Ход перестройки в 1985-1990 гг.
Как мы подробно рассмотрели на предыдущем занятии, посвящённом послесталинскому авторитарному обществу, советское общество к середине 80-х гг. вошло в состояние всё углублявшегося кризиса. Постепенно ситуация настолько обострилась, что возможно уже стало говорить о системном кризисе, т.е. кризисе, охватывавшем все основные сферы общественной жизни. Попытка Ю.В. Андропова изменить ситуацию, как мы видели, в силу нескольких причин не удалась. Ясно, что смерть бывшего грозного председателя КГБ не устранила существующих проблем, и любое правительство, рано или поздно, было бы вынуждено обратиться к реформам. Таким образом, нельзя, разумеется, согласиться с теми авторами, которые вообще не признают объективного характера перестроечных преобразований. Перед нами – явная аберрация исследователей, связанная с потрясением последних двух десятилетий.
Перестройка была провозглашена на Апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС по воле нового Генерального секретаря партии М.С. Горбачёва. Вначале она была задумана как своего рода «бутафорская» реформа. О радикальных экономических и, тем более, политических преобразованиях речи не было. На том же пленуме как задача для страны в ходе XII пятилетки было провозглашено ускорение общественно-экономического развития страны путём усиленного использования результатов НТР, человеческого фактора и т.п. Первые два перестроечных года практически не отличались от «классического» советского времени. Была организована ещё одна контролирующая инстанция – государственная приёмка (госприёмка). В последний раз за историю Советского Союза имела место борьба с личными приусадебными участками, проходившая под знаменем искоренения «нетрудовых доходов». Наконец, до почти полного абсурда была доведена в целом здравая идея борьбы с пьянством и алкоголизмом. Вместо мощной и глубоко продуманной пропагандистской компании она свелась к простым запретительным мерам и даже вырубке элитных виноградников. Продукция, получаемая от них, разумеется, никогда не использовалась для спаивания народа.
В рассматриваемые годы произошла и одна из величайших техногенных катастроф всех времён – авария на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 г. непродуманные действия по тренировочной отработке действий персонала в случае аварии привели к взрыву 4-го энергоблока данной электростанции и страшному заражению достаточно большой территории. Виновным по результатам расследования был признан директор АЭС, приговорённый, в конечном итоге, к 15 годам заключения, несмотря на то, что он всего лишь выполнял приказания начальства. Последствия рассматриваемой аварии все три восточнославянские республики будут ощущать ещё несколько столетий, хотя наиболее опасные изотопы уже распались.
С 1987 г., однако, всё же начинаются экономические преобразования, вначале, правда, достаточно робкие. Реформы 1987-1989 гг. имеют некоторое сходство с рассмотренными на предыдущем занятии «косыгинскими» реформами второй половины 60-х гг. Отдельные предприятия переводились на самоокупаемость, самофинансирование и даже полный хозяйственный расчёт, официально было заявлено о том, что отношения между ними и министерствами должны строиться на основе партнёрских, а не на командно-административных началах. План, в его «классическом», советском виде вообще исчезал, он был заменён государственным заказом. Наконец, с мая 1987 г. появляются совместные предприятия. В середине следующего, 1988 г. были приняты законы, легализовавшие частную экономическую деятельность для более, чем 30 видах производства товаров и услуг. В рассматриваемые годы стали создаваться производственные кооперативы, получившие право назначать так называемые «кооперативные», т.е., фактически, свободные цены.
В ноябре 1989 г. был принят закон об аренде и арендных отношениях. В данном документе всем желающим, в том числе и горожанам, было предоставлено право брать землю в наследственное пользование сроком до 50 лет. Арендаторам было дано ещё одно важнейшее право – право свободного распоряжения своей продукцией. Однако, земля принадлежала колхозам и местным Советам, а те шли на заключение договоров с очень большим нежеланием. Кроме того, появление подобного мощного сектора в аграрной сфере тормозило положение о том, что власти всегда могли расторгнуть вышеозначенные арендные договоры с уведомлением за два месяца. В результате число хозяйств арендаторов и единоличных крестьянских хозяйств к концу 1991 г. составило всего 70 тысяч, и они владели всего 2% пахотного клина и 3% скота.
Наконец, уже в 1990 г. проводятся по-настоящему радикальные преобразования в народном хозяйстве. Тогда Верховный Совет СССР принимает ряд документов, которые должны были способствовать переходу к рыночной экономике, что имело, конечно, уже само по себе колоссальное значение за более, чем 70 лет советской власти. Вышеозначенные нормативно-правовые акты включали в себя следующие позиции:
- постепенную демонополизацию экономики;
- децентрализацию управления народным хозяйством;
- разгосударствление, т.е. приватизацию и муниципализацию огромной государственной собственности;
- учреждение акционерных обществ;
- создание негосударственных банков;
- развитие мелкого и среднего частного предпринимательства.
С.С. Шаталиным и Г.А. Явлинским была предложена известная программа по переходу к рынку «500 дней». Казалось бы, то, чего давно ждали, вот-вот совершится. Падут командно-административные препоны ко всеобщему благосостоянию, исчезнет крайне неэффективная плановая советская система хозяйствования, желающие работать люди накормят, наконец, страну. Однако, как мы знаем, этого не произошло. В 1989 г. впервые за много десятилетий произошло снижение национального дохода, а не его рост. С тех пор данный показатель снижался постоянно. Этому были свои, причём, разумеется, очень серьёзные причины. Во-первых,следует отметить явное запоздание преобразований, что автоматически значительно снижало их эффективность. Во-вторых, очень туманными оставались механизмы и сроки реализации предложенных мер. В-третьих, абсолютно не были проработаны пути создания пресловутых «миллионов собственников», в которые должны были превратиться честные труженики. В частности, не было понятно, каким образом реформаторы собирались столь радикально и в кратчайшие сроки изменить психологию людей, которых советская власть за 70 лет полностью разучила работать. Подобного мировая история просто не знала. В-четвёртых, никто, видимо, и не думал серьёзно о социальной защите тех людей, которые не смогут, в силу тех или иных объективных или субъективных причин, приспособиться к новым, рыночным общественным отношениям. В-пятых,экономические преобразования рассматривались в отрыве от проблемы коррупции в государственном аппарате – той коррупции, которая душила все благие начинания и тогда, и позже.
Однако, пожалуй, самые главные факторы, работавшие против успешного проведения, не имеет смысла искать в экономической сфере жизни «перестроечного» общества. Их надо искать и сфере мировой политики и экономики, а ещё больше – в политических преобразованиях внутри самого Советского Союза. Одну из них, правда, менее важную, несложно сформулировать, исходя из тех знаний, которые вы получили на предыдущем занятии. Это резкое снижение цен на нефть на мировом рынке. Данный фактор обнажил тот, на самом деле, непреложный факт, что пресловутое «процветание» во времена «золотого века» застоя – это не более, чем грандиозная «храмина на песке».
Но самое главное в том, что экономический кризис, в основном, был обусловлен именно политическими преобразованиями М.С. Горбачёва, ввергшего, по нашему глубокому убеждению, страну в бездну «третьей Смуты». Обратимся к фактам, расположив их в хронологической последовательности. С лета того же 1987 г. власти объявили о начале «гласности» - так тогда называли свободу слова. Эта свобода вначале была, разумеется, тоже относительной, скорее представляя собой контролируемое властями смягчение цензуры. Примерно через год, в июне 1988 г., на XIX партконференции утверждается новый, юридически высший орган власти – Съезд народных депутатов СССР и подобные же съезды в союзных республиках. В мае 1989 г., впервые в истории советского государства, в течение 12 дней работает I Съезд народных депутатов СССР, избранный на основе принципа альтернативности. Огромную роль в событиях рассматриваемого времени сыграл один из выдающихся деятелей диссидентского движения – А.Д. Сахаров, возвращённый М.С. Горбачёвым из ссылки в 1986 г. Во многом благодаря его усилиям была отменена ст. 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС в советском обществе. Однако, это произошло уже после смерти выдающегося мыслителя и ученого, последовавшей 14 декабря 1989 г.
Тогда же появляется масса общественно-политических организаций, в самой КПСС наряду с центристским большинством впервые со времён известного вам постановления X съезда РКП (б) 1921 г. появляются фракции – «Марксистская платформа», во главе с профессором Сергеевым, и «Демократическая платформа». При всех положительных последствиях подобного положения дел следует всё же признать горькую истину: при полном отсутствии политического опыта страна стала очень напоминать корабль без руля и без ветрил. Государственной мудрости и даже элементарного чувства ответственности ни у консерваторов, ни у реформаторов очень часто не было. Однако, возможно, даже при всех этих, надо признать, крайне неблагоприятных условиях нашей стране, возможно, не пришлось бы пережить такого страшного экономического кризиса, если бы не последовавший за этими событиями распад СССР.
Выводы.
Углубляющийся кризис советского общества подвиг руководство страны в середине 80-х гг. провозгласить начало преобразований, которые, правда, фактически стали набирать обороты только через два года. Были проведены серьёзные экономические реформы. Однако, они были крайне непродуманными, поскольку не учитывали нескольких важнейших факторов. В результате не был создан широкий слой частных собственников, которые бы получили государственное имущество по труду, и смогли бы им эффективно воспользоваться во благо и себе, и стране. Одновременно были проведены ещё более неподготовленные политические преобразования, приведшие к созданию многопартийности и плюрализма. Этим общество также не смогло эффективно воспользоваться, оставшись как бы «без руля и без ветрил». Однако, причины страшного системного кризиса рубежа 80-х и 90-х гг. невозможно понять без учёта основного отрицательного фактора тех решающих лет – распада огромного государства.