Сравнительная характеристика социальной организации обществ,по М.Веберу
Индикаторы | Традиционное общество | Современное общество |
Характер собственности | Наследственная собственность на землю | Частная собственность на все средства производства |
Рабочая сила | Подневольная | Социальная независимость работника, и свободная «продажа» рабочей силы |
Рынок | Узкий, ограниченный налогами, или определенными видами товаров | Рынок как универсальный принцип распределения и потребления |
Преобладающие законы | Частные, по-разному применяемые к разным социальным группам | Универсальные, четко сформулированные, единые для всех |
Мотивация поведения | Ориентация на воспроизводство традиционного уровня и образца жизни | Возрастающее потребление как основной мотив экономического поведения |
Опираясь на теоретический анализ этих двух этапов развития у своих предшественников, Т.Парсонс выделил сравнительную характеристику ментальных систем традиционного и современного обществ, в основе которых лежит специфика структурной организации (табл.2). Сравнивая приведенные характеристики социальных этапов развития, следует подчеркнуть существенную особенность: традиционное общество формируется и функционирует как локальное и этнически определенное.
Таблица 2
Сравнительная характеристика социальной организации обществ по Т.Парсонсу
Индикаторы | Традиционное общество | Современное общество |
Выраженность структурной организованности | Неотчетливость социальных групп и ролей, само собой разумеющиеся роли и отношения | Специализация ролей и отношений, четкое разделение труда, что обеспечивает взаимозависимость социальных групп |
Основание социального статуса | Аскриптивность, т.е. наследственная приписанность к ролям (пол, род и пр.) | Достигательность, т.е. отнесение к статусу на основе личных достижений индивида (образование, квалификация и пр.) |
Критерий социального отбора | Партикуляризм, т.е. доступ к ролям основан на личных чертах претендента, независимо от его пригодности к выполняемым функциям | Универсализм, т.е. доступ к ролям в зависимости от профессиональной пригодности к их выполнению |
Основополагающая ценностная установка | Коллективизм – оценка людей с т.зр. их членства в группе, а не их личных достоинств | Индивидуализм – оценка людей с т.зр. их индивидуальных способностей и действий |
Характер межличностных отношений | Эмоциональный, теплый | Эмоционально нейтральный, деловито-рациональный |
Известный американский культуролог и социолог Кришан Кумар, исходя из анализа теоретических концепций вышеназванных социологов и используя обширный материал эмпирических социологических исследований, выделил организующие принципы современного общества, в отличие от общества традиционного:
1) принцип индивидуализма, благодаря которому индивид освободился от обязательных групповых связей (племени, группы, нации). Человек в этом обществе самостоятельно выбирает себе референтную группу, сам определяет свои действия и лично несет ответственность за свои поступки, успехи или неудачи;
2) принцип дифференциации, который проявился в сфере труда (возникло множество узкопрофильных занятий, профессий, требующих специализации) и потребления с ее разнообразием культурных стилей;
3) принцип рациональности в системе управления (бюрократия), познания (наука);
4) принцип экономизма, как доминирование экономической активности, финансовой прибыли, который оттеснил на периферию общественной жизни проблемы взаимоотношения в семье, родственные или соседские связи;
5) принцип экспансионизма, как основа для территориального расширения организации современного общества, глобализации современной жизни [16].
Теоретики социального развития фундаментальную роль в социальной динамике общества отводят индустриализации его экономической сферы. Поэтому при рассмотрении социального движения этноса необходимо обратить внимание на этот аспект.