Особое мнение судьи КС РФ

Судья, не согласный с решением КС, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «ВКС РФ» вместе с решением КС РФ.

Мнение судьи КС РФ.

Судья, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Судом вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Письменное несогласие судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в «ВКС РФ».

15. Обязанности органов государственной власти и должностных лиц в связи с принятием решений Конституционного Суда РФ по ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".

Если решением КС НА признан не соответствующим Конституции РФ (полностью или частично) либо из решения КС вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, ОГВ или ДЛ, принявшие этот акт, рассматривают вопрос о принятии нового НА (ч.4 ст.79).

Новый НА должен содержать положения:

1)Об отмене акта (если он был признан не соответствующим Конституции РФ полностью), либо

2)О внесении изменений (дополнений) в НА (если он был признан не соответствующим Конституции РФ частично).

До принятие нового НА непосредственно применяется Конституция РФ.

Правительство РФ не позднее 3-х месяцев после опубликования решения КС РФ вносит в ГД соответствующий законопроект (проекты). Эти законопроекты рассматриваются ГД во внеочередном порядке.

Президент РФ, Правительство РФ, ВДЛ субъекта РФ не позднее 2х месяцев после опубликования решений КС РФ отменяют соответствующий НА, принимают новый НА, либо вносят изменения (дополнения) в НА, признанный неконституционным в отдельной части.

ЗПОГВ субъекта РФ в течение 6-ти месяцев после опубликования решения КС вносит необходимые изменения в конституцию (устав) субъекта РФ, отменяет признанный неконституционным РЗ, принимает новый РЗ (законы) либо вносит изменения (дополнения) в РЗ, признанный неконституционным в отдельной его части.

ВДЛ субъекта РФ вносит соответствующий законопроект в ЗПОГВ субъекта РФ не позднее 2-х месяцев после опубликования решения КС.

ФОГВ, РОГВ, заключившие между собой признанный полностью или частично не соответствующий КРФ договор (между ФОГВ и РОГВ, договор между РОГВ), не позднее 2-х месяцев после опубликования решения КС вносят в него изменения (дополнения) или прекращают его действие.

Ответственность.

Неисполнение, ненадлежащее исполнение, либо воспрепятствование исполнению решения КС РФ влечет ответственность, установленную ФЗ.

Если по истечении 2-х месяцев после опубликования решения КС ВДЛ, ЗПОГВ субъекта РФ не принимают соответствующие меры, применяется механизм ответственности, предусмотренный федеральным законом.

16. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ (на примере Уставного Суда Свердловской области по 0З «Об Уставном Суде Свердловской области»).

Республики в составе РФ могут создавать конституционные суды, а остальные субъекты – уставные суды. Практика создания таких судов не получила широкого распространения. Назначение конституционного (уставного) суда – рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов ОГВ субъекта РФ, ОМС субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ.

Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (что не вполне соответствует ст. 124 Конституции РФ). Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Наши рекомендации