Подготовительный этап работы
Подготовительный этап работы над рефератом включает в себя определение темы, составление плана работы, поиск и предварительное изучение литературы.
Подготовительная работа над рефератом начинается с определения его темы. Как правило, соответствующая тематика приводится в учебно-методических комплексах по отдельным дисциплинам. Распределение тем рефератов между конкретными студентами может происходить по усмотрению преподавателя. Он имеет право обязать каждого учащего написать реферат по определенной теме, либо инициировать самостоятельное изучение ими отдельных вопросов с последующим выступлением на занятии.
В качестве тем для рефератов, как правило, определяются такие аспекты изучаемого предмета, по которым уже сформировалось относительно устойчивое мнение большинства ученых. Тем не менее, творческий характер реферативной работы в полной мере проявляет себя, т.к. студенту требуется первоначально изучить основную учебную литературу (как правило, это академические учебники, написанные коллективом авторов), проанализировать имеющиеся в них библиографические ссылки, осуществить поиск по каталогам в библиотеке и найти 3-4 ключевых работы, которые в последующем нужно будет изучить и проанализировать. Студенту необходимо приучить себя обращать внимание на данные конкретных авторов, подготавливающих главы, разделы для учебников. Именно эти ученые, как правило, ранее занимались специальными исследованиями по данной тематике. Следовательно, студенту остается только найти первоисточники, соответствующую монографию или диссертацию, и изучить их.
Перед тем, как в первый раз как осуществлять поиск литературы, студенту лучше обратиться за помощью к сотрудникам библиотеки. Они подскажут, как правильно работать с систематическими и алфавитными каталогами и как легче осуществлять поиск литературы.
Работая с литературой на данном этапе важно:
- в отдельной тетради составлять список используемой литературы, чтобы потом было проще оформить соответствующий раздел реферата; важно делать пометки о том, где была найдена соответствующая книга, её библиотечный шифр (номер);
- обращать внимание на используемую авторами учебников, монографий, другой научной и учебной литературы структуру изложения вопросов (названия глав, параграфов, разделов). По аналогии можно будет в последующем составить свой план.
Найдя источники информации необходимо осуществить их ознакомительное чтение, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. Уже на этом этапе важно уяснить для себя, понятен ли способ изложения материала. Если текст очень сложен для понимания, возможно, легче найти другой источник информации. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
Подготовительный этап в целом должен завершиться составлением плана будущего реферата. Обдумав и записав, необходимо согласовать его с преподавателем.
2. Основной (исполнительский) этап: подбор и предварительная обработка материала.
Основную часть работы над рефератом представляет собой деятельность по тщательному изучению текста подобранной литературы, тезисное его изложение и составление конспекта.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели, на используемые в тексте выделения (шрифтом, курсивом).
Читая текст важно обращать внимание на основные определения, главные аргументы и выводы, формулируемые автором. Реферативная работа не требует критического осмысления данных аспектов, однако для себя студенту важно их проанализировать, определить, что из утверждений автора носит проблемный характер и уловить скрытые вопросы. Вполне возможно, что в будущем в процессе изложения реферата перед аудиторией, докладчику будут заданы именно такие вопросы.
Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого курсант знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
По мере изучения найденных источников информации, целесообразно осуществлять краткое их конспектирование. Для этого необходимо в свободной форме, не искажая, а напротив, сохраняя главные мысли, изложенные в первоисточнике (тексте), записать ключевые, наиболее важные моменты своими словами. При этом за краткостью не должен теряться смысл. Одновременно, следует обращать внимание на особые, яркие фразы, формулируемые автором работы (их потом можно будет полностью процитировать в реферате), цифровые и иные конкретные данные (их для наглядности можно, например, отразить в виде схемы), а также цитируемые в реферируемом тексте источники (далеко не всегда, но во многих случаях полезно ознакомиться с ними, сформировав свою точку зрения по вопросу).
Подобная работа по составлению тезисов требует от студента глубоко продумать, хорошо понять содержание книги или статьи, уметь выделить главные положения, правильно и кратко их формулировать. Все это является хорошим средством развития логического мышления[4].
Уже на этом этапе необходимо сформировать общее содержание будущего реферата. Для этого важно раскрыть тему, т.е. изложить относящийся к ней материал, сформировать связность текста, т.е. смысловую соотносительность отдельных компонентов, а также цельность – смысловую законченность текста.
Для оформления последовательных переходов между отдельными разделами содержания важно научиться применять так называемые «маркеры», т.е. устоявшиеся, общепринятые в научном мире выражения, способствующие смысловому выделению отдельных мыслей[5]. В частности, могут быть рекомендованы следующие маркеры:
Вам необходимо подчеркнуть… | Маркеры, используемые при этом |
Актуальность проблемы | Особенность, исключительность, важность рассматриваемой проблемы Одной из наиболее актуальных проблем является... В настоящее время особую актуальность приобретает... Сложность, трудность, решения проблемы Большим препятствием является... поэтому издание... - насущная задача... |
Необходимость какого-либо действия | Необходимость можно обосновать следующим образом... Необходимость обусловлена... Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, наиболее актуальных) проблем (задач, особенностей, на правлений, характеристик) является.,. Одна из ...заключается в... Большую актуальность (особую актуальность, все большее значение) приобретает... Особое место занимает... Огромную роль играет... |
Авторский подход | Уточнение используемой терминологии или авторского определения исходных понятий При этом под... будем понимать... Под... здесь понимается... Сознательное сужение границ предпринятого исследования В данной работе рассматривается только... В описываемом исследовании нас интересовали в основном... Такой подход обусловлен... |
Целевая установка | Цель (целью, задачей) настоящей (данной) статьи (работы, публикации) является (была, заключается в...) В настоящей (данной) статье (работе, публикации, заметке) излагаются (анализируются, описываются, исследуются, рассматриваются, предлагаются, рассмотрены, приведены...)... |
Известный вариант решения | Известно, что... Известные подходы к... основаны на... Все большее распространение получают... Для... используются различные способы..., например, ... Для... известны способы... В ... используются различные подходы, например… |
Недостатки известного варианта решения проблемы | Основной недостаток… заключается в том, что… Недостатком является то, что... Что касается..., то эта проблема еще не решена Характеристика отношений противопоставления, несоответствия Однако... имеет ряд существенных недостатков... В большинстве работ... рассматривается без учета... |
Описание предлагаемого варианта решения | В настоящей статье предлагается средство... Предлагаемый... основан на... Рассмотрим один из возможных путей решения этой проблемы... Перейдем непосредственно к описанию... |
Примеры | Рассмотрим... на примере... Приведем пример... Поясним на примере... На рисунке (таблице, схеме) показано (приведено, представлены...)... |
Особенность предлагаемого варианта решения | Существенной особенностью... является... Особенность... состоит в том. что... |
Результаты | Результаты показали следующее:... В ходе проведенного исследования стало известно... |
Выводы | Итак, можно сделать вывод, что... Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы... В заключение подчеркнем следующее... Анализ позволяет утверждать... |
Рекомендации | Как..., так и... может быть рекомендовано в качестве... ; Сформулированные выводы могут быть использованы для... В заключение можно отметить, что... могут использоваться не только в..., но и в... |
Подготавливая черновую, конспективную форму реферата необходимо помнить, что его содержание должно излагаться предельно точно и информативно. Необходимо обращать внимание на фактические данные, обнаруженные взаимосвязи и закономерности. При этом предпочтение должно отдаваться практическим рекомендациям, а не терминологическим изысканиям авторов, т.к. они далеко не всегда целесообразны и тяжело воспринимаются при чтении реферата.
Текст реферата не должен содержать интерпретацию содержания документа, критические замечания и точку зрения автора реферата, а также информацию, которой нет в исходном документе.
Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации. Для написания следует применять стандартизованную терминологию. Необходимо избегать употребления малораспространенных терминов или разъяснять их при первом упоминании в тексте. В пределах реферата необходимо соблюдать единство терминологии, т.е. не допускать многозначность использования одних и тех же понятий.
В тексте реферата можно употреблять общеупотребительные сокращения. Например, в сносках допускается использовать «см.» вместо «смотри», допустимы сокращения «и т.д.» и другие. Сокращения и условные обозначения, не являющиеся общепринятыми, можно применять в исключительных случаях, если это позволит сократить объем реферата. При этом автор должен дать их определения при первом употреблении. Например, делая в тексте ссылки на кодифицированные нормативные акты можно применять их сокращения («УПК РФ» вместо «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»).
Исторические справки, если они не составляют основное содержание документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения, в реферате не приводятся.
Выводы могут сопровождаться рекомендациями, оценками, предложениями, гипотезами, описанными в исходном документе, подвергаемом реферированию.
3. Заключительный этап: оформление реферата.
Объем реферата должен составлять 10-20 страниц печатного текста (не считая титульного листа, оглавления, приложений и списка литературы). Оптимальным считается объем в 15-16 страниц основного текста. Как правило, для написания используется шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14, интервал (расстояние между строчками) - 1,5. Сноски на используемую литературу предпочтительно оформлять постранично, нумерация сносок – отдельная на каждой странице. Поля: верхнее, нижнее – по 2 см, правое – 1,5 см, левое – 3 см. Текст печатается только на одной стороне листа. Все страницы текста за исключением титульного листа должны быть пронумерованы.
Все разделы реферата должны начинаться с новых страниц.
Титульный лист должен содержать: название ВУЗа, наименование кафедры, вид письменной работы (реферат), тему работы, данные студента, выполнившего работу и данные научного руководителя, город и год подготовки работы[6].
После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
Во введении реферата должны быть отражены: актуальность темы реферата; цель работы; задачи, которые нужно решить, чтобы достигнуть указанной цели; метод или методологию проведения исследования; краткую характеристику структуры реферата (например, введение, три главы, заключение и библиография); краткую характеристику литературы, использованной для написания реферата. Объем введения для реферата - 1-1,5 страницы.
Основная часть работы, как правило, содержит 3-4 раздела, именуемых «главами». Если имеется необходимость, то главы могут быть поделены на параграфы. Даная часть работы предполагает осмысленное и логичное изложение аргументирующих положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники[7].
В заключении должны быть сформулированы выводы по работе в целом, а также область применения результатов. Студенту, подготавливающему реферат целесообразно самому проанализировать свою работу и в выводе отразить достижение тех целей, которые им ставились в начале исследования (во введении). Объем заключения реферата - 1-1,5 страницы.
Список литературы в реферате, как правило, формируют 4-10 позиций, однако источников может быть и больше. Не следует указывать те источники, которые в действительности не использовались при написании реферата, т.к. это легко может быть выявлено преподавателем.
Таблицы, формулы, схемы, диаграммы включаются в содержание реферата только в случае необходимости, если они раскрывают основное содержание и позволяют сократить объем реферата