Семинар 3. Возникновение Российской империи. Внешняя политика и реформы XVIII века (2 часа)
- Внешняя политика России в конце XVII –XVIII вв.
- Преобразования Петра Великого и их оценка (военное дело, податное обложение, государственное управление, экономика, культура).
- Период царствований после смерти Петра I.Россия при Елизавете Петровне.
- Политика «просвещённого абсолютизма». Период правления Екатерины II (1762-1796 гг.).
Вопрос 1. Начните ответ на этот вопрос с упоминания о том, что Петру I предшественники, правившие Россией в XVII в., оставили внешнеполитические проблемы: турецкую и шведскую, которые требовалось решить, а именно: достичь берегов южных морей – Азовского и Чёрного и вернуть выход к Балтийскому морю.
В начале своего правления Пётр I ведёт борьбу на юге с Турцией, организуя два Азовских похода. Каковы итоги этих походов, удалось ли закрепиться на берегах южных морей, добиться победы над турками?
Каковы результаты поездки Петра I в Европу в составе Великого посольства? Почему Пётр во время пребывания за границей отказался от борьбы за выход к южным морям и укрепился в необходимости решить важную историческую задачу – возвратить утраченные северо-западные земли, овладеть Балтийским побережьем?
С кем Пётр I вступил в союз для войны со шведами? Когда началась Северная война против Швеции и сколько лет она продолжалась? Почему Карл XII так легко разбил русскую армию под Нарвой? Какими шведскими крепостями в 1701-1704 гг. овладели русские войска по всему течению Невы и в Эстляндии? Какая крепость, заложенная Петром в устье Невы в период войны, явилась началом основания Петербурга? Когда совершилось это событие? Когда произошло решающее сражение Северной войны – Полтавская битва?
Блестящая победа над шведами под Полтавой положила начало признанию России великой державой. Война завершилась в 1721 г. приобретением значительной части Прибалтики и выходом к берегам Балтийского моря. В тот год Россия стала империей, а Пётр I был провозглашён императором. Ознакомьтесь с документами: «Обстоятельная реляция» о Полтавской битве, 28 июня 1709 г.», «Ништадский мирный договор, 30 августа 1721 г.», «Акт о поднесении Петру I титула императора всероссийского, 22 октября 1721 г.». См.: Хрестоматия по истории России. Учебное пособие/ Составитель Орлов А.С. и др. – М., 2006. С. 161-163, 164-165, 170.
Определите цели и основные направления внешней политики Елизаветы Петровны (1741-1761гг.) и Екатерины II (1762-1796 гг.). Затем более подробно следует остановиться на ходе и итогах русско-турецких войн 1768-74 и 1787-91 г.г., русско-шведской войны 1788-90 г.г. Отдельно нужно сказать об отношении Екатерины II к революционной Франции и роли России в 3-х разделах Речи Посполитой (в 1772, 1793 и 1795 г.г.). В конце дайте общую оценку внешней политики русских монархов, назовите выдающихся отечественных полководцев и флотоводцев, снискавших России неувядаемую воинскую славу.
Вопрос 2. Приступая к изучению реформ Петра I, обратите внимание на то, что на ход и содержание их повлияла Северная война. После сокрушительного поражения в самом начале её Пётр I занялся преобразованиями в военной области, сформировал регулярную армию на основе рекрутских наборов и построил сильный военно-морской флот. Какие органы были созданы для управления армией и флотом? Какие учебные заведения были открыты для подготовки кадров офицеров и унтер-офицеров?
Особое внимание Пётр I обращал на вооружение, провиантское обеспечение армии и флота. Назовите промышленные районы, где на заводах вырабатывался металл для изготовления пушек и ядер. На каких верфях строились военные корабли?
Война требовала денег, и Пётр I всеми способами старался увеличить денежные поступления в казну. Какие изменения в податном обложении ввёл Пётр I? Какое значение имела подушная подать в сборе средств на военные нужды?
Говоря о преобразованиях государственного управления, нужно подчеркнуть, что Пётр I сосредоточил в своих руках всю полноту власти законодательной, исполнительной и судебной. Высшим органом управления являлся Сенат, заменявший царя в его отлучках из столицы. Как формировался Сенат? Кто его возглавлял? Что такое «коллегии»? Какова их структура, функции управления? Ознакомьтесь с документом «Генеральный регламент». См. Хрестоматия …, с. 172-173. Кто осуществлял контроль за работой коллегий?
В каком году введено деление государства на губернии? Кто стоял во главе губерний?
Составьте схему «Органы власти и управления в России в первой четверти XVIII в.».
Для размещения органов власти и управления было построено в Петербурге специальное здание. Как оно называлось? Кто его архитектор? Какое учебное заведение в нём находится сейчас?
Какую роль играл указ Петра I о единонаследии? Что такое «Табель о рангах»? Как изменилось положение дворян после того, как Пётр I установил единый порядок прохождения службы? Познакомьтесь с документом «Табель о рангах», опубликованном в Хрестоматии …, с. 173-174. Пётр I придавал большое значение развитию промышленности главным образом для вооружения и снабжения армии и флота. Вспомните, какие известны вам промышленные центры России, где построены заводы по производству металла, оружия, боеприпасов? Назовите города, в которых было развито мануфактурное производство, и какие виды продукции изготавливались для нужд вооружённых сил? Каким образом пополнялась рабочая сила на заводах и мануфактурах?
Какую политику в области внешней торговли проводил Пётр I? В допетровское время Россия имела один порт для торговли с иностранными купцами. Назовите его. Через какие порты при Петре I была налажена внешняя торговля?
Что сделано Пётром I для развития светского образования. Что собой представляло начальное обучение? Назовите специальные учебные заведения, учреждённые в Москве и Петербурге. Что было предпринято Петром I для развития печати в России? Кроме учебников, какая печатная продукция выходила в петровское время? Кому принадлежит мысль об учреждении в Петербурге Академии наук? Какова структура Академии? Познакомьтесь с документом «Основание Академии наук, 28 января 1724 г.». См.: «Хрестоматия …», с. 176-180. Какие научные экспедиции были организованы в петровское время? Какую роль в пропаганде научных знаний играла Кунсткамера? Что нового произошло во время правления Петра I в области литературы, театрального искусства, живописи и архитектуры?
Завершая подготовку ответа, отметьте, что петровские преобразования коснулись в первую очередь жизни городов. В русских деревнях многое осталось в неизменном виде.
Оценивая реформы Петра Великого, следует сказать, что петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. С одной стороны, отечественная история доказывает, что во время правления Петра I Россия добилась блестящих воинских побед, продемонстрировала большие успехи в экономическом развитии, шагнула вперёд в области просвещения, науки и культуры. С другой стороны, преобразовательная деятельность Петра, по мнению ряда историков, привела к созданию полицейского государства, т.е. государства бюрократического, опиравшегося на слежку и шпионаж. Укрепилось авторитарное управление, сильно возросла роль императора, влиявшего на все стороны жизни общества и государства.
Оценку реформ Петра и его личности можно найти в книге Е.В. Анисимова, А.Б. Каменского «Россия в XVIII – первой половине XIX века». – М., 1994 на с. 49-71, где напечатаны отрывки из сочинений М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва и др.
Вопрос 3. Дайте краткую характеристику царствований Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Ивана VI, перечислите отличительные черты этих правлений. Особое внимание обратите на период царствования Елизаветы Петровны (1741-1761гг.). Укажите какие мероприятия провела императрица Елизавета с целью восстановления некоторых петровских преобразований? Что было предпринято Елизаветой Петровной для расширения прав и привилегий дворянства? Однако, при этом надо иметь ввиду, что внеся определенные коррективы в петровские «Табели о рангах», Елизавета по сути дела лишила многих прав «личных дворян», вышедших в люди благодаря своим заслугам при Петре I. Перечислите мероприятия, проведенные Елизаветой Петровной в области в образования и просвещения. В заключении остановитесь на непродолжительном правлении Петра III и приходе к власти Екатерины II.
Вопрос 4. Первоначально необходимо перечислить основные черты политики «просвещённого абсолютизма» и подчеркнуть, что данная политика была характерна не только для екатерининской России, но и для ряда других европейских стран, например, Франции, Германии, Австрии и др. Затем следует коротко остановиться на таких проблемах как территория и население России во II-ой половине XVIII века, состояние сельского хозяйства, промышленности, торговли, финансов в данный период. В чём заключались преобразования, предпринятые правительством Екатерины II в экономической сфере в 1762-1764 гг. и меры в дальнейшем изложенные в Манифесте 1775 г. и таможенных тарифах 1766 г., 1782 г. и 1796 г. Далее следует обратить внимание на существенные изменения в структуре административных органов, в частности, на реформу Сената, ликвидацию гетманства на Украине, а также открытие Вольного экономического общества (1765 г.) и деятельность Уложенной комиссии (1767-1768 гг.). Какую политику проводила Екатерина II в отношении церкви?
После Крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачёва (1773-1775 гг.) начался новый этап в преобразовательной деятельности Екатерины II, направленный, в первую очередь, на окончательное оформление и усиление дворянского сословия и абсолютизма в целом (см. «Жалованная грамота дворянству», губернская реформа// Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней/ А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. М., 1999. С. 208-214, 214-217). Одновременно правительство Екатерины II осуществило ряд мер в пользу городского населения, особенно купечества; имеется ввиду «Жалованная грамота городам». Перечислите эти меры. В заключении следует подвести итоги 34-летнего царствования Екатерины II, показать противоречивость, неоднозначность как самой личности императрицы, так и её деяний.
Источники и литература
1. Хрестоматия по истории России. Учебное пособие/ Авт.-сост. А.С. Орлов и др./ М., 2006, с. 159-185, 186-199, 200-206, 208-219.
2. История России с древнейших времён до конца XX века. Учебное пособие/ Авт. М.М. Горинов и др./М., 2002, с. 111-123, 123-128, 129-135, 137-143. .
3. История России с древнейших времён до наших дней/ Под ред. А.Н. Сахарова, М., 2007, с. 305-355.
4. История России. Учебник./ Авторы А.С. Орлов и др./ М., 2004, с. 128-144, 178-186.
Темы докладов и рефератов
1. Птенцы гнезда Петрова.
2. Псков и псковичи в эпоху петровских реформ.
3. Императрица Елизавета Петровна и главные действующие лица ее царствования.
4. Портрет на фоне времени: императрица Екатерина II.
5. Окружение Екатерины II: фавориты и сподвижники.
Литература к докладам и рефератам
1. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990, с. 193-227.
2. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. М., 1994.
3. Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989, с. 620-695.
4. Три века. Россия от смуты до нашего времени. М., 1992, т. 3, с. 101-125.
5. Виноградов В.Ф. Псков в годы Северной войны (1700-1721). Псков, 1972. Изд. 2-е. Пыталово, 1989.
6. Постников А.Б. Псков на изломе судьбы: от Московского государства к Российской империи// Псков, 1998, № 8, с. 55-68.
7. Псковский край в истории России. Псков, 1996, с. 76-77.
8. Брикнер А.Г. История Екатерины / В 3-х томах. М.: Терра, 1996.
9. Великие государственные деятели России/ Под ред. А.Ф. Киселёва. М.: Владос, 1996.
10. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. М.: Мысль, 1994.
11. История Европы. Европа нового времени (XVII-XVIII в.в.). М., 1994. Т. 4.
12. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.: Правда, 1990.
13. Писаренко К.А. Повседневная жизнь русского Двора в царствование Елизаветы Петровны. М.: Молодая гвардия, 2003.
14. Оболенский Г.Л. Век Екатерины Великой. Время героев и героических дел. М.: Русское слово, 2001.
15. Труайя Анри. Екатерина Великая. М.: ЭКСМО, 2003.
16. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 1996.
17. Наумов В.П. Елизавета Петровна.//Вопросы истории. 1993.№ 5.
18. Рахматулин М.А. Непоколебимая Екатерина// Отечественная история. 1996. № 6; 1997. № 1.
Контрольные вопросы для проверки знаний
1. Назовите важнейшие меры, осуществлённые Петром I, для создания вооружённых сил в России.
2. Какие цели преследовал Пётр I, проводя преобразования государственного управления страной?
3. Как изменилось положение различных слоёв русского общества?
4. Какие преобразования были проведены Петром в области просвещения, науки и культуры?
5. Какова оценка преобразований Петра I, отражённая в трудах историков?
6. Дайте краткую характеристику царствований Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Ивана VI
7. Назовите отличительные черты правления Елизаветы Петровны.
8. Каковы основные черты политики «просвещённого абсолютизма»?
9. Перечислите основные преобразования Екатерины II в социально-экономической и политической сферах.
10. Назовите цели и основные направления, а также итоги внешнеполитической деятельности екатерининского правительства.
11. Как менялась политика Екатерины II в отношении церкви на протяжении её правления?
Термины и понятия
Империя, рекрутские наборы, Сенат, генерал-прокурор, коллегия, провинция, дистрикт, государственные крестьяне, Синод, обер-прокурор, «Табель о рангах», мануфактура, «бироновщина», кондиции, «просвещённый абсолютизм», фаворитизм, унификация, имущественный ценз, магистрат, городской глава, бургомистр.
.