История Израильско-Иудейского царства. Иудаизм
Израильско-Иудейское царство. В первой половине I тысячелетия до н. э. новое политическое образование сложилось и на юге Восточного Средиземноморья. В XIII в. до н. э. племенной союз двенадцати древнееврейских племен, в литературной традиции именуемых коленами, вторгся на территорию Палестины и подчинил себе ряд местных ханаанейских городов-государств. Само название «евреи» этимологически раскрывается как «житель по ту сторону реки», что согласуется с преданием о приходе патриарха Авраама в Палестину из-за реки Евфрат.
Постепенный переход к оседлой жизни, развитие ремесла и торговли ускоряли имущественное расслоение. В древнееврейском обществе складывался класс крупных собственников и рабовладельцев, заинтересованных в установлении прочной власти, охраняющей их интересы и требования. Замена выборных вождей царями с наследственной властью и создание государства стимулировались и внешней опасностью. Древнееврейские племена вели с переменным успехом долгие войны с филистимлянами. В ходе этих войн царем был избран Саул, власть которого признали все племена (XI в. до н. э.). Саул назначал своих приближенных тысячена-чальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от филистимлян, бросился на меч.
Царем стал его зять Давид (около 1000—965 г. до н. э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардияиз наемников-чужеземцев—критян и филистимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были «падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.
Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965—935 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.
В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.
Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и Каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.
К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его стал город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.
Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 930 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.
Социально-экономические отношения. Рост товарного хозяйства. Развитие ремесел. Расширялась внешняя торговля, особенно с Тиром.
Наряду с общинным землевладением появилась частная земельная собственность. Царский земельный фонд использовался для раздач вельможам и чиновникам. При таких условиях усиливалось имущественное расслоение и обострялись классовые различия. В VIII—VI вв. до н. э упоминаются 4 сословия, на которые делилось свободное население страны: 1) светская аристократия (вельможи и князья); 2) духовная аристократия (жрецы и профессиональные пророки); 3) так называемый народ земли — основная масса свободного населения. Они владели общинными наделами и обязаны были служить в ополчении и платить налоги; 4) чужеземцы (пришельцы и поселенцы), ограниченные в правах. Бедные общинники становились жертвами насилия, их угнетали и ростовщики, и царские чиновники.
Но на самой низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. Источники пополнения рабской силы были разнообразны: войны (взрослых мужчин, попавших в плен, обычно убивали, а в рабство обращали женщин и детей), порабощенные преступники, купля-продажа рабов. Делаются попытки обращать в вечное рабство неплатежеспособных должников. Раб приравнивался к животным. Десять заповедей, приписываемых Моисею, объявляют основными элементами имущества дом, вола, осла, раба и рабыню.
Социальные противоречия израильско-иудейского общества нашли свое отражение в так называемом пророческом движении (VIII—VI вв. до н. э.). Исайяи ряд других проповедников разоблачали насилия и пороки власть имущих, но не призывали бедняков к активному сопротивлению. Они возлагали все надежды на бога Яхве, который пошлет на землю своего помазанника (мессию). Тогда в мире установится царство справедливости и райская жизнь. Призывы и обличения проповедников и недовольство стоящих за ними социальных групп вынуждали правящие круги Иудеи и Израиля к маневрированию и попыткам проведения умеренных реформ.
Древнееврейская религия на первых порах почти не отличалась от ханаанейской — то же поклонение скалам и деревьям, то же почитание изображений богов из камня, меди или серебра. Главным общеплеменным богом израильтян и иудеев считался Яхве, владыка грома и молнии, посылающий на землю благодатный дождь.
Важнейший шаг в развитии монотеистических идей был сделан в период пророческого движения VIII—VI вв. до н. э. Израильские и иудейские пророки, действуя как бы по внушению Яхве, страстно призывали народ отказаться от поклонения иным, ложным богам. Постепенно складывалось отношение к Яхве как к единственному и всемогущему Господу, богу-творцу. Мыслился он довольно абстрактно — с этим и был связан запрет антропоморфных или зооморфных изображений («не сотвори себе кумира»), В то же время отношение между Господом и человеком становилось более эмоциональным, нежели прежде. Тема взаимной любви и союза (завета) между Яхве и его народом является доминирующей во многих библейских книгах.
Выполнение традиционных культовых предписаний казалось недостаточным. Как и в других религиозных системах 1 тысячелетия до н. э.— в буддизме, в зороастризме, в учении пророков особое внимание уделялось соблюдению моральных норм. Именно с этим связано и резкое осуждениепророками закабаления бедноты, скупки земель и неправедной наживы богачей. Под влиянием этого движения в 622 г. до н. э. иудейский царь Иосия провел реформы, объявив Яхве единственным богом и сделав Иерусалимский храм исключительно местом его культа.
Беды, обрушившиеся на Израильское, а впоследствие и на Иудейское царство, воспринимались пророками как кара, наложенная Господом, чтобы очистить от греха избранный им народ. Уведенные Навуходоносором II иудеи мечтали о появлении спасителя-мессии и грядущем своем торжестве. Но будущее все чаще представлялось им не как восстановление власти земных царей, но в виде правления самого Бога на земле. Окончание «вавилонского плена» не означало политической независимости Иудеи, но под верховной властью персидских царей возникла автономная гражданско-храмовая община. Как официальная ее идеология и оформляется в V—III вв. до н. э. иудаизм (Его каноническая книга - Библия).
50. Культура стран Восточного Средиземноморья.Творчески используя достижения своих высокоразвитых соседей, в первую очередь Египта и Месопотамии, народы Восточного Средиземноморья создали собственную, достаточно своеобразную культуру, оказавшую значительное влияние на античный мир.
По мере развития городов и сложения государств создаются дворцовые комплексы и храмы, но их масштабы заметно уступают величественным сооружениям Египта и Шумера: дворец Угарита, дворцовый комплекс Эблы (24—23 вв. до н. э.).
В обстановке политической раздробленности и постоянной угрозы со стороны соседей города-государства Восточного Средиземноморья уделяют особое внимание развитию фортификации. Крепостные стены усиливаются прямоугольными башнями, поверх стен идут зубцы, за которыми скрываются лучники.
Из камня изготовлялись статуи царей и божеств несколько утяжеленных пропорций и с большой долей условности в передаче фигуры. Известны и великолепные скульптурные портреты, например голова одного из угаритских царей, вырезанная из слоновой кости. Косторезное ремесло достигает большого совершенства (статуя царя Алалаха).
В поздней Иудее изобразительное искусство переживает упадок. В VIII—VI вв. до н. э. в связи с развитием пророческого движения и распространением единого культа Яхве иерусалимское жречество уничтожало священные изображения и запрещало изображать людей и животных. Художественное творчество после этого ограничилось орнаментикой и резьбой на печатях.
В области науки финикийцы считали своими учителями египтян. В истории географических открытий заслуги финикийских мореплавателей, вышедших через Гибралтар в Атлантический океан и обогнувших Африку, были исключительно велики.
Античные авторы признавали зависимость греческой культуры от восточной, в особенности от финикийской. Первый эллинский математик, физик, астроном и философ Фалес из Милета (VI в. до н. э.), по словам Геродота, был по происхождению финикийцем.
Особая роль принадлежит народам Восточного Средиземноморья в создании алфавита, одного из замечательных достижений человеческой культуры. По существу, все современные алфавиты или прямо восходят к финикийскому, как греческий и латинский, или созданы с учетом принятой в нем системы. Во II тысячелетии до н. э. в небольших городах-государствах Восточного Средиземноморья шли интенсивные поиски наиболее рациональных систем письменности. Клинопись Месопотамии и иероглифика Египта были здесь хорошо известны и находили свое применение. Однако обе системы были громоздкими и требовали больших профессиональных навыков для запоминания сотен и тысяч знаков. Во II тысячелетии до н. э. в Библе создается слоговое письмо упрощенного типа, так называемое прото-библское письмо, имевшее около 100 знаков. В XV—ХП вв. до н. э. в Угарите употреблялась своеобразная клинописная система — уже алфавитная, содержащая всего тридцать знаков. Наконец, наиболее совершенной системой оказался финикийский алфавит. Применение этого алфавита (воспринятого впоследствии с некоторыми изменениями греками) сделало грамотность доступной любому гражданину, что имело огромное значение для развития торговли и мореплавания.
Религиозные представления народов Восточного Средиземноморья во многом восходят к культам плодородия раннеземледельческих общин, в которых большую роль играл юный бог растительного мира. В Библе он получил имя Адон (господин, греч. Адонис). Согласно известному мифу, этот бог был возлюбленным верховной богини и погиб на охоте от клыков вепря, потом ожил. Оплакивая его, женщины обязаны были остригать себе волосы и носить корзины с плодородной землей («сады Адониса»). Затем наступал радостный весенний праздник воскресения доброго бога.
Нередко объектом почитания были горы, а также могучие деревья. В финикийских храмах, к удивлению греков и римлян, часто вместо статуй божеств стояли камни геометрической формы в виде куба, шара или конуса. Лишь постепенно они заменялись изображениями. В условиях сильного дробления страны не могли возникнуть сложные пантеоны из богов нескольких поколений с установлением божественной иерархии, как это было в Египте и Двуречье. В каждом городе почитался местный бог-покровитель, называвшийся обычно просто Баал (владыка) или Эл (бог), а иногда Мелек («царь», вариант — Молох), а в Тире — Мелькарт («царь города»). Чаще всего эти боги считались солнечными.
Супруга главного бога также порой именовалась просто Баалат (владычица) но чаще носила конкретное имя Астарта, ханаанейская богиня сияла на небе в виде луны, а не планеты Венеры
Древнееврейская литература известна в основном в том обработанном виде, в каком сохранила ее Библия. Включение разнородных и разновременных произведений в религиозный свод отнюдь не означает, что все они имеют культовый характер. Истоком многих из них было устное народное творчество. Некоторые мифы являются общим достоянием нескольких народов древнего Ближнего Востока, прослеживаются в Библии вавилонские и египетские влияния. Миф о сотворении Евы из ребра Адама находит параллели в шумерских текстах, повествование о Ноевом ковчеге близко вавилонскому мифу о потопе, сохранившемуся в «Эпосе о Гильгамеше»..
Миф сплетается с военным эпосом в рассказе о богатыре Самсоне. В качестве эпического героя, победившего в единоборстве богатыря Голиафа, предстает и царь Давид. История жизни и подвигов Давидав «Книгах Царств» местами приобретает характер почти авантюрного романа. Его младший сын Соломон, хитрой интригой захвативший престол отца, прославлен Библией за благочестие и мудрость.
Нет никаких оснований рассматривать произведения, включенные в Библию, как уникальные или тем более «боговдохновенные», но это вовсе не снижает их литературных достоинств. Ветхий завет не только обладает каноническим авторитетом в христианстве, но и оказал влияние на другую мировую религию —. Сюжеты и мотивы древнееврейской словесности широко представлены в классической литературе и искусстве европейских стран. Употребляя библейские выражения, мы часто уже не задумываемся над их происхождением («труба иерихонская», «манна небесная», «золотой телец», «земля обетованная», слова пророка Исайи «Перекуем мечи на орала» и многие другие).