Начало и конец консульских привилегий и иммунитетов
Статья 53 Конвенции о консульских сношениях 1963 г. определяет начало и конец консульских иммунитетов и привилегий. В ней сказано, что привилегии и иммунитеты, предусмотренные Конвенцией, начинают действовать с моментавступления должностного лица на территорию государства пребывания или, если оно уже находится на этой территории, с момента, когда оно приступило к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении.
Привилегии и иммунитеты консульских должностных лиц прекращаются с того момента, когда они покидают территорию данного государства, или по истечении разумного срока, достаточного для того, чтобы покинуть территорию данной страны.
В отношении членов семей привилегии и иммунитеты прекращаются в тот момент, когда они покидают территорию страны пребывания, или с того момента, когда они перестают быть членами семьи должностного лица.
Что касается выполнения функций, то практически следует считать общепринятым, что консул выполняет свои функции до момента оставления своей должности в консульском управлении.
Представляемое государство может отказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен быть выражен письменно и сообщён государству пребывания. Однако, отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не означает отказаот исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения.
Важное значение имеет ст. 54. Она говорит об обязанностях третьего государства в момент, когда консульские должностные лица проезжают через него, следуя к месту своего назначения или возвращаясь в аккредитующее государство. В этой статье сказано: государство предоставляет предусмотренные другими статьями настоящей Конвенции, которые могут потребоваться для обеспечения проезда или возвращения консульского должностного лица. Это распространяется и на членов их семей.
Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство о том, что то или иное консульское должностное лицо является “persona non qrata” и что один из работников консульского персонала является неприемлемым.Представляемое государство в таком случае обязано отозвать это лицо или прекратить его функции в консульском учреждении. Если в течении разумного срока этого сделано не будет, то государство пребывания имеет право аннулировать экзекватуру данного лица или перестать считать его работником консульского учреждения. Если назначенное лицо является просто работником консульского учреждения и ещё не прибыл в страну пребывания, то он может быть объявлен неприемлемым ещё до своего .прибытия в страну пребывания. Если же это лицо уже прибыло в страну пребывания, то оно может быть обьявлено неприемлемым до того, как приступит к исполнению своих функций, Государство пребывания аннулирует его назначение. При этом оно не оябязано сообщать мотивы своего решения.
Государство пребывания, даже в случае вооружённого конфликта с представляемой страной, обязано предоставлять работникам консульского учреждения и частным домашним работникам, не являющимся гражданами государства пребывания, а также членам их семей, проживающим вместе с ними, независимо от их гражданства , время и условия, необходимые для подготовки к отъезду. В частности, оно, в случае необходимости, должно предоставить транспортные средства для вывоза их самих или их имущества, за исключением приобретённого в стране пребывания, вывоз которого во время отбытия запрещён. При этом, государство пребывания должно охранять консульские помещения, имущество и консульский архив. Представляемое государство может поручить выполнение этих функций третьему государству, приемлемому для государства пребывания. В частности, предсталяемое государство может вверить защиту своих интересов третьему государству. Если представляемое государство не имеет в государстве пребывания дипломатического представительства, но имеет на территории этого государства другое консульское учреждение, то ему может быть вверена охрана помещений закрытого консульского учреждения вместе с находящимися в них имуществом и консульским архивом.