Политическая активность молодежи
В условиях трансформации современного российского общества наблюдается повышение интереса молодых людей к политической жизни. Более половины опрошенных (54,4 %) отмечают, что интересуются политической жизнью (в 2013 г. – 44,1 %).
В Российской федерации происходят небольшие политические преобразования. Об этом свидетельствует тот факт, что только 12 % респондентов отмечают, что политическая ситуация в нашем государстве по сравнению с осенью 2013 года на момент опроса осталась такой же. Кардинальное улучшение ситуации отмечают 16 % опрошенных, небольшое улучшение констатируют 34 % опрошенных. Часть респондентов высказалась за незначительное ухудшение ситуации (7,1 %) и 3,6 % считают что ситуация стала гораздо хуже. Значительное число участников опроса затруднились с ответом – 26 %. Можно отметить, что более оптимистичны в своих оценках мужчины. Изменение политической ситуации в лучшую сторону (как значительное, так и не очень значительное) отмечают около 51 % респондентов мужчин и 48 % женщин. Большее количество затруднились с ответом (21 % мужчин и 30 % женщин). Это может объясняться отсутствием объективной информации о политической ситуации в нашем государстве, однобокостью освещения вопросов большинством СМИ, а также низкой политической активности молодых людей сегодня. Кроме того, некоторые политические силы чрезмерно навязывают свои идеи молодежи, что приводит к отказу от участия в политике вообще. А женщин, этот вопрос заинтересовал меньше, потому что они больше углублены в другие сферы общественной жизни, поэтому дают более объективные оценки.
Наиболее оптимистичными выглядят результаты опроса студентов гуманитарного факультета и факультета экономики и права. На основании этих данных можно сделать вывод, что студенты именно этих факультетов в наибольшей мере заинтересованы в политической жизни страны. Это объясняется направленностью к общественным явлениям факультета экономики и права и гуманитарного факультета.
На протяжении всей истории человеческого общества актуальной является проблема социально-политического становления молодого человека, его включённости в общественные связи. Важную роль в политической социализации личности принадлежит информационному пространству, в рамках которого оказывается целенаправленное воздействие на формирования политической культуры и политического мировоззрения молодого поколения. В западных странах с помощью масс-медия реализуются специальные обучающие курсы по воспитанию социальной политической и гражданской культуры подрастающего поколения. Автор статьи задает вопрос: Насколько эффективно реализуют данную функцию отечественного средства массовой информации? При этом огромное значение имеет готовность молодежи и усвоению социально-политической информации, степень доверия актуальным источником. Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на низкий уровень политической активности современной молодежи, существуют и некоторые положительные моменты (тяга и общение друг с другом и со старшими поколениями, но ни в форме одностороннего воздействие).[82]
В ходе опроса студентам был задан вопрос об источниках информации о политической жизни. Полученные результаты представлены в таблице 5.
Таблица 5. Сравнительная таблица источников получения информации о политической ситуации в России (в % к числу опрошенных)
Источники информации | |||||||||
Материалы центральных газет | 32,7 | 33,3 | 25,8 | 27,3 | 26,1 | 20,8 | 15,9 | 15,1 | 13,3 |
Материалы областных газет | 21,9 | 17,6 | 14,0 | 11,8 | 9,9 | 4,9 | 10,6 | 10,0 | |
Передачи центрального телевидения | 75,3 | 83,0 | 63,9 | 62,1 | 46,5 | 36,0 | 48,9 | ||
Интернет | 21,7 | 36,3 | 31,5 | 38,3 | 52,5 | 61,5 | 74,3 | 63,3 | 84,5 |
Передачи местного телевидения | 42,3 | 22,2 | 35,3 | 34,3 | 28,6 | 26,4 | 23,9 | 21,5 | 26,5 |
Передачи Всероссийских радиостанций | 17,4 | 18,6 | 21,7 | 16,1 | 11,8 | 11,5 | 10,3 | 7,1 | |
Передачи местного радио | 16,7 | 26,7 | 9,2 | 14,0 | 8,9 | 8,1 | 4,4 | 4,5 | 9,1 |
Лекции | 15,7 | 11,1 | 9,8 | 18,7 | 6,4 | 4,3 | 8,4 | 12,5 | 6,5 |
Встречи, беседы с руководителями области | 2,7 | 16,6 | 1,4 | 4,3 | 3,2 | 1,9 | 4,9 | 1,9 | 3,2 |
Беседы с родственниками, друзьями, соседями | 35,3 | 23,3 | 21,7 | 18,7 | 20,4 | 28,6 | 30,1 | 16,1 | 28,8 |
Беседы с коллегами по работе | 6,7 | 6,9 | 3,7 | 10,0 | 3,9 | 3,7 | 8,8 | 3,9 | 8,4 |
Собственные наблюдения | 23,3 | 16,3 | 13,2 | 15,0 | 16,4 | 11,8 | 16,4 | 13,2 | 13,6 |
Наиболее популярным источником информации является интернет – 84,5 % и передачи центрального телевидения – 48,9 %. При этом следует отметить, что за последние 3 года роль интернета значительно возросла (в 2010 году - 61,5 %). Этот факт объясняется доступностью данных источников информации, повышением роли интернет-ресурсов в современном мире. Остальные источники информации значительно уступают. Так местное телевидение смотрят 26,5 %, к материалам печатных СМИ обращается 13,3 % (центральные газеты) и 10,0 % (областные газеты). Важным источником информации являются беседы с родственниками, друзьями и соседями. Его выделили – 28,8 %. Меньше всего респондентов узнают о политической обстановки в стране из встреч, бесед с руководителями области, а также из лекций – 3,2 % и 6,5 % соответственно. Видна тенденция повышения заинтересованности к средствам массовой информации, таких как интернет, передачи центрального телевидения и передачи местного телевидения, в то время как идет снижение интереса к печатным СМИ, а также к лекциям.
Информацию о политической жизни мужчины и женщины получают из разных источников. Наиболее важным источником информации для мужчин являются интернет– 133 человека, передача центрально телевидения – 68 человек, а так же передачи местного телевидения – 45 человек. Для женщин так же больше всего информации содержится в интернете – 64 человека, передачи центрального телевидения – 44 человека.
Молодежь – особая социально-демографическая группа. Она является своего рода барометром благополучия общества, так как с ней связаны перспективы развития государства и общества. Наибольший уровень социальной мобильности в обществе наблюдается именно среди молодежи, так как она стремиться к изменению своего социального статуса, карьерному росту, повышению материального благополучия. Успех в достижении этого зависит от государства и от той молодежной политики, которую она реализует. Основное отличие молодежной политики от политики в отношении детей, иных социально незащищенных категорий населения заключается в том, что она предполагает активное участие молодежи в жизни общества, создает условия для предоставления молодежи прав и возможностей в решении ее собственных проблем, возлагает на молодых людей и их объединения реальную ответственность, вовлекает молодежь в созидательные процессы, в активную общественно полезную работу. Цель молодежной политики заключается в создании условий, чтобы молодежь активно и достойно включалось в жизнь общества, т.е. речь идет о поддержке молодежных инициатив, а во вторую очередь – о социальных субсидиях, пособиях группам молодежи, а также представителям других социально возрастных групп – инвалидам, группам риска.[83]
В связи с этим значительный блок вопросов в анкете был посвящен анализу принадлежности респондентов к какой-либо молодёжной организации. Сегодня участие в молодежных организациях не привлекает респондентов. Только 9,7 % из них являются членами какой-либо организации (в 2013 этот процент составлял 8,7 %). Это соотношение отображено в Диаграмме 9.