Виды правонарушений
Правонарушения по их основным свойствам делятся на преступления и проступки.
Преступления как вид правонарушений направлены против правопорядка в целом. В ст. 11 УК Республики Беларусь дается следующее понятие преступления: «Преступлением признается совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания». Их общественная опасность состоит в том, что преступление посягает на устои существования общества, основы государственного строя, либо причиняют существенный вред другим, хотя и не относящимся к основам, но все же важным общественным отношениям.
Деяния, прямо не предусмотренные уголовным законом или не обладающие всеми указанными им признаками, не могут быть признаны преступлениями. Если деяние обладает всеми признаками, указанными в уголовном законе, но лишено характера общественно опасного (малозначительного в смысле уголовного права), оно не является преступлением, а может быть либо противоправным проступком соответствующего вида (гражданским, административным, дисциплинарным), либо правомерным деянием.
Проступки – это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями.
В зависимости от того, в какой сфере жизни проступки были совершены, от вида нарушенных норм права, от характера нанесенного вреда и применяемых к правонарушителю соответствующих мер наказания, выделяют следующие виды проступков.
Гражданские правонарушения – это правонарушения, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным отношениям, а также отношениям, урегулированным определенными нормами семейного, трудового, земельного и некоторых других отраслей права.
Административные правонарушения (проступки) – это правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права.
Направленность административных проступков против государственного управления определяет как общий характер их общественной вредности, так и специфические особенности их объективной и субъективной стороны. Административные проступки мешают достижению целей государственного управления, вносят дезорганизацию и беспорядок в те области общественной жизни, которыми руководят государственные органы. С объективной стороны административные проступки характеризуются, как правило, тем, что они представляют собой нарушение актов административных органов, установленных ими, например, правил торговли, уличного движения и т. п. Содержание вины в административном проступке – это пренебрежение общественным порядком.
В соответствии с этими специфическими свойствами административные проступки запрещаются с помощью таких санкций, как предупреждение, штраф, лишение водительских прав, приостановление работы агрегата или цеха, запрещение выпуска недоброкачественных продуктов и т. п.
Дисциплинарные проступки – это правонарушения трудовой, служебной, производственной, учебной дисциплины, т. е. закрепленного нормами права юридически обязательного порядка деятельности определенных коллективов людей, как рабочих, служащих, военнослужащих, учащихся и т. д. Нарушая внутренний порядок деятельности коллектива, дисциплинарный проступок вносит в него дезорганизацию, мешает коллективу решать стоящие перед ним хозяйственные, административные, учебные и другие задачи. Объективную и субъективную стороны дисциплинарных проступков характеризуют неуважение к правилам, регулирующих внутренний распорядок деятельности предприятий, учреждений, организаций, пренебрежение нарушителя своими обязанностями рабочего, служащего, военнослужащего, учащегося, студента. Замечание, выговор, перевод на низшую должность, увольнение с работы, исключение из института и т. д. – таковы меры ответственности за дисциплинарные проступки.
Помимо общих дисциплинарных санкций за дисциплинарные проступки, причиняющие ущерб наличному имуществу предприятий, учреждения, применяются также правовосстановительные санкции имущественного характера, которые обязывают провинившегося работника возместить причиненный ущерб.
Если одно общественно опасное деяние одновременно нарушает различные стороны правопорядка, оно является одновременно проступком нескольких видов (гражданским и административным, административным и дисциплинарным и т. д.). Например, если владелец автомобиля нарушает правила уличного движения (не совершая при этом преступления) и причиняет имущественный вред пешеходу, деяние одновременно является и административным и гражданско-правовым проступком. В этих случаях лицо может нести одновременно ответственность различных видов: гражданско-правовую и административную, административную и дисциплинарную, кроме случаев, когда закон прямо это запрещает. Например, военнослужащие за нарушение общественного порядка (не являющиеся преступлениями) несут только дисциплинарную ответственность.
Преступление и аналогичный проступок в одном деянии не могут совмещаться. Преступление суть нарушения тех же самых правовых требований, отступление от которых в других случаях (при отсутствии общественной опасности) являются противоправными проступками. Поэтому уголовная ответственность не может совмещаться с административной, дисциплинарной и т. д., но есть гражданско-правовая ответственность преступника, которая осуществляется наряду с уголовной ответственностью, с использованием средств гражданского процесса для ликвидации имущественного вреда как одного из последствий серьезного преступления.
Таким образом, преступление суть правонарушение, посягающее на условия существования общества, затрагивающее интересы всего общества. Это – экстраординарные, особо вредные правонарушения. Они стоят не в одном ряду с другими видами правонарушений, с проступками, а над ними.