Пояснительная записка. В науковедении термин «обществоведение» («обществознание») объединяет все науки об обществе

В науковедении термин «обществоведение» («обществознание») объединяет все науки об обществе. В системе образования обществоведением (обществознанием) называют учебную дисциплину, представляющую систему знаний об обществе, кроме исторических, которые даны в другом учебном предмете — истории. Обществоведение изучается с опорой на исторические знания. История изучается с использованием понятий, формируемых в курсе обществознания. Оба предмета взаимосвязаны, но не заме­няют друг друга. В курсе истории изучается прошлое в его кон­кретном, неповторимом облике; в курсе обществоведения знания об обществе представлены в обобщенном виде и в наибольшей степени обращены к современности. Оба учебных предмета име­ют самостоятельную ценность.

Обществоведческое образование — необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я».

Для современного обществоведческого курса, освещающего проблемы человека и общества, базовыми являются философия, экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение.

Овладение основами философии помогает школьнику правильно ориентироваться в мире познания и человеческих ценностей, а также найти свое место в жизни. Значение и необходимость изучения философии в школе объясняются главным образом тем, что она отвечает на вопросы, как правильно мыслить, как достойно жить. Понимание сущности социальных процессов дает социальная философия.

Основы экономических знаний необходимы для формирования у подростка адекватного восприятия экономической ситуации в стране, в мире. Они также являются инструментом, который выпускник общеобразовательной школы сможет использовать для правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими структурами.

Социологические знания призваны способствовать формированию всестороннего взгляда на общественные процессы, представляя собой каркас социального мышления как системного понимания объективных и субъективных элементов социальных тенденций. Целостное системное социологическое мышление поможет молодежи занять в об­ществе активную социальную позицию.

Возрастание значения политологии — науки о политике, устройстве, распределении и осуществлении власти — определяется тем, что от суммы индивидуальных политических позиций, от сознательного политического выбора граждан зависит судьба России, а следовательно, и собственная судьба каждого человека. Укрепление демократии в России невозможно без утверждения в сознании большинства населения демократических ценностей, раскрываемых политологией.

Социальная психология играет важную роль в определении выпускником своего места в обществе и формировании его позиции по отношению к обществу, при этом ее вес увеличивается в связи с усложнением в наше время межличностных отношений, значением организации взаимодействия людей в больших и малых группах.

Овладение базовыми знаниями по праву – обязательный элемент развития социально активной личности, обладающей необходимым для современного общества уровнем правосознания и правовой культуры. В свою очередь, это воспитывает внутреннюю убежденность в необходимости соблюдения норм права, ответственное и уважительное отношение к правам и свободам других лиц, гражданскую позицию.

Изучение названных социально-гуманитарных наук в отдельности — задача высшей школы, выпускники которой лишь при условии гума­нитарного развития станут интеллигентными людьми. Что касается общеобразовательной школы, то ее учебный план ни в настоящем, ни в обозримом будущем не может в своей базисной части вместить учебные дисциплины, соответствующие всем названным областям научного знания. Между тем такие знания необходимы каждому вступающему в жизнь человеку. Оптимальное решение состоит в том, чтобы представить ученику не самостоятельные науки, как в вузе, а педагогически отобранные знания, интегрированные в единый курс обществознания. Такое решение соответствует современной тенденции к интеграции социально-гуманитарного знания. В современном обществоведческом курсе знания о человеке и обществе должны предстать перед учащимися не односторонне, не с позиций лишь одной из областей науки, а комплексно. Научная картина мира немыслима без целостного представления об обществе и современных проблемах человека.

Обществоведческое образование занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, кото­рые не в состоянии выполнить никакой другой учебный предмет.

В числе общих требований к содержанию образования, выдвинутых Законом «Об образовании», — ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Выдвинутая в законе задача формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира не может быть решена без комплекса знаний об обществе и человеке, целостность которых обеспечивается интеграцией в курсе обществознания сведений из наук, изучающих различные аспекты развития общества.

Без обществоведческого образования невозможно в полной мере выполнить требование закона о воспитании гражданина, интегрированного в современное общество. Решение этой задачи предполагает усвоение учащимися гражданской культуры, которая включает в себя и политическую, и правовую, и экономическую, и нравственно-патриотическую составляющие. Она охватывает не только взаимоотношения гражданина и государства, но и различные аспекты отношений в гражданском обществе.

Ниже представлено ядро знаний, которыми должен овладеть каждый человек, получающий полное среднее образование. Вместе с тем в соответствии с запросами учащихся и возможностями школы могут быть введены учебные курсы, расширяющие и углубляющие знания по любой из базовых наук.

Содержание

Наши рекомендации