Национальные агентства.К числу крупнейших российских национальных информационных агентств относятся ИТАР-ТАСС, «Интерфакс», РИА «Новости».
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС — такое название получено агентством в 1992 г.). Сегодня, по классификации ЮНЕСКО, ИТАР-ТАСС является одним из крупнейших мировых агентств. Оно сохранило свой статус центрального государственного агентства, приобретя новые черты, связанные с изменениями в политике доступа к информации и внедрением новых компьютерных и телекоммуникационных технологий. Информация, которую раньше получал узкий круг привилегированных лиц, сейчас доступна аудитории различных СМИ, многим организациям и частным лицам как в России, так и за ее пределами.
ИТАР-ТАСС предлагает своим подписчикам широкий спектр информационных услуг, который обеспечивается деятельностью нескольких подразделений агентства:
- службой новостей, включающей тематические отделы, специализирующиеся на сборе текущей информации, охватывающей все сферы действительности;
- самостоятельно действующими агентствами, которые производят международную, экономическую и спортивную информацию;
- уникальными по своим возможностям и запасам информации справочной и фотослужбой, рекламным и коммерческим центрами, а также другими службами, включая технические, занимающимися распространением и доставкой продуктов подписчикам.
Основное направление деятельности агентства, как и других. агентств универсального профиля, — производство оперативной событийной информации.
Другим большим направлением в деятельности агентства является производство и распространение пакетированной информации.. Она передается один или несколько раз в сутки или в неделю в определенное время и представляет собой несколько различных пакетов (подборок) информации специального характера, предназначенных разным группам потребителей.
Адресность и обусловленная ею тематическая избирательность лежат в основе региональных программ событийно-оперативной информации. Акцент в них делается на события на местах, содержится детальная информация из регионов, отсутствующая в единых новостных лентах. Таких программ у агентства несколько: «Восток», «Урал», «Юг», «Центр». В сочетании с тематическими пакетами и «ТАСС-экспресс» они способны полностью удовлетворить потребности региональных СМИ в текущей информации. Кроме того, специальные пакеты создаются региональными центрами и отделениями ИТАР-ТАСС в некоторых российских городах.
Специализированная международная, экономическая и спортивная информация производится специальными агентствами в структуре ИТАР-ТАСС и распространяется ими самостоятельно также в двух видах: наиболее значительная и оперативная — в реальном времени, а затем в виде пакетов и блоков в определенные дни и часы.
Помимо оперативной информации ИТАР-ТАСС выпускает бюллетени, вестники, справочную литературу в электронном и печатном виде, оказывает рекламные и ПР-услуги, совместно с агентством Рейтер производит электронную новостную графику, предоставляет телекоммуникационные услуги; ИТАР-ТАСС располагает огромным фотоархивом и оперативной новостной фотослужбой.
Даже короткий обзор информационных продуктов и услуг ИТАР-ТАСС показывает, что сфера деятельности информационных агентств, в особенности крупных, универсального типа, выходит далеко за пределы оперативного информирования о событиях, хотя оно и остается главной сферой их деятельности.
«Интерфакс» был создан в 1989 г.; сегодня он является крупнейшей негосударственной информационной корпорацией на территории бывшего СССР и представляет собой холдинг из примерно 20 отдельных компаний. Вначале «Интерфакс» ориентировался прежде всего на иностранных дипломатов, специалистов, журналистов, которым не хватало достоверной информации об СССР. Первоначальная ставка на альтернативность и оппозиционность информации помогла агентству встать на ноги. Однако в дальнейшем деятельность агентства стали определять качество и оперативность информации, использование новейших технологических и технических средств, постоянные поиски нового. Именно «Интерфакс» первым обратился к изучению опыта мировых агентств и внедрил в практику общепринятые стандарты.
«Интерфакс» — акционерное общество закрытого типа. Основной статьей дохода является подписка на информационные продукты. Агентство имеет дочерние предприятия — «Интерфакс-Америка», «Интерфакс-Европа», «Интерфакс-Германия», которые распространяют информацию о жизни в России за границей напрямую, без посредников. В составе группы «Интерфакс» успешно работают специализированные службы новостей — Агентство финансовой информации, Агентство нефтяной информации и многие другие, основными потребителями продукции которых являются банки, финансовые и промышленные компании, разнообразные коммерческие организации. Стремясь укрепить свое положение на рынке, «Интерфакс» создал также отдельные информационные агентства, работающие в регионах и странах СНГ, занявшие лидирующие позиции на местных рынках новостей. Это «Интерфакс-Евразия» (Урал, Сибирь, Дальний Восток), «Интерфакс-Украина» и «Интерфакс-Запад» (Белоруссия).
«Интерфакс» издает также еженедельные и ежемесячные информационные выпуски, в основном экономического характера, содержащие обзоры, аналитическую информацию, экспертные оценки, оригинальные интервью и репортажи, подготовленные по заказам. Представляют интерес и совместные издания: «Думское обозрение» (совместно с пресс-службами палат парламента), «Спектр» (совместно с Фондом «Общественное мнение», публикуются рейтинги и результаты социологических опросов).
Российское информационное агентство «Новости» (РИА «Новости»).Государственное информационно-аналитическое агентство, образованное на базе АПН в 1992 г. Ежедневно распространяет актуальную общественно-политическую, экономическую, научную, финансовую информацию на русском, основных европейских и арабском языках. РИА «Новости» является общенациональным агентством универсального типа.
Вестники — визитная карточка РИА «Новости», доставшаяся ему в наследство от АПН. Конечно, сейчас и их характер, и количество существенно изменились. Доставляются вестники почтой в традиционном печатном виде и электронной почтой, по сетям Интернет и иными способами. Среди вестников хорошо известные «Власть в России», «Российские регионы», «Приватизация в России», «Спутник инвестора», «Арабский бюллетень» и некоторые другие. В прошлом агентство ориентировалось в основном на зарубежных подписчиков; сегодня РИА «Новости», значительно перестроив свою деятельность и освоив новое пространство, стремится сохранить за собой и эту нишу. Часть вестников выходит на иностранных языках.
РИА «Новости» издает также журналы «Россия» и «Спутник». У агентства есть собственные информационные службы: компания «ТВ-Новости», осуществляющая производство и выпуск в эфир на канале РТР телепрограмм; радиостанция «РИА-радио»; компания «Фото-новости». Широко известен политический клуб агентства, организующий и проводящий пресс-конференции видных государственных, общественных деятелей, представителей деловых кругов. Агентством созданы соответствующие службы, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламой, обеспечением выставок, оказанием полиграфических услуг, переводами на иностранные языки и подготовкой эксклюзивных материалов и бэкграундов (специальных изданий к важнейшим событиям в российской и международной жизни).
Хотя крупные информационные агентства сохранили свои названия по основному виду их деятельности — сбору и распространению оперативной событийной информации, в действительности они являются настоящими медиаконцернами. Эти компании работают по принципу максимально возможного удовлетворения потребностей клиентов, они используют все виды и формы работы с информацией.
Если сравнить основной информационный продукт — оперативную событийную информацию, распространяемую тремя ведущими агентствами, то легко увидеть, что в содержательном плане у них много общего. Однако заметны и различия: форма подачи новостей, способы их передачи, компоновка, «упаковка», т.е. характер «пакетирования», адресность, наконец, полнота и оперативность.
Региональные агентства.В этой группе агентств, специализирующихся на сборе информации в регионах и для регионов, сложилась своя собственная неоднозначная картина. Здесь действуют несколько столичных агентств, которые специализируются на производстве информации для регионов.
«Глобус»стал первым в России агентством, специализирующимся на обслуживании региональной прессы, которая в момент создания агентства остро нуждалась в новом информационном наполнении, необходимом для выживания и развития. Еженедельные информационные сборники «Глобус-регион» подготовлены московскими журналистами специально для региональной прессы и включают статьи, репортажи, интервью, аналитические обзоры; тематика универсальная. Агентство проводит образовательные программы для региональных журналистов и редакторов, региональные семинары, специальные проекты, способствует информационному обмену между региональными газетами.
«Центрально-Азиатские новости»распространяют общественно-политическую информацию о событиях, происходящих в России и за ее пределами, делая акцент на освещении событий, происходящих в Центральной Азии, в Кавказском регионе и на Ближнем Востоке. «Росбалт» ориентируется на европейскую часть России и североевропейские страны, ставя своей первоочередной задачей формирование единого информационного пространства на этих территориях. В содержательном плане «Росбалт» делает акцент на темах международного политического и экономического сотрудничества, становления властных структур и государственного строительства в России, развития демократии, взаимоотношения центра и регионов.
Непосредственно в областных (в последнее время — и в районных) центрах в условиях жесткой конкуренции работают отделения московских агентств, информационные центры, пользующиеся официальной поддержкой местной власти, и независимые агентства. Они поставляют новостную информацию для местных СМИ, а также для столичных агентств. В крупных городах сейчас работает до 20—25 агентств и информационных бюро, ориентирующихся на разные группы подписчиков, на различную в тематическом отношении информацию и т.д. В структуре региональных агентств, как и в центре, преобладают распространяющие рекламно-коммерческую информацию. Растет число агентств и в небольших городах. Однако все эти службы не покрывают потребности столичных медиаконцернов в информации «из глубинки» — возможно, потому что она недостаточно востребована. Для общероссийской прессы, жителей мегаполисов по сути жизнь огромной страны остается малоизвестной — складывается впечатление, что там ничего не происходит. Однако это опасное заблуждение преодолевается информационными службами крайне медленно.
Мы охарактеризовали деятельность основных российских информационных агентств. Однако сегодня в России действуют сотни других, соперничающих друг с другом и постоянно обновляющих свою продукцию. Самым «взрослым» из них не более 12— 13 лет, однако они сумели чутко уловить современные тенденции развития мирового новостного рынка. Не все новые агентства удержались на рынке, однако следует признать, что на пути к информационному обществу российским информационным агентствам принадлежит заметная роль.
Существует классификация ЮНЕСКО, которая выделяет четыре мировых информационных агентства: в России – это ИТАР-ТАСС (www.itar-tass.com ), Reuters (Великобритания, www.reuters.com ), Associated Press (США, www.ap.org) и France Press (Франция, www.afp.com). К этой четверке приближается китайское агентство Xinhua (Синьхуа) со своим проектом Chinadotcom - www.china.com (на английском - english.china.com ).
Агентство Рейтер.В агентстве работают более 14000 сотрудников в 91 стране мира, в том числе 2300 журналистов, фотокорреспондентов и видеооператоров. Рейтер насчитывает в общей сложности 197 бюро по всему миру. С новостями агентства Рейтер ежедневно знакомятся свыше 1 миллиарда человек. Журналисты агентства в числе первых известили о таких событиях мировой истории, как убийство президента США Авраама Линкольна, окончание военных действий в ходе Первой мировой войны, смерть Ганди и поимка бывшего иракского президента Саддама Хусейна и проч.
Основной доход агентство получает не от продажи чисто информационных материалов, а от предоставления профессионалам, работающим в рыночной сфере, важнейшей рыночной информации, аналитических сообщений на тему финансовых и товарных рынков. Этот сегмент деятельности обеспечивает 90 % доходов агентства.
Агентство Рейтер в российских СМИ обвиняется в регулярном занятии подделкой информации, однако независимые экспертизы и само агентство эти слухи не подтверждают.
Ассошиэйтед Пресс (сокращенно «АП») было основано в мае 1846 году в Нью-Йорке как кооперативное объединение шести популярных Нью-йоркских газетных издательств.
Образование кооператива было обусловлено необходимостью более оперативного получения новостей из Европы (раньше новости доходили до Америки спустя 20 дней).
В 1970 году в компании работало 100 тыс. сотрудников.
Информацию Ассошиэйтед Пресс и фотографии репортеров агентства, которые они получают по подписке, используют крупнейшие российские СМИ, в том числе ИА ТАСС, РИА "Новости", газеты «Известия», «Комсомольская правда» и многие другие.
Франс Пресс (фр. Agence France-Presse, AFP) — французское информационное агентство. Старейшее информационное агентство. Основано в 1835 году. Крупнейшее информационное агентство Франции.
AFP расположен в Париже. Имеет международные отделения в Вашингтоне, Гонконге, Никосии и Монтевидео, а также бюро в 110 странах. Новости агентства доступны на английском, арабском, испанском, немецком, португальском и французском языках.
AFP был основан парижским переводчиком Карлом-Луи Ава (фр. Charles-Louis Havas) как «Agence Havas».