Месторасположение территориального продукта
Место территориального продукта - размещение, распределение, локализация продукта (А.П. Панкрухина).
В потребительском маркетинге речь идет о процессе товародвижения и сбыта, что подразумевает физическое перемещение и передачу собственности на товар (услугу) от производителя потребителю.
В территориальном маркетинге собственно процесса товародвижения нет. Территория недвижима, возможна организация процесса движения ресурсов территории. Территория с точки зрения расположения представлена в этом случае в 2х аспектах:
1) территория как точка на карте - это объективно существующая, статическая, не подлежащая изменению локализация, один из многих других территориальных продуктов, объективно имеющий определенное (удобное, выгодное, труднодоступное, удаленное) положение по сравнению с другими территориальными продуктами;
2) территориальный продукт рассматривается как элемент системы движения сырьевых, человеческих, материальных, финансовых, информационных потоков, т.е. как динамическая характеристика.
В территориальном маркетинге место территориального продукта является одним из ключевых факторов для успешного развития деятельности на территории. Территория в этом случае рассматривается в разных аспектах в зависимости от степени приближения и масштабности анализа. Можно выделить разные критерии анализа:
1. Административный критерий. Например, муниципальный район имеет внутри себя деление на сельские и городские поселения, с другой стороны, район является частью субъекта Федерации, который входит в федеративное государство.
2.Экономически-географический критерий. В этом случае можно выделять микро-, мезо-, и макроуровни.
Субъект Федерации может быть частью региона, например, Северо-Западного региона России, и при этом быть частью Севера Европы и граничить со странами Европейского союза. Размеры объективно сложившихся экономических районов, географически определенных регионов являются разными; как правило, субъекты экономического района (региона) имеют общие (схожие) экономические интересы.
3. Критерий деления с позиции менеджмента и общности политических и социальных задач. Например, создание федеральных округов позволило более настойчиво и целенаправленно проводить государственную социальную политику. Субъекты Федерации, муниципальные образования могут развивать кооперацию для решения общих экологических, природоохранных задач. Иногда это территории, находящиеся на разных континентах и в разных странах, например, межтерриториальное сотрудничество в области культуры и языка финно-угорской группы (Финляндия, Эстония, некоторые муниципальные образования Республики Карелия, Ленинградской области, Республики Коми и др.).
4. Территориальные единицы - отдельные города и муниципалитеты могут просто «дружить домами», быть побратимами без объективно существующих причин для этого, но проводить согласованную политику и поддерживать друг друга при решении ряда научных, инновационных, социальных и экономических задач.
В индустриальном обществе ориентиром для локализации служат общая транспортная доступность и размещение сырья и других материальных ресурсов, кадров или потребителей.
В постиндустриальном обществе использование высоко интеллектуального потенциала, информационных технологий, сетевых и виртуальных организационных структур усложняет задачу локализации. Постиндустриальное общество создает ряд новых возможностей для поиска новых форм и поводов для взаимодействия с ресурсами других территорий. Если административное и территориальное соседство отменить нельзя, то все другие формы сотрудничества могут быть созданы по инициативе территории, а значит, могут нести в себе элемент выбора, материальной и нематериальной выгоды. Субъекты территориального маркетинга должны проводить целенаправленную политику по поиску и привлечению к сотрудничеству и взаимному использованию территориальных продуктов другие территории и тем самым формировать свою внешнюю микросреду. Чем активнее ведут себя субъекты территориального маркетинга по созданию новых каналов и форм коммуникации, тем больше вероятность успешного развития территории.
При построении и развитии каналов коммуникации важно быть не просто «звеном в цепи», следует брать на себя смелость и быть «узловой станцией». Транзитность в коммуникациях бывает оправдана, а порой единственно возможна. Но большую доходность для территории принесет переработка, качественное изменение ресурса, которое приведет к созданию новой стоимости, часть которой останется на территории. Транзит туристов через территорию может оказаться малодоходным, а проживание туристов на территории в течение нескольких дней будет приносить явно больший доход территории.
Более подробная характеристика места территориального продукта может быть представлена как с позиции «извне», так и с позиции «внутри».
Размещение территориального продукта «извне» означает его соотношение с другими территориями в рамках физико-географических и экономически-географических, политических и социальных критериев, например:
• географическое положение, сопряженность с другими территориями страны или региона или сопряженность с другими странами;
• при наличии внешних границ территории важным является количество и качественные параметры пропускных таможенных пунктов;
• наличие совместных с другими территориями транспортных коридоров, газопроводов и трубопроводов и других коммуникаций;
• наличие совместных с другими территориями социальных, культурных, научных проектов и ряд других оценок «извне».
Распределение и размещение территориального продукта «внутри» может быть охарактеризовано следующими параметрами:
• сложившаяся структура расселения жителей по территории;
• размещение производственных объектов по территории;
• наличие и размещение инфраструктурных объектов по территории;
• размещение исторических, архитектурных и других объектов, представляющих собой культурную ценность, по территории;
• внутренняя транспортная сеть;
• технологическая возможность развития современных информационных технологий передачи информации, а также ряд других параметров.
Оценка и правильное использование места территориального продукта позволяет эффективно развивать специализацию и выстраивать оптимальные кооперативные связи территории. Специализация территории задается спецификой территориального продукта, но с другой стороны, особое географическое положение территории создает предпосылки для развития коммуникационных связей и тем самым влияет на специализацию территории.
Чрезмерная специализация территории имеет ряд негативных последствий:
1. Большая зависимость от развития одной отрасли и в силу этого высокая степень потерять устойчивость развития при значительном изменении конъюнктуры профильной отрасли.
2. Не реализуются другие объективно существующие возможности, которые могли бы дать хороший эффект в будущем с учетом технологических и других изменений.
3. Могут накапливаться риски будущих периодов, когда, например, количественное накопление промышленных отходов может стать значительной экологической и санитарной проблемой территории в будущем.
Специализация территории создает основу для развития кооперативных связей:
- в рамках вертикальной интеграции – речь идет о формально закрепленных кооперативных связях, когда инициатором и основной движущей силой выступают органы власти территории;
- в рамках горизонтальной интеграции - когда кооперативные связи и отношения возникают между людьми, проживающими и ведущими деятельность на разных территориях, но имеющими личную заинтересованность в установлении и развитии отношений сотрудничества. Такие отношения не носят обязательный характер, могут быть не закреплены формально, но за счет личной заинтересованности участников дают ощутимый экономический и социальный эффект. Органы власти территории должны поддерживать частные инициативы в развитии кооперации в области культурного, социального, научного, делового сотрудничества.