Предложения с однородными членами

1) использование разных частей речи:

Прошу тишины и выслушать меня. (Ошибочное использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения)
Правильно: Прошу тишины и внимания.

Ошибочно: Он любит футбол и стрелять.
Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.

2) использование полных и кратких форм прилагательных:

Ошибочно: Деревья высокие и стройны.
Правильно: Деревья высокие и стройные. Или: Деревья высоки и стройны.

3) См. пункты 1.1, 2.3.

А9 – грамматическая основа

Грамматическая основа в односоставном определённо-личном предложении 1) гл. в форме 1 и 2 л. ед. и мн.ч. в наст. или буд. времени в изъявит. накл. 2) гл. в форм повелит. накл.   Иду по улице, смотрю по сторонам Иди сюда!  
Грамматическая основа в односоставном неопределённо-личном предложении   1) гл. в форме 3 л. мн.ч. наст., буд. или прош. времени в изъявит. накл. 2) гл. в повелит. накл. 3) гл. в форме условн. накл.   Звонят! Пусть звонят. Если бы мне сказали, я бы запомнила.  
Грамматическая основа в односоставном обобщённо-личном предложении   1) гл. в фоме 2 л. ед. и мн.ч. 2) гл. в форме 3 л. мн.ч.   Слышишь звонок и бежишь открывать дверь. Так сейчас одеваются.
Грамматическая основа в односоставном безличном предложении 1) гл. в форме 3 л. ед.ч. наст. или буд. времени 2) гл. в форме ср.рода ед.ч. в прош. времени или условн. накл.   Смеркается. Меня тошнит. Смеркалось.  

А10 – синтаксическая характеристика предложения

Простое предложение – это предложение с одной грамматической основой.
Сложное – это предложение с двумя и более грамматическими основами.
Значит, нужно знать, какими бывают грамматические основы, чтобы верно определить их в предложенном для анализа предложении.

НЕ ПУТАЙ двусоставные и односоставные простые предложения.

  • Двусоставныепредложения – это предложения с двумя главными членами: подлежащим и сказуемым.
  • Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом.

Части в составе сложных предложений тоже могут быть двусоставными и односоставными.

Если в твоём варианте задания дано сложное предложение, то нужно определить, какое оно. Подробная характеристика не требуется.
Посмотри, есть ли средства связи: союзы и союзные слова.

  • Если их нет, то предложение бессоюзное (бессоюзная связь предложений - это синтаксическая связь по смыслу, формально выраженная лишь интонационно).
  • Если есть, тосоюзное, и тебе предстоит еще один несложный шаг: определить вид синтаксической связи.

Как это сделать? Для определения вида синтаксической связи нужно иметь в виду два критерия: 1) значение и 2) форму.

Если предложения
1) равноправны по смыслу,
2) связаны сочинительным союзом,

то предложение сложносочинённое.

Если предложения
1) не равноправны по смыслу (можно установить иерархию: главное – придаточное),
2) подчинительная связь выражена подчинительными союзами,
то предложение сложноподчиненное.

Неоценимую помощь окажет знание сочинительных и подчинительных союзов.

Наконец, последнее. В языке и, естественно, в КИМах тоже есть сложные предложения с двумя видами связи:

1) бессоюзной и союзной подчинительной,
2) бессоюзной и союзной сочинительной,
3) союзной сочинительной и подчинительной.
Это сложные предложения, состоящие более чем из двух простых и имеющие соответственно более двух грамматических основ. Встретив такие предложения, не удивляйся. Помни, частей может быть две и более. Их может быть даже 13-15 и более. В заданиях ЕГЭ таких длинных и состоящих из многих частей предложений нет. Но и в предложениях из 3-4 частей могут быть комбинации союзной и бессоюзной связи либо сочинительной и подчинительной связи.
Независимо то того, какое предложение тебе встретилось, необходимо:

  • внимательно и вдумчиво прочитать предложение,
  • определить грамматические основы,
  • разделить предложение на части,
  • определить характер связи и средства связи (союзы и союзные слова, интонацию при бессоюзном соединении частей).

В черновике рисуй схемы, они помогут понять, сколько частей в сложном предложении и как они связаны. Разберись, что к чему относится.
Примеры схем:
[ … ], [ … ] – бессоюзное сложное предложение, например: К вечеру потеплело,| в саду расквакались лягушки.

[ … ] – [… ] – бессоюзное сложное предложение, например: Я поднялась на третий этаж и подошла к двери -| неожиданно из-за неё раздался отчаянный собачий лай.

[ …] : [ … ] - бессоюзное сложное предложение, например: Услышав шум, я опустила глаза:| прямо передо мной пробежал ёжик.

[ … ], [ и … ] - сложносочинённое предложение, например: Солнце зашло, | и стало прохладно.

[ … ], (чтобы…) – сложноподчинённое предложение, например: Я всё сделаю, чтобы она была счастлива.

[… , (чтобы…) …] - сложноподчинённое предложение, например: Митя, чтобы она была счастлива, сделает всё.

ПОМНИ
В предложениях с несколькими придаточными подчинение может быть различным:
1) последовательным: […], (где…), ( который…), например: Я узнала,| где купить словарь,| который я долго не могла найти.

2) параллельным: […], (какие...), (как...). Пример: Документ объясняет,| какие предметы будут обязательны,| как будет делаться выбор.

3) однородным:[ … ], (союз как … ), и (союз как … ). Пример: Я неожиданно почувствовала, как напряжение спало, и как легко стало у меня на душе.

А13 – Н-НН в суффиксах слов разных частей речи.

Н, НН в именах существительных

1. НН пишется:

1) если основа слова оканчивается буквой н: дружина — дружинник, малина — малинник;

2) если существительное образовано от прилагательного или причастия, имеющих нн: гривенник (гривенный), доверенность (доверенный), избранник (избранный);

2. Н пишется в словах труженик, вареник (варёный), ветреность (ветреный), копчёности, костяника, масленица, торфяник, юность.

Н, НН в именах прилагательных

1. НН пишется:

1) в суффиксах енн, онн: торжественный, эволюционный;

2) на стыке основ на н и суффикса н: каменный, осенний; песенный; временный, семенной;

3) в отглагольных прилагательных на ованный, еванный: организованный (воспитанный, ответственный), рискованный, малеванный, корчеванный;

4) в прилагательных, образованных от приставочных глаголов: ускоренный темп, подержанные вещи(исключения: названый брат, смышленый ребенок, посаженый отец).

2. Н пишется:

1) в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида (не имеющих приставок и суффиксов ованн, еванн): вареный картофель, бешеный пес, гружёная баржа, драный пиджак, кошеный луг

[исключения: желанный, негаданный, недрёманное (око), нечаянный, священный, неслыханный, жеманный, чеканный, нежданный, деланный, медленный, невиданный];

2) в сложных прилагательных: гладкокрашеный, домотканый, малоезженый, мелкодробленый;

3) в прилагательных с отрицательной частицей не, пишущихся слитно: негашеная известь, небеленая изба;

4) в прилагательных с суффиксами ин, ан, ян: лебединый, кожаный, полотняный (исключения: стеклянный, оловянный, деревянный).

Запомните:

1. Прилагательные багряный, пьяный, румяный, ветреный (но: безветренный), зеленый, юный, свиной пишутся с однимн.

2. Если в полном прилагательном пишется нн, то и в кратком (за исключением мужского рода) тоже: туманная даль — даль туманна.

3. В прилагательных кованый и жёваный сочетания ов и ёввходят в состав корня.

А14. Слова с безударной гласной в корне.

Нужно знать словарные слова и корни с чередованием

А15. Правописание приставок.
Правило "Гласная И после приставок на соглaсный". Оно тоже подчиняется фонетическому принципу написания – гласная пишется такая, какая слышится. Суть правила в том, что после приставок на согласный гласная И корня или другой приставки меняется на Ы: ИГРАТЬ – С-ЫГРАТЬ, ИСКАТЬ – ПОД-ЫСКАТЬ.Исключение – ВЗИМАТЬ.Это слово, кстати, тоже пишется так, как слышится.
Правило не "работает" с иноязычными приставками (супер-, контр-, суб-, пан-, дез- и др.), в сложных и сложносокращенных словах (спортигра) и после приставок меж- и сверх-.
Правописание Ъ и Ь разделительных. Правило здесь одно: Ъ разделительный пишется только после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я, а также в словах АДЪЮТАНТ, ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ. Некоторые ученые выделяют в этих словах приставку, поэтому в них тоже пишется Ъ. В школьных учебниках эти слова обычно даются как исключения.

Наши рекомендации