Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
1.1 Политическая система и общественная система.
1.2 Функционирование современных политических систем.
1.3 Сравнительный анализ современных политических систем.
1.1 Политическая система и общественная система. Политическая система – это подсистема (элемент) общественной системы.
Общественную систему образуют основные классы, слои и другие общественные группы. Созданные ими различные институты и механизмы, гарантирующие реализацию их групповых потребностей (интересов), а также связи и зависимости, объединяющие эти составные в единое целое, – есть общество, организованное в государство.
В состав политической системы входят все те элементы общественной системы, которые, с одной стороны, обеспечивают главенство правящего класса, а также сосуществование других групп. А, с другой стороны, позволяют отдельным общественным группам проявлять собственные потребности и интересы (если это не противоречит текущим интересам правящего класса), институционализировать собственную общественную волю, обращаться к всеобщим инструментам, обеспечивающим повышение собственного участия в общественной жизни.
Это означает, что общественная система создает основу для существования политической системы, а также определяет способ её формирования и функционирования. Общественная система возникает раньше политической системы (она существует уже на этапе первобытного общества); именно она определяет основные признаки политической системы, сферы её функционирования, возможности разрешения на уровне политики основных проблем общественной жизни.
Политическая система располагает определенным уровнем самостоятельности, автономии. Постепенное обретение политической системой самостоятельности является объективным выражением её возрастающей роли, увеличивающегося числа общественных проблем, разрешаемых через политику, своеобразной целостности организмов, концентрирующих и координирующих жизнь современных обществ и государств. При излишней самостоятельности политической системы может возникнуть угроза существованию общественного целого. Поэтому должны действовать ограничения автономии политической системы.
Первым и основным ограничением автономии политической системы является экономика. Отдельным элементам политической системы всегда приходится учитывать в своей деятельности состояние общественных ресурсов, возможности существующих в данном обществе производительных сил.
Объём вмешательства политики в сферу экономики всегда определяется правом и идеологией. Именно она являет собой второе ограничение самостоятельности политической системы. Именно в рамках идеологической практики утверждаются основные цели деятельности, проверяются возможности стимулирования определенных форм и проявлений общественной активности, управления ими.
Кроме того, есть и внутренние ограничения автономии политической системы. Основными из них являются противоречия между направлениями деятельности отдельных политических институтов, между усилиями, прилагаемыми на политической арене разными крупными общественными группами. По этой причине политическую систему можно трактовать как арену борьбы различающихся своими интересами и потребностями общественных классов.
Функционирование современных политических систем. Политическая система — это общественная система особого рода. Обладая властным верховенством, правом принятия обязывающих решений, политическая система стимулирует общие чаяния людей, мобилизует и координирует их коллективное поведение. Представители системного подхода выделяют функции политической системы, исходя из взаимодействия, которое существует между политической системой и средой, между индивидами и группами внутри системы. Т. Парсонс считал, что фундаментальной функцией политической сферы является целедостижение. Процесс целедостижения заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных целей, а также в обеспечении эффективного коллективного действия для достижения общих целей.
Американский политолог Г. Алмонд в работе «Политика развивающихся регионов» разграничил функции политической системы, которые она выполняет на «входе» и на «выходе». «Входные» функции осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интереса, политические партии, независимые средства массовой информации. «Выходные» функции выполняются государственными структурами. Эти функции в основном прерогатива органов государственной власти и управления, которые принимают авторитетно-властные решения, пригодные для окончательной подачи на «выход».
К функциям на «входе» в политическую систему относятся:
- политическая социализация и рекрутирование;
- артикуляция интересов;
- агрегирование интересов;
- политическая коммуникация.
На «выходе» политическая система выполняет функции:
- нормотворчества;
- применения правил и норм;
- контроля за соблюдением правил и норм.
Политическая система может сохранять устойчивость лишь при наличии баланса между «входными» и «выходными» функциями. На «входе» политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования.
Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определенные политические знания, нормы, ценности, модели поведения. Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Подбор должностных лиц на основе их компетенции или на основе выборов – пример рекрутирования по общим критериям. Подбор из представителей одного слоя, номенклатуры – пример ограничивающих критериев.
Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса. Они определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе, властным органам. В рамках политической системы действуют разные участники (актеры). Все они преследуют собственные цели и интересы. Интересы формируются и достигаются посредством деятельности групп и ассоциаций.
Группы интереса отражают многообразие и сложность общества. Однако в различных политических системах оформление и артикуляция интересов происходят неодинаково. При демократии группы и ассоциации автономны и действуют независимо от правительства. В диктаторских системах не разрешенные свыше формы самоорганизации и активности граждан резко ограничены.
Артикулирование интересов может быть явным и скрытым. Явные интересы артикулирования выражаются в четко сформулированных требованиях. Скрытые интересы артикулирования – в поведении, настроении, которое должно восприниматься политической системой.
Агрегирование интересов – функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые существовали на стадии первоначального артикулирования.
Функции артикулирования и агрегирования тесно связаны, и все структуры, которые артикулируют интересы, могут и агрегировать их. Однако в современных политических системах существуют специализированные структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Это политические партии и государственный бюрократический аппарат.
Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой. Политическая коммуникация несет в себе огромный информационный потенциал. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на утверждение духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.
На «выходе» политическая система выполняет три главные функции. Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество — это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения.
Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций. Окончательная судьба политического решения зависит от его реализации. Применение правил и норм, в свою очередь, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, неправительственных структур, групп и ассоциаций.
Функция контроля над соблюдением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Однако и законодательная, и исполнительная власть играют в ее реализации немалую, а нередко и доминирующую роль.
1.3 Сравнительный анализ современных политических систем и универсальные тенденции изменений. К универсальным тенденциям изменений в современных политических системах относятся:
1. Тенденция к усилению роли государства, расширению его регулирующей и инновационной функций (этатизация) и правового регулирования, охватывающего все важные сферы общественной жизни.
2. Тенденция к централизации и концентрации власти. Этот универсальный процесс, происходящий во всех формальных организациях, проявляется главным образом в том, что окончательные решения все чаще принимаются высшим уровнем власти, независимо от того, будет ли это аппарат государства, политическая партия, общественная организация. Другой формой централизации власти в организациях является сокращение автономии звеньев низшего уровня. Процессам централизации власти, как правило, сопутствует её концентрация, т.е. сокращение круга лиц (общественно-профессиональных групп), принимающих окончательные решения, на всех уровнях организационной иерархии.
3. Тенденция к усилению взаимозависимости между звеньями политических систем. Этот процесс имеет место в политических организациях, между политическими организациями, входящими в состав той же самой политической организации; правящей партией и парламентской оппозицией, а также между самими системами (развитие сотрудничества в рамках ЕЭС и СНГ).
Коренное различие между политическими системами проявляется в том, как распределяется политическая власть на различных этапах процесса государственного управления: рассредоточена она между отдельными субъектами власти (демократическая модель) или концентрируется в руках одного обладателя власти (автократическая модель).
Алмонд использует понятия «структуры» и «культуры» для характеристики четырех отличительных типов современных политических систем. Это – англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная и тоталитарная система.
Англо-американская система характеризуется мультиценностной политической культурой, в которой большинство граждан верит в такие ценности как свобода личности, массовое благосостояние и безопасность. Этот тип политической системы действует на основе диффузии власти и влияния.
Континентально-европейская система характеризуется фрагментарной, неоднородной политической культурой, в которой присутствуют элементы старой, традиционной политической культуры.
Доиндустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру, а также сильный потенциал насилия (часто в лице армии, бюрократического аппарата).
Тоталитарные политические системы не допускают присутствия политических добровольных ассоциаций, часто функционируют, опираясь на монопольно властвующий бюрократический или партийный аппарат.
В целом, все существующие политические системы с точки зрения их тенденций к модернизации можно классифицировать как консервативные системы и реформируемые политические системы.