Харьковская журналистика 1810-1820-х гг., общая характеристика.

Представителем первого течения в молодой украинской журналистике на восточноукраинских землях 1816 года стал журнал, который, который выходил из профессорской среды Харьковского университета под названием «Украинский вестник». Журнал выходил под редакцией и при сотрудничестве проф. Р. Гонорского, проф. Склабовского, Квитки-Основяненка, П. Гулака-Артемовского. Первый номер журнала вышел из университетской типографии в январе 1816 года в форме маленькой книжечки (15х10 см.).

Одним из основных заданий издания – «дать лучшее представление о здешнем крае» (из предисловия журнала), а также ознакомление читателей с историей Украины, пробуждения чувства любви к ней. Уже с первого номера главным в журнале становится история Украины, этнография, география в оригинальных работах.

В первом номере журнала начала печататься статья «Гетьман Хмельницький». Статья заняла несколько номеров. Рассказывая о правлении Хмельницкого, работа проникнута чувством глубокого уважения к украинскому казачеству. Из других работ обращают внимание такие как: исторический обзор Квитки-Основяненка «О Малой России», Грабовского «Исторические замечания о Малороссии, от смерти гетмана Хмельницкого до Полтавского сражения», Маркова «Введение в малороссийскую историю». Тут же описания некоторых местностей Украины. Критические же обзоры принадлежат перу Масловича.

Отдельное место на страницах журнала занимают «Письма к издателям», талантливо собраны в юмористически-сатирическую форму, ориентированы на быт общества того времени. Их автором был Квитка-Основяненко, который выступал под именем Фалалея Повинухина.

Представителем украинского литературного творчества в «Украинском Вестнике» стал Гулак-Артемовский, который приобрел в истории украинской литературе достойное место во многом благодаря опубликованию тут известной басни «Пан та собака».

Отдельно в журнале был введен раздел информативно-хроникальный раздел. Главное место в нем занимали «Харьковские записки». В частности интересными были сообщения о работе харьковского университета.

Журнал не смог приобрести широкого круга читателей. Стояла нелегкая задача – провести соответствующую подготовку путем агитации. Поэтому в первый год издательство большую часть тиража разослало бесплатно. Это дало некоторые позитивные последствия. Постепенно журнал вышел на самоокупаемость. В 1920, перестал существовать из-за введения цензуры.

Представителем другого течения в харьковской журналистике в 1916 году был журнал «Харьковский Демокрит». Своим появление издание обязано одному из первых воспитанников харьковского университета В. Масловичу, который и был его редактором. Еще в предисловии он обозначил «За особливий свій обов’язок вважаю, щоб цей журнал поповнювався творами нашої країни».




Материалы печатались на украинском и русском языках. Масловича постоянно тянуло к украинской поэзии, к украинскому языку и литературе. Украинский язык стал его родным и он заполнял своими сочинениями страницы издания. Кроме самого Масловича здесь печатали свои произведения Квитка-Основяненко, Срезневский, Гонорский и другие.

Всего вышло шесть номеров «Харьковского демокрита». Журнал перестал издаваться в связи с отъездом Масловича в Харьков.

Восстание декабристов 1825 года, польское восстание 1830 года , движение за границей – все это обеспокоило российское правительство. Имея уже опыт в борьбе с украинством, он обратил на него внимание стал и стал применять политику усиленного гнета, боясь национального украинского проявления и развития. Вследствие этого более 30 лет на восточноукраинских землях не выходило ни одного украинского журнала.

41.Историческое значение журналов «Украинский вестник», «Украинский домовод», «Харьковские известия».

«Украинский вестник»- стал первым в подросийской Украине литературно-художественным, научным, и гражданско-политическим месячником. Который начал выходит одновременно с «Харьковским Демокритом», но издание его продолжалось 4 года, (1816-1819).

Реализация принадлежала Ивану Срезневскому.

Тираж летописи для тех времен был очень значительным от 350 до 500 экземпляров. География распространения журнала распространялась на обе столицы – С-Петербург и Москву, губернские города – Чернигов, Иркутск, Тифлис, Рига, Воронеж, Астрахань, Одесса и др.

Слово «Украинский» в названиях харьковской журналистики было проявлением местного патриотизма, складывало целую программу летописей, декларировало ориентацию на местную тематику, авторов, читателей. Именно такая ориентация повлияла на успех летописей, которые не перепечатывали информацию из столичных источников, а предлагали читателям эксклюзивную, местную информацию, которой не было ни в российской ни в зарубежной летописи.

Изначально издатели строили свой журнал из 6 разделов: 1) наука i мистецтво, 2) мальовнича проза, 3) дитяче читання, 4) вiршi, 5) харьковски записки, 6) сумiш. Через год отказались от «дитячого читання».

Сначала журнал выходил на 9 печатных листах, маленького формата. А с 1818 года на 8-ми, но с меньшим шрифтом, за счет чего уменьшились затраты на бумагу. В последний год вернулся к первоначальному формату. Подписка стоила значительно дорого для того времени..

Наибольшей сенсацией научного отдела журнала можно считать, работы Андрея Дудровича «про животный магнетизм», которая была принята неоднозначно и вызвала полемику, а сенсационность заключается в том, что под «животным магнетизмом» тогда понималось учение «психоанализа» и возникло в последствии научной деятельности Фрейда.

Важное место занимают исторические работы, почти все они ориентированы на изучение истории Украины.

В разделе прозы отдавалось предпочтение переведенным отрывкам тогдашних западноевропейских классиков, только один местный писатель выдержал конкуренцию с иностранными авторитетами, это Иван Вернет.

Печатались стихи как переводы, так собственные стихи Ивана Срезневского, Евграф Филомафитский, Павел Кунитский, Орест Сомов, Любовь Кричевская, и др. их произведения были мало приметными на фоне российской поэзии, но постепенно ощущалась украинская стихия, которая происходила из окружения, в котором жили и творили авторы.

Появление настоящей хроники стала основным материалом отдела «Сумiш», редакторы искали новых форм общения с читателями, а читателей становилось все больше.

Но официальная Россия была не довольна пробуждением активной духовной жизни в провинциальных городах огромной страны. В 181 году трижды цензурный комитет высказывал претензии «Украинскому вестнику», а в дальнейшем прекратила работу журнала.

1) отличился универсальностью, всеобщим рассмотрением возможных тем: науки, литературы, краеведческих материалов, хроники,

2) ориентировался на местных авторов

3) Уделял главное внимание освещению украинской жизни.

В 1817 году в Украине зарождается сферовая (галузева) журналистика. Ее первенцем стал журнал «Украинский домовод», только два его номера (январь и февраль) были напечатаны. Издавал его профессор университета Федор Пильгер – возглавлял кафедру лечения животных. Журнал был посвящен проблемам ветеринарии. Издатель надеялся на популярность своего издания, т.к. живность на то время была мерилом достатка и богатства, как помещичьих, та и сельских хозяйств.

В основном издатель заполнял журнал собственными работами но были и другие авторы, которые проявили желание сотрудничать с летописью. Так в журнале была опубликована речь бывшего ректора петербургского ветеринарного училища Ивана Книгина.

Статьи редактора Ф.Пилигера печатались без подписи. Пильгер начал публикацию перевода какого-то научно-популярного источника «Природная история четыреногих домашних животных».

В статье «Общая польза от скотоводства и вред от пренебрежения им» он в духе европейского просветительского демократизма писал про то, что в цивилизованной стране, где власть заботится об общем социальном благополучии, заботится и о развитии животноводства. А вот в России продолжил автор, своевластие помещиков привело к разорению сельских хозяйств, а власти. Это раздумье в ветеринарном журнале испугало цензуру и журнал немедленно закрыли.

«Харьковские известия»- так назывался вторая, после «Харьковского еженедельника» газета, которая выходила в 1817-1823 годах в Харькове и была единственной в то время газетой в подросйской Украине.

Издательство начал профессор Харьковского университета Андрей Андреевич Вербицкий (1788-185)

«Харьковские известия» были ежедневной газетой, формата А3 и выходили на 4 страницах. После двух лет существования газеты цензурный комитет потребовал от университета снятия его с редакторской должности, издателем газеты стал совет Харьковского университета (П. Гулага-Артемовского, Е. Филомафитскоко, О.Склабовского и О.Куницкого). После смены издателя работы газеты все больше превращались в дайджестовое издание, которое живилось не творчеством собственных авторов, а перепечатками новостей из столичной прессы. Это привело к постепенному падению газеты, сокращению числа подписчиков, и полной остановки издания с началом издания «украинского журнала».

Газета является интересным историческим памятником духовной жизни Украины. 3 раздела газеты: «Сообщения», «Смесь» и «Объявления». Издатель рассчитывал иметь прибыль с раздела объявлений.

Но главную часть газетной площади занимали сообщения, с начала шла информация про столичную жизнь, провинцию, зарубежные сообщения. Читатель получал информацию о жизни королевских семей Европы, царской семьи России, публиковалась информация про: дипломатические переговоры, подписания международных сообщений, вооруженные конфликты, светская хроника.

Все информационные материалы были перепечатаны из столичных информационных газет – «Московские ведомости» и «Северная почта».

Вербицкий попробовал нарушить эту традицию, он предложил некоторым образованным особам, выезжавшим из Харькова за границу, быть корреспондентами «Харьковских известий», возможно именно стремление создать сеть собкоров и выйти за грани официальной информации стало одной из причин лишения права В. издавать газету.

42.Украинская альманаховая журналистика 1830-1840-гг. («Утренняя звезда», «Русалка Днестровая», альманах «Ласточка»).

Восстание декабристов 1825 года, польское восстание 1830, движение заграницей - всё это беспокоило российское правительство. Имея за собой уже опыт и традицию в борьбе с украинством, обратил он внимание на украинскую жизнь и встал на путь его очередного укрощения, потому что боялся развития его национального проявления. Последствия этого становиться то, что народ 30 лет не видел на восточно-украинских землях ни одного украинского издания.

Издание разного рода альманахов и сборников (заменяют журналы).

Первым появился в 1831 году, под редакцией проф. О. Шпигальского, «Украинский альманах» в котором участвует забытый поэт Л. Боровиковский (1806-1889).

Вторым альмонахом была «Утренняя Звезда», где размещали свои произведения Квітка-Онов*яненко, Гулак-Артемовский, Е. Гребинка и др.

В то время обращает внимание «Запорожская старина», которую начал издавать сборниками сын сотрудника «Украинского вестника» прф. Ив. Срезнёвский - Изм. Срезнёвский.

В это время появился альманах под названием «Ластівка» (формат 13,5 * 10, 5 382 стр.). Этот альманах был издан в Петербурге в 1841 году в издании и редакции Е. Гребинки.

Ещё в 1830 году Е.Гребинка делал попытки получить разрешение на издание украинского журнала, но безуспешно. Так же безуспешны были его старания получить разрешение на украинское дополнение при петербургском журнале «отечественные Записки».

Его содержание сложилось из трёх украинских писателей. Некоторые из них стали широко популярными, чьи произведения дошли и до наших дней (Е. Гребинка «Ні, мамо, не можна не люба любити», Л. Чужбинского «Скажи мені правду, мій любий козаче», и др.).

В конечном слове альманаха – «До зобачення» обращается Е.Гребинка к землякам с такими словами: «…Полюбіте же, земляки, нашу ластовочку, читайте її швидко, бо незабаро може прилетять солов*ї, тоді хто стане слухати «Ластівку»!?

В этом же 1841 году появился ещё один альманах, который издавал Ол.Корсун под названием «Сніп». А в 1843-1844 году появился альманах «Молодик», которого вышло 4 книги. Владельцем его был И. Бетский. Альманах был издан в Харькове, потом в Петербурге на украинском и русском языках для Харьковского детского приюта.

43.Историческое значение «Зори Галицкой» в становлении профессиональной журналистики Украины.

События весной 1846 года, во время которых была принята конституция, которые были фактически не столько политическим движением самого народа Австрии, сколько отзвуком революционного взрыва вообще в Европе. Украинское население земель, которые входили к австрийским странам, было к активному участию в политической жизни не готово. Но конституция всё же затронула украинцев. Общая политическая ситуация требовала и от них активного отзыва. Как следствие было создано «Раду народню руську»,что потом превратилось в «Руську Раду Головну».

Фактическим периодическим органом Рады стал журнал (часопис) под названием «Зоря Галицка», а её «издателем и редактором» - член Рады, корректор Антон Павенский. Это был еженедельник, первый номер которого появился 15 мая 1848 года, тиражом в 4тыс. экземпляров.

Журнал (часопис) собрал вокруг себя представителей литературной, научно-политической жизни. Среди которых был и последний член «Русской тройки» - Яков Головатский.

Тут были А.Петрушевич, автор писавший на польском языке публикации в защиту самостоятельности украинского языка, поэт и популярный оратор Р. Мох; Б. Дидидский; Гр. Шашкевич (брат Маркияна); Лозаннский; Левицкий, автор первой изданной в галичине грамматики Украинского языка (немецким языком) и др.

Бросался в глаза недостаток информации про события в мире, в самой Австрии, даже в своем крае. Отсутствие основательных работ о раскрытии социальных и политических вопросов. Галицко-украинское общество встретило журнал с восторгом и воодушевлением.

На всеукраинском народном основании «Зоря Галицкая» продержалась всего лишь 1848-1850 годы, под редакцией А. Повенцкого.

Говоря про следующие года, после выхода Повенцкого и переходу «Зори Галицкой» к редакции Гушалевича и Дидыцкого.

Все часописи этого периода и позже указывают на отсутствие у них проводников ясного взгляда на то, каким должно быть их содержание, что бы обратить внимание широкой аудитории. Это было фатальной чертой всей украинской журналистики того времени.

Б. Дидыцкий, ставший редактором «Зори Галицкой» видел, что резкий тон народного направления вызвал, с одной стороны, протесты, а с другой расширял недоверие как в одном так и в другом лагере читателей. Это привело к потере большого количества подписчиков. После он встал на путь заглаживания полемики, временами даже хвалил того или другого украинского писателя, уделял в журнале внимание даже украинскому историческому прошлому. Послышались голоса признания. Но из-за болезни в июне 1854 года Б. Дидыцкий вынужден был покинуть «З.Г.», а её редактирование передать С. Шеховичеву.

Вместе с редактором пришла на страницы «З.Г.» и та хаотичность, которой определялось «Лада», «язычие» и фанатическая ненавистность ко всему народно-украинскому. Красное писательство было очень ограниченно. Вместо того уважительное место занимали нудные «Доверительные письма из Будина», одного из колонок русификаторства и «общерускости» в Угорской Украине И. Раковского.

По новой редакции «З.Г.» уже с первого (48) номера программным направлением и языком, стал народное украинское основание. Поворот этот случился, с одной сторны, из за последствий неосторожности Шеховича, как редактора, что привело к отпаду большого количества подписчиков и читателей. А с другой сторны – под влиянием центрального уряду, который видел в предыдущем направлении тенденции панрусизма. Этот поворот был ударом для москофилов.

Когда в начале 1856 года «З.Г.» начинает выходить вновь, наблюдается её невыразительный характер. На её страницах снова появляются имена И. Руковского, Гушалевича и др. Начинает она популяризировать органы москвафильства – «Семейную библиотеку» и «Церковную газету». В течении года количество подписчиков ещё уменьшилось, а на 1857 год их едва насчитывалось 100 и в 1857 г. «З.Г.» прекращает своё существование.

Наши рекомендации