства и согласия. Не разделяя общество па «своих N и «чужих», сторонником и противников реформ, он осуществил ряд мер, способствовавших объединению общества.
Борьба по вопросу о государственной символике России продолжалась почти 10 лет. Президент предложил компромисс, способный сблизить позиции различных частей общества. В декабре 2000 г. Государственная дума утвердила закон о национальных символах России. Трехцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого орла напоминают о тысячелетней истории России. Красный флаг Победы нашего парода в Великой Отечественной войне стал флагом Вооруженных сил. Государственный гимн, положенный на музыку гимна СССР, символизирует единство поколений, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.
Регулярно проходят встречи Президента с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повышают эффективность государственного управления.
Деятельность нового Президента вызывает одобрение общества: к концу первого года пребывания на высшем государственном посту В. В. Путина поддерживали около 80% россиян.
Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в.В экономической жизни страны происходят заметные перемены. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.
По инициативе Президента была осуществлена налоговая реформа. В 2001 г. введен единый 13% налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени реальных уходов населения. Были подготовлены законопроекты о поддержке малого и среднего предпринимательства. Начала реализовываться аграрная реформа. Были одобрены проекты законов о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это был важный шаг на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества. Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий и борьбе с олигархами.
В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке были увеличены расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий триллион операций в секунду. Открыты перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций.
Мировые цены на нефть в 2000 — 2001 гг. держались на высоком уровне. Доходы государственного бюджета выросли, правительство смогло не только1 рассчитаться с международными кредитными организациями, но и решить ряд социальных задач. Проект бюджета на 2002 г. впервые за историю России предусматривал превышение расходов на образование над военными затратами. В мае 2002 г. золотовалютные резервы страны впервые за долгие годы превысили 40 млрд долларов.
Правительство России приступило к реализации мер по модернизации (совершенствованию и обновлению) системы образования и здравоохранения. Увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно ее наиболее перспективных направлений. Неоднократно повышались пенсии по старости, инвалидности, увеличивался размер минимальной оплаты работников бюджетной сферы. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.
Усиление борьбы с терроризмом. «Чеченская проблема».В. В. Путин вступил в должность главы Правительства в августе 1999 г. Буквально через несколько дней чеченские боевики вторглись в Дагестан, попытались захватить высокогорные районы и провозгласить создание исламского государства. По предложению Путина началась контртеррористическая операция. Сепаратисты были вытеснены с территории Дагестана.
Чудовищным ответом боевиков были Российские солдаты взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве в Чечне. и Волгодонске. Погибли сотни людей.
Осенью 1999 г. федеральные войска вновь вошли в Чечню и в короткий срок взяли под контроль важнейшие населенные пункты. Лидеры террористов обращались за помощью к международным организациям, которые стали предлагать посреднические услуги в решении внутрироссийской проблемы.
В Чечне наряду с боевыми операциями Правительство России развернуло работу по восстановлению разрушенных городов и сел, налаживанию мирной жизни. Были сформированы новые органы управления, открыты представительства федеральных органов власти, созданы отряды местной милиции.
Лидеры сепаратистов перешли к методам партизанской войны. Они попытались использовать для атак на федеральные силы территорию Грузии, активизировали попытки привлечь на свою сторону мировое общественное мнение. С их подачи все громче звучали призывы международных организаций к соблюдению прав человека в Чечне. Казалось, мировое сообщество не понимает опасности террора, не видит связи между событиями в Чечне и деятельностью мировых террористических организаций. Лишь с началом международной контртеррористической операции в Афганистане осенью 2001 г. Запад смягчил давление на Россию в чеченском вопросе.
Президент В. В. Путин не исключал и возможности политическою диалога с сепаратистами. В октябре 2001 г. он предложил отрядам террористов разоружиться и вернуться к мирной жизни. В мае 2002 г. были значительно расширены полномочия главы Чеченской Республики А. Кадырова.
Внешняя политика.Внешнеполитическая стратегия России в 2000 — 2001 гг. претерпела серьезные изменения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России.
Соображения, связанные с получением новых кредитов и привлечением инвестиций, отошли на второй план. Россия более четко, чем прежде, определяет свои национальные интересы и, исходя и! них, строит отношения с США и странами Западной Европы.
Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций, ее усилий по поддержанию мира и международной стабильности. Россия придает большое значение сохранению важнейших международных договоров, в особенности советско-американского Договора по противоракетной обороне 1972 г. как одной из важнейших основ современной системы международных отношений.
В 1999 — 2001 гг. В. В. Путин неоднократно призывал международное сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. События в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские лайнеры направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и военного ведомства США в Вашингтоне, подтвердили правоту российского Президента.
Россия присоединилась к усилиям США и других стран мирового сообщества по подготовке и проведению контртеррористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО. Президент Путин неизменно обращает внимание мирового сообщества на то, что угроза современному миру таится не столько в конфронтации великих держав, сколько в вызове международных террористических организаций. Это требует изменения концепции и системы обеспечения международной безопасности.
В мае 2002 г. в Риме Россия заключила соглашение с НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности. Президент Путин сравнил значение этого документа с созданием антигитлеровской коалиции периода Второй мировой войны, объединившей самые разные страны в борьбе против общей угрозы Тогда же был подписан Договор между Россией и США по стратегическим наступательным вооружениям, предусматривавший их сокращение каждой стороной на 75%.
Более энергично развиваются отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на высшем уровне с их лидерами. Новый импульс был придан отношениям с Украиной и Белоруссией.
Отношения стратегического партнерства установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР.
Резкое обострение конфликта на Ближнем Востоке осенью 2000 г. показало эффективность позиции России, выступающей за диалог с обеими противоборствующими сторонами — правительством Израиля и Палестинской национальной администрацией во имя сохранения мира, недопущения полномасштабной войны Постоянным стало участие Президента России в работе не только «большой восьмерки», но и других международных форумов.
Наметившийся в последние годы спад интереса к России сменился повышенным интересом к ней. В отношениях России с Западом стало меньше взаимной подозрительности и недоверия.
ДОКУМЕНТЫ