Новые общественные движения и гражданское общество
За последние двадцать лет значительно увеличилось количество движений, образ действий и требования которых не ограничиваются стремлением к приобретению тех или иных прав или материальных благ. К их числу относятся движения, выступающие за защиту окружающей среды и сохранение мира, а
также основанные на групповых интересах движения национального сопротивления, движения в поддержку развития национальной культуры, феминизм и движения за права сексуальных меньшинств: гомосексуалистов и лесбиянок. В большинстве случаев целями основной массы подобных движений являются политизация социального начала, попытка изучения и сравнения самых разных типов социального и культурного взаимодействия, происходящего повседневно. Некоторые недавно возникшие политические теории направлены на осмысление политического стиля и потенциала такого рода движений, которые часто называют «новыми социальными движениями» (Melucci, 1989; Boggs, 1986; Moores, Sears, 1992).
«Новыми» их именуют, по меньшей мере, по двум причинам. Во-первых, вопросы, с которыми связано возникновение и функционирование данных движений, в целом не претендуют на то, чтобы быть включенными в проблематику основных гражданских прав или использоваться для расширения прав экономических. Скорее, их можно охарактеризовать как типично социальные проблемы — призыв к самоопределению культурных меньшинств и требование уважения к ним, обеспечение ответственности и плюрализма в повседневной жизни, защита интересов различных групп в органах власти и отражение этих интересов в социальном взаимодействии, участие в принятии социально-экономических и политических решений на институциональном уровне. Во-вторых, форма организации этих движений отличается от моделей, характерных для деятельности массовых движений типа политических партий или союзов, с помощью которых унифицированная бюрократия пытается мобилизовать все имеющиеся ресурсы для усиления своей власти. В противовес этому новые социальные движения стремятся создать сеть сравнительно небольших групп локального характера, каждая из которых имеет свои собственные принципы и стиль деятельности, но в отдельных акциях протеста принимает участие вместе с другими группами, выступая с ними en masse.
Ряд важных политических теорий посвящен систематическому анализу нормативных политических принципов новых социальных движений. Так, например, движение в защиту окружающей среды предоставляет достаточно материала для рассмотрения таких фундаментальных нормативистских проблем, как ценность, социальная рациональность и демократическое участие (Sagoff, 1988; Goodin, 1992; Dryzek, 1987).
Несмотря на важную роль антирасовых общественных движений, выдвигающих лозунги самоопределения, неограниченного участия в общественной жизни, культурного плюрализма и возмещения ущерба за допущенную в прошлом несправедливость, теоретики уделяли на удивление слабое внимание проблемам расовых отношений и расизма. Среди американских политологов проблемы расизма наиболее часто затрагивались при обсуждении вопроса о декларативных действиях (Goldman, 1979; Bowie, 1988; Ezorsky, 1991). Такой подход представляется весьма важным, хотя и достаточно узким. В работе Джудит Шкляр, рассматривающей проблему значения американского гражданства в свете наследия периода рабовладения, уделяется больше внимания расистской идеологии и опасениям, связанным с различными толкованиями политического процесса (Shklar, 1991). Б. Боксиллдает глубокое философское обоснование многочисленных требований, выдвигаемых афроамериканцами в борьбе за социальную справедливость, в том числе принципам декларативных действий, самоуважения и возмещения ущерба (ВохШ, 1984). Б. Лоусон и Г. Макгари рассматривают политическую теорию свободы, заостряя внимание на том,
как это понятие преломляется в сознании рабов (Lawson, McGary, 1992). Описывая негативное отношение чернокожих и цветных феминисток к господствующему в рамках феминистского движения течению, Элизабет Спелман критически оценивает недифференцированное использование категорий пола в социальных и политических теоретических исследованиях (Spelman, 1988). Нэнси Карауэй в русле аналогичного подхода обобщает содержание многочисленных работ цветных представительниц феминистского движения, которые противостоят этноцентризму значительной части феминистских социально-политических доктрин (Caraway, 1991).
Серьезная и аргументированная работа Э. Шарпа «Справедливость и маори» представляет собой образец теоретического изучения общественных движений коренных народов, оказавшихся в условиях развитого индустриального общества (Sharp, 1990). В последнее время некоторые политологи Австралии и Канады выступили против нормативистского подхода к проблемам коренных народов (Carens, 1993; Kymlicka, 1993; Wilson, Yeatman, 1995). Несмотря на то, что в Соединенных Штатах специалисты в области права опубликовали значительное число работ по проблемам коренных жителей (Williams, 1990), нам представляется, что обсуждение нормативных вопросов, касающихся положения коренных народов, среди философов и политиков США идет недостаточно активно.
Некоторые недавно вышедшие в свет исследования, посвященные роли государства и бюрократии в развитых индустриальных обществах, помогают глубже понять условия, в которых развиваются новые социальные движения. В соответствии с разработанной Фуко теорией нормализации, осуществляемой бюрократизированной сферой социальных услуг, одним из результатов дисциплинирующего воздействия общественной власти является противодействие со стороны определенных групп населения. Несколько иную позицию занимает К. Оффе, который рассматривает современное государство всеобщего благоденствия с точки зрения процессов деполитизации социального контроля и социальных затрат (Qffe, 1984). Государство становится своего рода ареной борьбы, где чиновники решают стоящие перед ними реальные проблемы практически за закрытыми дверями, а эксперты разрабатывают проведение той или иной политической линии, применяя «ноу-хау» чисто технически, без учета нормативных целей. Социальные движения служат политизации некоторых видов такого рода деятельности, выступая с иных, по сравнению с государственными институтами, позиций.
Ю. Хабермас, исходя из своей концепции «колонизации жизненного мира», предлагает собственный подход к теоретическому осмыслению значения новых общественных движений (Habermas, 1987). Государство и корпоративные институты сформировали определенный тип технической рациональности, которая выделяется из контекста значимого культурного взаимодействия повседневной жизни. В результате эти навязанные государством и корпорациями императивы изменили, ограничили или извратили повседневную жизнь людей. Таким образом, возникновение многих новых социальных движений можно объяснить как реакцию на подобного рода «колонизацию», а их деятельность — как попытку высвободить более широкое пространство для коллективного выбора нормативистских и эстетических целей и ограничения влияния навязываемых системой императивов власти и выгоды.
Если справедливо утверждение о том, что деятельность государства носит сугубо технический характер, то это означает, что государственные учрежде-
ния не могут выступать в качестве совещательных институтов развитого капиталистического общества по выработке проводимой политической линии. Если понимать политику как процесс, при котором люди собираются для обсуждения общих проблем, выдвижения требований, касающихся необходимых действий, и улучшения совместными усилиями условий их жизни, то можно утверждать, что в этом плане политика все в большей степени переходит в сферу общественной жизни, которая не связана с государственными интересами и направляет деятельность органов государственной власти. Основная работа Хабермаса «Структурные трансформации публичной сферы», английское издание которой вышло в свет в 1989 г. (Habermas, 1989), вновь привлекла внимание политологов, занимающихся изучением проблем парти-ципаторной политики и критическими исследованиями общества конца XX в., проводимыми в русле нормативистского течения (Calhoun, 1991).
В рамках данного теоретического направления была создана концепция гражданского общества, в котором свободно, на совещательной основе обсуждаются политические проблемы. Концепция гражданского общества использовалась оппозиционными движениями в странах Восточной Европы на протяжении 80-х годов, что оказало определенное влияние на развитие теоретических положений. Кроме того, эта концепция сыграла заметную роль в оппозиционных движениях в Южной Африке и Латинской Америке.
К числу ведущих сторонников концепции гражданского общества следует отнести Дж. Кина, Дж. Коэн и Э. Арато (Кеапе, 1984; 1988; Cohen, 1983;Arato, Cohen, 1992). Гражданское общество объединяет людей по принципу добро-зольной ассоциативной деятельности. В него входят многочисленные гражданские объединения, некоммерческие организации сферы обслуживания и другие структуры, практически не связанные ни с государством, ни с корпоративными экономическими институтами. Для функционирования гражданского общества требуется сильное либеральное государство, защищающее свободы слова, собраний и ассоциаций. Однако участие в деятельности гражданского эбщества носит более прямой и непосредственный характер, чем те способы, с помощью которых граждане могут оказывать влияние на процесс принятия решений государственными структурами.
И в труде Коэна, и в совместной работе Арато и Кина гражданское общество рассматривается как арена борьбы за углубление и радикализацию демократии. Влияние гражданского общества на государство может и должно быть расширено за счет сокращения бюрократических функций последнего и расширения тех сфер общественной жизни, регулирование которых находилось бы в ведении добровольных массовых организаций. Эти гражданские организации также могут служить своего рода стартовыми площадками для оформления и выдвижения критических замечаний в адрес государства и проводимой им политики.
Теория гражданского общества вносит важный вклад в формирование понимания политики как общественной деятельности широких масс населения. Благодаря этой теории более рельефно выступают некоторые проблемы, связанные с государственной политикой, в частности, вопросы экономического неравенства. Вместе с тем, когда встает вопрос об отношении гражданского общества к экономике, ответы, которые дает данная концепция, представляются достаточно противоречивыми. Далеко не во всех работах, посвященных гражданскому обществу и политической теории, прослеживается столь четкая
граница между экономикой и гражданским обществом, как в книге Коэна и Арато. Некоторые авторы склонны отождествлять свободу гражданского общества со свободой рынка (Kukathas, Lovell, 1991), В этом случае теория гражданского общества предстает в новом виде, в форме антигосударственного либерализма. Все теоретики, занимающиеся проблемами гражданского общества, согласны с тем, что бюрократия современного государства всеобщего благоденствия стремится к ослаблению демократии и усилению собственного господства. В связи с этим встает вопрос о том, каким образом такое понимание политики и демократии согласуется с активно идущими процессами укрепления социальной справедливости.