Законодательный процесс и его стадии
Законодательный (правотворческий) процесс– процесс создания закона, включающий в себя несколько стадий:
1.Реализация права законодательной инициативы т.е. права официального внесения законопроекта на рассмотрение в высший представительный орган власти (Государственную Думу)
2.Обсуждение и принятие законопроекта Государственной Думой
3.Одобрение закона Советом Федерации
4.Подписание закона Президентом РФ
5.Официальное опубликование закона производится в «Российской газете», «Парламентской газете» и Собрании законодательства РФ
Виды законов:
1. В зависимости от роли, значения в системе нормативно-правовых актов законы подразделяются на:
- Конституцию (основной закон), закрепляющую основы общественного и государственного устройства страны;
- Федеральные конституционные законы – вносящие изменения, дополнения в Конституцию.
- Федеральные законы – регулирующие текущую деятельность государства.
2. По признаку федеративного устройства:
- федеральные;
- субъектов федерации.
3.По времени действия:
- постоянные;
- временные;
- чрезвычайные.
4.По кругу лиц:
- общего действия;
- специальные.
5.По сфере действия:
- на территории всего государства;
- на определенной части территории государства.
Подзаконные нормативные акты –официальные акты, принимаемые различными органами государственной власти во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие нормы законов.
Представляют вторичное звено нормативно-правовых актов. В основном, принимаются органами, входящими в исполнительную ветвь власти. Имеют собственную иерархию, определяемую местом принимающего их органа в системе государственной власти.
Виды подзаконных нормативных акты:
- нормативно-правовые акты Президента – Указы;
- нормативно-правовые акты Правительства – Постановления и распоряжения;
- нормативно-правовые акты министерств и ведомств – приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и т.д.
Опубликование подзаконных нормативно-правовых актов. Нормативные акты министерств и государственных комитетов РФ публикуются в Бюллетене нормативных актов министерств и государственных ведомств.
Уставы, кодексы, положения публикуются отдельными изданиями.
Все нормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенные социальные группы (субъектов права).
4.3.4. Действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц
Все нормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).
Действие нормативно-правового акта во времениобуславливают следующие обстоятельства:
а) момент вступления его в законную силу;
б) момент прекращения его действия;
в) применение установленных нормативным актом норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).
В РФ нормативно-правовые акты вступают в законную силу одним из следующих способов:
Законы - по истечении 10 дней с момента официального опубликования, если в тексте не указано иное.
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ - по истечении 7-ми дней с момента их опубликования.
Акты министерств и ведомств - по истечении 10 дней с момента опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Порядок вступления в законную силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия (утрата юридической силы) нормативно-правового акта происходит в результате:
- истечения срока действия акта;
- прямой отмены;
- фактической отмены – принятия другого нормативно-правового акта по тому же вопросу, без отмены первого;
- изменения обстоятельств.
Вопрос о «обратной силе закона» нужно рассматривать с учетом двух аспектов.
1) По общему правилу закон обратной силы не имеет, это означает, что если нормативный акт вступил в законную силу, то он будет регулировать отношения, которые наступят в будущем. В законодательстве из указанного правила имеются два исключения.
Закон имеет обратную силу (ретроактивность) – распространение действия норм данного закона на юридические факты, возникшие до его вступления в юридическую силу, если:
- в самом законе имеется указание на обратную силу его норм;
- закон отменяет или смягчает юридическую ответственность.
2). Нормативно-правовой акт может утрать силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия – переживание закона. Это относится к регулированию длительных отношений.
Действие нормативно-правового акта в пространствеобусловливают территориальные ограничения, когда нормативно-правовой акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. При этом закон абстрактно выделяет две категории территорий:
- собственную – земельная и воздушная поверхность, воздушное пространство в пределах государственной границы, недра, территориальные воды, континентальный шельф;
- условную территорию посольств, консульств, воинских подразделений, дислоцируемых за границей; территорию гражданских кораблей и салоны летательных аппаратов, находящихся на нейтральной территории; территорию военных кораблей и соответствующих летательных аппаратов – где бы они не находились.
Действие нормативно-правового акта по кругу лиц.Вступивший в законную силу нормативно-правовой акт действует в отношении всех субъектов, находящихся на территории государства:
- граждан РФ;
- иностранных граждан (подданных);
- лиц без гражданства (аппатриды);
- лиц с двойным гражданством (биппатриды).