Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата

Обеспечению безопасности МИД России, его центрального ап­парата, где сосредоточен практически весь информационный ре­сурс в области внешней политики, а также в значительной степени в области экономики, науки и обороны, придается такое же значе­ние, как и защите российских представительств за рубежом.

Несмотря на то, что фактор своей территории несколько сни­жает возможности иностранных спецслужб и террористических организаций, тем не менее, перечисленные угрозы по отношению к нашим представительствам за рубежом практически в полной мере относятся и к МИД, и его учреждениям на территории самой России. Исходя из этого, государством разрабатываются и осу­ществляются комплексные мероприятия по обеспечению безопас­ности людей, зданий и объектов министерства.

При ремонте и реконструкции зданий, строительстве новых объектов выдерживаются все необходимые требования по их защи­те, предусматривающие возможность циркуляции конфиденциаль­ной, секретной и совершенно секретной информации.

В старых зданиях МИД, построенных без учета требований безопасности и не прошедших ремонт, мероприятия по защите осуществляются, в основном, организационными мерами:

1. Прежде всего обращается внимание на организацию системы пропускного и внутриобъектового режимов. Охрана и контрольно-пропускная служба МИД осуществляется подразделением МВД под контролем Департамента безопасности министерства. Охрана зданий обеспечивается путем патрулирования по их внешнему пе­риметру и периодического обхода в нерабочее время внутри зда­ний основных служебных зон с целью проверки целостности зам­ков и слепков печатей на дверях служебных помещений. Проход сотрудников министерства в задания осуществляется по пропуск­ным документам. Приглашенные и другие посетители проходят по разовым пропускам и сопровождаются сотрудником соответствую­щего подразделения министерства. Встречи и беседы с посетителя­ми проводятся в специально оборудованных помещениях или, в зависимости от ранга посетителя, в кабинетах руководителей под­разделений.

2. В целях повышения эффективности охранной системы при­нимаются меры по улучшению ее технической оснащенности. В подъездах основных зданий министерства установлены рамки металлообнаружителей. При реконструкции зданий предусмотрено поэтапное развертывание автоматизированной интегральной сис­темы, обеспечивающей заданный уровень безопасности, в том числе надежную защиту от проникновения в здания нарушителей, реализацию установленного режима доступа, дистанционное на­блюдение в охраняемой зоне, информирование о попытках несан­кционированных действий.

3. Одной из важных сторон работы по обеспечению информа­ционной безопасности является обеспечение высокого качества сек­ретного делопроизводства министерства. Работа с документами и деловыми (служебными) бумагами — важнейшая обязанность дип­ломатических сотрудников разного уровня. Без документов дипло­матическая служба не существует. Как правило, эти документы подразделяются на несекретные (открытого характера) и докумен­ты с ограниченным доступом: со специальной пометкой «Для слу­жебного пользования» (конфиденциальная информация) и содер­жащие сведения, отнесенные к государственной тайне (секретная и совершенно секретная информация).

Основная техническая работа с документами осуществляется сотрудниками соответствующих канцелярий, большая часть кото­рых являются выпускниками Колледжа МИД России. На них воз­ложены задачи своевременного доведения до сотрудников подраз­делений документов и необходимый контроль правильности обра­щения с этими документами в соответствии с требованиями обес­печения информационной безопасности.

В последнее десятилетие значительно обновилась оргтехника: все подразделения министерства и российские загранпредставительства оснащены персональными компьютерами (ПЭВМ), теле­коммуникационными системами, факсимильной связью, копиро­вальными машинами, что существенно облегчает работу с доку­ментами. Разработаны и постоянно обновляются специальные программы для ПЭВМ, которые позволяют совершенствовать учет, контроль и прохождение документов через канцелярию, классифи­цировать и передавать материалы на архивное хранение. Вместе с тем все это требует постоянного повышения квалификации со­трудников, их воспитания в духе высокой ответственности и добросовестного отношения к работе с документами в плане их сохранности и защиты содержащейся в них информации.

Работа с документами, в том числе с использованием техни­ческих средств, регламентируется соответствующими общегосудар­ственными и ведомственными нормативными актами по защите государственной тайны и информационной безопасности. Их твер­дое знание помогает дипломатическим служащим правильно ори­ентироваться в огромном потоке документов, квалифицированно и грамотно оформлять документы.

Используя технические средства, исполнитель документа дол­жен твердо знать степень защищенности техники и разрешенный уровень секретности обрабатываемой на них информации, и по­мнить, что персональную ответственность за защиту информации несет лично он.

В настоящее время МИД уделяет особое внимание проблеме информационно-психологической безопасности дипломатической службы, защите дипломатических работников от негативного ин­формационно-психологического воздействия извне. От решения этой задачи во многом зависит безопасность дипломатической службы и даже национальная безопасность России в целом.

Этот аспект безопасности приобрел особую остроту в послед­ние десятилетия в связи с технологическим прорывом в области компьютерной техники и средств телекоммуникации, формирова­нием на их основе мирового информационного пространства. Ин­формация, как справедливо утверждают многие аналитики, стала править миром.

Информационная инфраструктура и информационные ресурсы во все большей степени стали ареной межгосударственной борьбы за достижение стратегических и тактических политических целей. Объектом этой борьбы является сознание людей. Она основана на возможности управления и манипулирования общественным со­знанием, подчинения воли человека, изменении общественного сознания, когда массы людей живут не в реальном мире, а в мире иллюзий, создаваемых и привносимых извне.

Отсюда вывод: психологическая безопасность — это такое состо­яние общественного сознания, при котором общество в целом и каж­дая личность воспринимают существующее качество жизни как аде­кватное и надежное.Только в психологически безопасном про­странстве создаются реальные возможности для разумного удовле­творения естественных, социальных и духовных потребностей че­ловека, формируются прочные основания для уверенности в буду­щем.

Это хорошо понимает наш политический и идеологический оппонент. В результате экспансии со стороны других стран, на­правленной на внедрение в индивидуальное и групповое сознание российских граждан чужих нравственных норм, агрессивную про­паганду образцов массовой культуры, основанных на культе наси­лия и жесткости, происходит размывание духовной базы россий­ского общества. Слова М.Ю.Лермонтова, адресованные убийце А.С.Пушкина: «смеясь, он дерзко презирал земли чужой язык и нравы» — сегодня звучат особенно современно и в полной мере могут быть отнесены ко многим политическим деятелям, ученым, а также средствам массовой информации. Что же касается пуш­кинского: «здесь русский дух, здесь Русью пахнет», — то можно быть твердо уверенными, что ими эти слова великого поэта будут расценены как проявление узколобости и национализма.

Психологические атаки могут и часто оказывают существенное негативное влияние на дипломатических служащих, работающих с секретными сведениями. Чаще всего это выражается в потере бди­тельности, снижении самоконтроля и т.п. Учитывая исключитель­ную важность этого фактора буквально для всех структур МИД, министерством запланирован ряд научных проектов и практичес­ких шагов (при участии Института психологии РАН), направлен­ных на повышение психологической устойчивости сотрудников Центрального аппарата и загранпредставительств к внешним и внутренним угрозам. В министерстве понимают, что даже люди, добровольно взявшие на себя обязательства на нераспространение доверенных им сведений, нуждаются в добротных научных реко­мендациях по обеспечению личной бдительности и самоконтроля.

Вместе с тем необходимо, не дожидаясь завершения указанных работ, руководителям структурных подразделений, подведомствен­ных организаций, представительств МИД в субъектах Федерации и загранучреждений систематически проводить среди своих сотруд­ников соответствующую воспитательную и разъяснительную рабо­ту по всем важным и сложным вопросам обеспечения безопаснос­ти дипломатической службы. Особенно в области физической и инженерно-технической защиты, защиты своих компьютерных сетей.

Итак, можно сделать следующий общий вывод: несмотря на технический и гуманитарный прогресс, проблемы обеспечения безопасности дипломатической службы не только не потеряли своей актуальности, но в каком-то смысле наоборот их актуаль­ность возросла. Профессия дипломата не стала менее опасной, а глобализация терроризма поставила ее перед лицом многих новых угроз. Технический прогресс многократно увеличил угрозы в об­ласти информационной безопасности, в результате работа по за­щите государственной тайны стала более сложной и ответствен­ной. Мало того, в обозримом будущем снижения напряженности в работе по обеспечению безопасности дипломатической работы ожидать не приходится.

Контрольные вопросы

1. Основные требования к обеспечению защиты здания представи­тельства и территории, на которой оно расположено.

2. Мероприятия по защите мебели и оборудования, устанавливае­мых в служебной зоне представительства.

3. Какие организационно-технические мероприятия проводятся в структурах МИД с целью защиты средств вычислительной техники?

4. Какой порядок подключения к сети Интернет существует в сис­теме дипломатической службы?

5. Мероприятия по предупреждению действий террористов, на­правленных против диппредставительств.

6. Мероприятия по обеспечению безопасности Центрального ап­парата МИД России (защита зданий и помещений; пропускной режим, система охраны; порядок работы с документами; защита средств информатизации и связи).

7. Основные направления формирования информационно-психо­логической устойчивости сотрудников Министерства иностранных дел к внешним и внутренним угрозам.

Литература

1. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 24. Ст. 170.

2. Доктрина информационной безопасности Российской Федера­ции. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 сен­тября 2000 г. № 1895.

3. Сводный закон «О дипломатической безопасности и борьбе с терроризмом». Принят Конгрессом США 27 августа 1986 г.

4. Выгодский СЮ. У истоков советской дипломатии. М., 1965.

5. Левин Д.Б. Дипломатия, ее сущность, методы и формы. М., 1962.

6. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая война). М., 2000.

7. Ранних А.А. Миллениум и безопасность дипломатической служ­бы. Вызовы времени. М., 2000.

8. Селянинов О.П. Практика дипломатических сношений госу­дарств. М., 1999.

9. Черняк Е.Б. Пять столетий тайной войны. М., 1985.

10. Юзефович Л.А. Как в посольских обычаях ведется. М., 1988.

Раздел IV

КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ,

СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Люди, особенно занимающие руководящие должности, как известно, определяют успех любого дела. В полной мере это ка­сается кадров внешнеполитического ведомства. От профессио­нализма, деловых и нравственных качеств политиков и работ­ников аппарата, их умения действовать последовательно и кон­структивно в конечном итоге зависит как страна пройдет нелег­кий путь «синтеза советского наследия, возрождаемых русских дипломатических традиций и принципиально новых подходов, диктуемых кардинальными изменениями в стране и на между­народной арене»[129].

Все зависит от нашей способности грамотно распорядиться интеллектуально-кадровым потенциалом дипломатической службы, выбрать правильные приоритеты работы с персоналом, выстроить здоровые служебные отношения и обеспечить надле­жащие условия для высококачественного труда каждого работ­ника департамента, посольства, консульства или представитель­ства.

Глава 4.1.

Наши рекомендации