Социальная реклама как средство профилактики экстремизма в молодежной среде
Научный руководитель: канд. социол. наук, доц. Бочарова О. Е.
Тульский государственный университет
Одной из актуальных проблем современной России является усиление тенденций проявления ксенофобии и, как следствие, обострение межнациональных конфликтов в обществе. В результате стали проявляться тревожные симптомы социально-политической инфантильности, утраты национальной культурной идентичности, воинствующего национализма. Активизировалась деятельность асоциальных молодежных организаций экстремистского характера (Русское Национальное Единство, Национал-большевистская партия, скинхеды, фанаты и т.д.), спекулирующих на идеях национального возрождения и провоцирующих рост преступных акций на этнорелигиозной и политической почве.
На современном этапе развития российского общества проявления молодежного экстремизма носят все более опасный для общества характер. В последнее время все большую озабоченность вызывают масштабы распространения идей экстремизма на территории страны. На текущий момент в России действует свыше 200 объединений экстремистской направленности.
Экстремизм в молодежной среде представляет собой деструктивное социальное явление, включающее исторически и социально обусловленную идеологию и практику, опирающиеся на идеи защиты интересов посредством применения крайних, в том числе насильственных, форм и методов деятельности и использующие предубеждения, заблуждения и фобии.
В настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых. В целях противодействия экстремистской деятельности в молодежной среде органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют профилактические, в том числе пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Одним из инструментов профилактики экстремизма является социальная реклама. В настоящее время она становится все более популярной в России и в связи с этим необходимо активное ее использование в качестве инструмента формирования общественного мнения. Миссия социальной рекламы по борьбе с экстремизмом в молодежной среде заключается в консолидации государственных, общественных и частных усилий, в совместном разрешении этой проблемы. Социальная реклама является носителем и распространителем ведущих гуманистических ценностей – человеколюбия, толерантности, равноправия.
Реклама как средство психологического воздействия является одним из самых актуальных инструментов влияния на человеческое сознание. В качестве механизмов воздействия в социальной рекламе часто выступает метод провозглашения единства, равенства всех людей. В качестве примеров можно привести такие лозунги социальной рекламы, как: «Изучите анатомию и поймите, что все люди совершенно одинаковы! Посмотрите на себя, и вы больше не будете экстремистом!»; «Экстремизм – путь в никуда», «Нет плохих наций, есть плохие люди», «Не судите нацию по одному человеку». Данные слоганы можно встретить в роликах социальной рекламы, на плакатах.
Отечественный опыт профилактики экстремизма средствами социальной рекламы включает ряд социальных видеороликов, плакатов и прочих продуктов социальной рекламы, созданных по заказу Комитетов по молодежной политике различных регионов России, Министерства печати и массовых коммуникаций. В 1992 г. был образован Рекламный совет, в состав которого, помимо рекламных фирм, вошли различные СМИ и общественные организации. Цель данного совета – создание единого рекламного продукта по социальной проблематике. Члены Совета разрабатывают, в частности, макеты социальных кампаний для печатных СМИ, выпускают видео- и аудиоролики. Также созданием социальной рекламы по данной тематике занимаются различные межрегиональные общественные фонды по содействию реализации программ, направленных на поддержку молодежи. Ежегодно проводятся различные конкурсы и социальные проекты по созданию социальной рекламы, проходящие на региональном и федеральном уровнях.
Зарубежный опыт использования социальной рекламы в качестве инструмента профилактики экстремизма характеризуется большей широтой. В западных странах реализовано множество проектов, посвященных профилактике экстремистской деятельности среди молодежи.
Таким образом, молодежный экстремизм как социально-политическое явление является острой проблемой современного российского общества. Борьба с данной проблемой посредством социальной рекламы – одно из важнейших и действенных направлений в профилактике экстремизма в молодежной среде.
Еким Д.А.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ