Политическая активность молодежи

В условиях трансформации современного российского общества наблюдается повышение интереса молодых людей к политической жизни. Более половины опрошенных (54,4 %) отмечают, что интересуются политической жизнью (в 2013 г. – 44,1 %).

В Российской федерации происходят небольшие политические преобразования. Об этом свидетельствует тот факт, что только 12 % респондентов отмечают, что политическая ситуация в нашем государстве по сравнению с осенью 2013 года на момент опроса осталась такой же. Кардинальное улучшение ситуации отмечают 16 % опрошенных, небольшое улучшение констатируют 34 % опрошенных. Часть респондентов высказалась за незначительное ухудшение ситуации (7,1 %) и 3,6 % считают что ситуация стала гораздо хуже. Значительное число участников опроса затруднились с ответом – 26 %. Можно отметить, что более оптимистичны в своих оценках мужчины. Изменение политической ситуации в лучшую сторону (как значительное, так и не очень значительное) отмечают около 51 % респондентов мужчин и 48 % женщин. Большее количество затруднились с ответом (21 % мужчин и 30 % женщин). Это может объясняться отсутствием объективной информации о политической ситуации в нашем государстве, однобокостью освещения вопросов большинством СМИ, а также низкой политической активности молодых людей сегодня. Кроме того, некоторые политические силы чрезмерно навязывают свои идеи молодежи, что приводит к отказу от участия в политике вообще. А женщин, этот вопрос заинтересовал меньше, потому что они больше углублены в другие сферы общественной жизни, поэтому дают более объективные оценки.

Наиболее оптимистичными выглядят результаты опроса студентов гуманитарного факультета и факультета экономики и права. На основании этих данных можно сделать вывод, что студенты именно этих факультетов в наибольшей мере заинтересованы в политической жизни страны. Это объясняется направленностью к общественным явлениям факультета экономики и права и гуманитарного факультета.

На протяжении всей истории человеческого общества актуальной является проблема социально-политического становления молодого человека, его включённости в общественные связи. Важную роль в политической социализации личности принадлежит информационному пространству, в рамках которого оказывается целенаправленное воздействие на формирования политической культуры и политического мировоззрения молодого поколения. В западных странах с помощью масс-медия реализуются специальные обучающие курсы по воспитанию социальной политической и гражданской культуры подрастающего поколения. Автор статьи задает вопрос: Насколько эффективно реализуют данную функцию отечественного средства массовой информации? При этом огромное значение имеет готовность молодежи и усвоению социально-политической информации, степень доверия актуальным источником. Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на низкий уровень политической активности современной молодежи, существуют и некоторые положительные моменты (тяга и общение друг с другом и со старшими поколениями, но ни в форме одностороннего воздействие).[82]

В ходе опроса студентам был задан вопрос об источниках информации о политической жизни. Полученные результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5. Сравнительная таблица источников получения информации о политической ситуации в России (в % к числу опрошенных)

Источники информации
Материалы центральных газет 32,7 33,3 25,8 27,3 26,1 20,8 15,9 15,1 13,3
Материалы областных газет 21,9 17,6 14,0 11,8 9,9 4,9 10,6 10,0
Передачи центрального телевидения 75,3 83,0 63,9 62,1 46,5 36,0 48,9
Интернет 21,7 36,3 31,5 38,3 52,5 61,5 74,3 63,3 84,5
Передачи местного телевидения 42,3 22,2 35,3 34,3 28,6 26,4 23,9 21,5 26,5
Передачи Всероссийских радиостанций 17,4 18,6 21,7 16,1 11,8 11,5 10,3 7,1
Передачи местного радио 16,7 26,7 9,2 14,0 8,9 8,1 4,4 4,5 9,1
Лекции 15,7 11,1 9,8 18,7 6,4 4,3 8,4 12,5 6,5
Встречи, беседы с руководителями области 2,7 16,6 1,4 4,3 3,2 1,9 4,9 1,9 3,2
Беседы с родственниками, друзьями, соседями 35,3 23,3 21,7 18,7 20,4 28,6 30,1 16,1 28,8
Беседы с коллегами по работе 6,7 6,9 3,7 10,0 3,9 3,7 8,8 3,9 8,4
Собственные наблюдения 23,3 16,3 13,2 15,0 16,4 11,8 16,4 13,2 13,6

Наиболее популярным источником информации является интернет – 84,5 % и передачи центрального телевидения – 48,9 %. При этом следует отметить, что за последние 3 года роль интернета значительно возросла (в 2010 году - 61,5 %). Этот факт объясняется доступностью данных источников информации, повышением роли интернет-ресурсов в современном мире. Остальные источники информации значительно уступают. Так местное телевидение смотрят 26,5 %, к материалам печатных СМИ обращается 13,3 % (центральные газеты) и 10,0 % (областные газеты). Важным источником информации являются беседы с родственниками, друзьями и соседями. Его выделили – 28,8 %. Меньше всего респондентов узнают о политической обстановки в стране из встреч, бесед с руководителями области, а также из лекций – 3,2 % и 6,5 % соответственно. Видна тенденция повышения заинтересованности к средствам массовой информации, таких как интернет, передачи центрального телевидения и передачи местного телевидения, в то время как идет снижение интереса к печатным СМИ, а также к лекциям.

Информацию о политической жизни мужчины и женщины получают из разных источников. Наиболее важным источником информации для мужчин являются интернет– 133 человека, передача центрально телевидения – 68 человек, а так же передачи местного телевидения – 45 человек. Для женщин так же больше всего информации содержится в интернете – 64 человека, передачи центрального телевидения – 44 человека.

Молодежь – особая социально-демографическая группа. Она является своего рода барометром благополучия общества, так как с ней связаны перспективы развития государства и общества. Наибольший уровень социальной мобильности в обществе наблюдается именно среди молодежи, так как она стремиться к изменению своего социального статуса, карьерному росту, повышению материального благополучия. Успех в достижении этого зависит от государства и от той молодежной политики, которую она реализует. Основное отличие молодежной политики от политики в отношении детей, иных социально незащищенных категорий населения заключается в том, что она предполагает активное участие молодежи в жизни общества, создает условия для предоставления молодежи прав и возможностей в решении ее собственных проблем, возлагает на молодых людей и их объединения реальную ответственность, вовлекает молодежь в созидательные процессы, в активную общественно полезную работу. Цель молодежной политики заключается в создании условий, чтобы молодежь активно и достойно включалось в жизнь общества, т.е. речь идет о поддержке молодежных инициатив, а во вторую очередь – о социальных субсидиях, пособиях группам молодежи, а также представителям других социально возрастных групп – инвалидам, группам риска.[83]

В связи с этим значительный блок вопросов в анкете был посвящен анализу принадлежности респондентов к какой-либо молодёжной организации. Сегодня участие в молодежных организациях не привлекает респондентов. Только 9,7 % из них являются членами какой-либо организации (в 2013 этот процент составлял 8,7 %). Это соотношение отображено в Диаграмме 9.

Наши рекомендации