Перечень практических работ
№ работы | Тема практической работы. | Количество часов. |
1. | «Анализ событий связанных с рождением Киевской Руси и крещением Руси». | |
2. | «Характеристика борьбы Руси с иноземными завоевателями». | |
3. | «Оценивание состояния России в царствование Ивана Грозного». | |
4. | «Анализ причин, хода, итогов и последствий смуты в России начала XVII в.». | |
5. | «Оценивание состояния России в XVIII в.». | |
6. | «Анализ состояния России в эпоху великих реформ Александра II и пореформенной России». | |
7. | «Оценивание причин, хода, итогов и последствий февральской революции и прихода большевиков к власти в России». | |
8. | «Характеристика событий связанных со строительством социализма в СССР». | |
9. | «Анализ состояния СССР в годы Великой Отечественной войны». | |
10. | «Оценивание международных отношений во второй половине XX века». |
Содержание практических занятий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
«АНАЛИЗ СОБЫТИЙ СВЯЗАННЫХ С РОЖДЕНИЕМ КИЕВСКОЙ РУСИ И КРЕЩЕНИЕМ РУСИ».
Цель:обобщить знания по теме, повторить понятия связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.
Результаты:
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
Предметные:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
Виды деятельности:
- Характеристика территорий расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований.
- Раскрытие причин и указание времени образования Древнерусского государства.
- Объяснение и применение в историческом контексте понятий: «князь», «дружина», «государство».
- Актуализация знаний о возникновении христианства и основных его постулатах.
- Оценка значения принятия христианства на Руси
ХОД РАБОТЫ
Задание №1
Соотнесите имя славянского бога и сферу его покровительства.
1. Велес Волос | А. Божество весеннего плодородия |
2. Даждь бог | Б. Бог-отец, бог ветра, простирающий своё покровительство над миром |
3. Перун | В. Бог грома (грозы), покровитель князя и его дружины |
4. Ярило | Г. Бог солнца, дающий удачи |
5. Стрибог | Д. Бог, покровительствующий домашним животным |
Задание №2
Исправьте ошибки в тексте, напишите правильный вариант.
Славяне – это крупнейшая в Европе группа родственных по происхождению народов, которые входили в индоиранскую языковую группу.
В 1 в.н.э. славяне осваивали земли в бассейне Днепр. «Повесть временных лет» - самый древний документ, дошедший до нас (он был написан во 2 в. н. э.), утверждает, что в 5 в. на Днепре существовал сильный племенной союз вятичей.
Хозяйство славян развивалось постепенно: от земледелия и скотоводства они перешли к собирательству и охоте. Занимались они и промысловой деятельностью – добычей шкур мамонтов и шерстистых носорогов. Часть славян вели кочевой образ жизни, разводя лошадей и коз. В 6 в. у славян появилось ремесло, и стала развиваться торговля с варягами, готами, гуннами, франками, греками, китайцами.
Общественная организация славян усложнилась. Сначала у них был патриархат, а затем наступил период матриархата – родовой общины. Во главе племени стоял вождь, которому помогали дружинники. Все вопросы жизни рода решались на собрании старейшин – вече.
С соседями – скифами, хазарами, финнами, булгарами, сарматами у славян были мирные отношения.
К 7 в. славяне уже имели свою религию – иудаизм, которую они переняли от хазар. Изменения, произошедшие в жизни славян, привели в 10 в. к образованию Древнерусского государства – Киевской Руси.
Задание №3
Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и ответьте на вопросы.
«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай…А древляне жили звериным обычаем, жили по- скотски: убивали друг друга, ели всё нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц и воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели всё нечистое и срамрсловили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивали игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жён по сговору с ними; имели же по две и по три жены».
1.Выпишите названия славянских племён, упоминающихся в тексте.
2.Почему автор «Повести…» по-разному описывает обычай полян и всех остальных славянских племён?
3.Каким было вероисповедание славян?
4. Какое было вероисповедание автора?
5. Какой обычай отличал полян от других племён?
Задание №4