Разложение первобытно-общинного строя и появление государства

Развитие общественного производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап связан с переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Этот процесс, по данным археологии и этнографии, начался 10-12 тыс. лет назад и продолжался - у разных народов - несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века), на рубеже перехода к эпохе бронзы, когда человек научился выплавлять и употреблять снача­ла "мягкие" цветные металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. Эти стадии, а также овладение куль­турой земледелия и скотоводства, в том числе селекцией, прошли все племена и народы, вступившие на путь развития цивилиза­ции[97].

С появлением принципиально новых производительных сил были связаны крупные общественные последствия. Они последовательно обобщены в книге Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Касаясь экономических последствий, Ф. Энгельс, в соответствии с марксистской концепцией, отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он называл выделение пастушеских племен из всей массы варва­ров[98].

Современные этнографы и археологи не меньшую роль в неолитической революции отводят развитию в IV- III тысячеле­тии до н.э. земледелия, позволяющего собирать невероятно высокие урожаи зерновых в районах Ближнего Востока и Древнего Египта. Этим обусловлен быстрый рост населения Малой Азии, Двуречья, до­лины Нила, Средиземноморья, ряда других регионов Европы. С развитием земледелия в I-II вв. до н.э. и I тысячелетии н.э. были связаны увеличение населения Месоамерики и расцвет раннезем­ледельческих культур у племен майя, ацтеков, инков, мексикан­ских индейцев (I-II вв. до н.э. - I тысячелетие н.э.).

С точки зрения современной исторической науки и этногра­фии неолитическая революция стала возможной не только бла­годаря появлению скотоводства. Именно переход к пахотному земледелию в наибольшей мере способствовал быстрому прогрес­су хозяйства (в том числе скотоводства), росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, пись­менности и иных достижений материальной и духовной культуры. Культура древнейших обществ перехода к цивилизации получила название раннеземледельческой культуры[99].

Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избы­ток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспе­чить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регуляр­ный обмен продуктами между племенами, способствовавший накоплению новых богатств, которые ранее, при натуральном хозяйстве, были недоступны. Излишек продуктов производства создавал также возможность привлечения дополнительной рабо­чей силы, требующейся для ухода за скотом и обработки полей. Как писал Ф. Энгельс, такую рабочую силу поставляли войны: военнопленных стали обращать в рабов, вследствие чего возникло "первое крупное разделение общества на два класса - господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых"[100].

Здесь, однако, следует уточнить, что далеко не везде и не всегда рабовладение становилось основой хозяйства раннеземле­дельческих (в том числе и скотоводческих) обществ. В Древнем Шумере, Египте и во многих других обществах основой ранне­земледельческого хозяйства служил труд свободных рядовых об­щинников, а имущественная и социальная дифференциация развивалась параллельно с функциями управления земледельческими работами (особенно при поливном земледелии) и распределения продуктов в виде создания аппарата учета и распорядительных функций в лице писцов, хранителей урожая и т.д. Важное место занимали в такой дифференциации воинские функции, выполне­ние которых приводило к делению на военных вождей, началь­ников дружин и простых воинов. Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремес­ленников и градостроителей.

Раннеземледельческие общества были связаны с возникнове­нием городов-государств, где основное земледельческое населе­ние попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управлен­ческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная страти­фикация на неравноправные группы и слои общества. Такая стратификация в виде деления на замкнутые касты (варны, со­словия и т.п.) с глубокой древности освящалась религиями и существовала не только в государстве, но и в общинном строе раннеземледельческих обществ Древнего Востока, Месоамерики, Индии, а также у скифов, персов, других евроазиатских племен[101]. Рабство в этих обществах носило первоначально дворцовый, или семейный, характер и лишь позднее использовалось в производстве (например, при строительстве городов и храмов).

Основным трудящимся населением были рядовые общинни­ки, составлявшие низшие касты и платившие подати. Кроме обработки своих наделов земли и скотоводства они выполняли общественные работы по орошению земель, служили рядовыми воинами.

Тем не менее общий вывод о том, что производящее хозяйство по мере его роста и совершенствования вело к общественному разделению труда, к социальной, в том числе классовой диффе­ренциации, к имущественному расслоению населения на богатых и бедных, на господ и рабов или слуг, на неравноправные касты, остается верным для периода перехода от родового строя к пер­вым цивилизациям. Постепенно у народов античности (Древняя Греция, Древний Рим, Троя, Карфаген и другие античные поли­сы) деление на свободных и рабов стало основным. В I тысяче­летии н.э. в Европе разложение родового строя вело к возникно­вению феодальной формации.

Другим важным социальным последствием неолитической ре­волюции явился переход от родовой общины к отдельным семьям и соседской (крестьянской) общине.

Ф. Энгельс называл величайшей революцией переворот в ро­довом строе, который привел к замене матриархата патриархатом[102]. Занятие скотоводством и земледелием стало возможным уже не всем родом, а отдельными семьями. Семья (у большинства народов она состояла из представителей двух-трех поколений) вполне могла сама прокормить и одеть себя. Поэтому обществен­ная собственность материнского рода переходит постепенно в частную собственность отдельных семей, ставших самостоятельны­ми хозяйственными единицами. При этом главой семьи и собст­венником основных средств производства - скота, орудий зем­леделия и продуктов нового производства - становится основной работник - пастух и пахарь, мужчина. В большой семье-общине господство в доме, вплоть до полной власти над женщиной и детьми, переходит к ее патриархальному главе - старшему в семье мужчине. Имущество и власть наследуются по мужской линии, от отца - к старшему сыну по праву первородства (у славян - к старшине, с согласия всех сыновей)[103]. Тем самым не только закреплялся переход к частной собственности семей, но и уста­навливалось неравенство среди членов патриархальной семьи-об­щины. Это было неустранимой трещиной в родовом строе.

Появление государства у разных народов было вызвано и рядом других, помимо социальных и экономических, причин.

Родовая община основывалась на личностной кровнородственной связи. Род и племя имели свою территорию, и проживать на ней и обладать правами члена общины могли лишь члены рода. "Чужаки" могли пользоваться только гостеприимством или долж­ны были быть приняты в родовое, кровное братство. С развитием производящего хозяйства и обмена на территории рода и племени стали все чаще появляться купцы, ремесленники, мореплаватели и другие чужеземцы, участвующие в хозяйственном обороте, меж­племенных связях. Многие из них стали оседать в городах.

Этот этап эволюции характеризуется и переселением различ­ных народов. В результате на одной территории поселялись раз­ноплеменные группы, взаимные интересы которых не могли ре­гулироваться обычаями родового строя, знавшего только кровно­родственные связи. Между тем интересы "пришлого" населения и членов рода тесно переплетались, без чего была бы невозможна торговля, в которой было заинтересовано население, не было возможно и разрешение споров. Новые условия требовали и новой территориальной организации, охватывающей права и обя­занности как коренного населения, так и пришлого.

С этим общетерриториальным интересом связано преобразо­вание прежней родовой общины в соседскую (крестьянскую). Такая община, как и род, состояла из нескольких семей. Но в отличие от рода семья являлась собственником своего имущества (например, скота, построек) и продукта труда (например, урожая). Соседская (крестьянская) община, будучи социальным организ­мом, выполняла функции организации общих дел (например, совместного пользования землей, орошения, вырубки леса). Но она сама уже не была собственником имущества и продукта труда. В соседской общине развивались многообразные отношения взаимной помощи, дарения, услуг, не связанные, однако, с общест­венной собственностью, существовавшей в родовой общине.

Одним из важнейших общественных условий перехода от ро­дового строя с его общественной властью к государству является возросшее значение войн и военной организации племенв период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между племе­нами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота и рабов. Однако военная организация служила и для защиты собственных интере­сов племен.

В рассматриваемый период активизируются процессы мигра­ции в поисках лучшей территории и для ее завоевания. Эти процессы известны в Европе, в частности на Среднеевропейской равнине, в Азии (например, завоевания ариев в Индии), в Горном Перу, где произошло покорение инками других племен. В таких условиях не только завоевания, но и сама военная организация племен способствовала постепенному превращению органов об­щественной власти племен в органы военной демократии в виде выборных военных вождей, дружины, войска. Параллельно про­исходило усиление власти военных вождей, базилевса, рекса, переднеазиатских и скифских "царей". Они получали значительные привилегии не только на лучшую долю добычи, но и на верхов­ную власть, претендующую на передачу по наследству, на при­оритет перед народным собранием, к тому времени превратив­шимся в собрание дружины, войска. В их руках постепенно сосредоточивалась власть верховного жреца (у египтян, вавило­нян, шумеров, скифов), верховного судьи.

Военный быт способствовал объединению родственных пле­мен в единый народ. Это, в свою очередь, вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государствен­ности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Месоамерике. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти пле­мен, превращающихся в единый народ, в ряде случаев не только способствовали формированию классов или стратификации об­щества, но и инициировали эти процессы.

Существенное влияние на процесс возникновения государст­венности, особенно у наиболее древних народов, оказывала рели­гия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каж­дый род поклонялся своим языческим богам, имел свой "тотем" (своего "идола"). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти "царей", базилевсов, верховных (часто - военных) вождей. Династии новых властите­лей стремились объединить племена общими религиозными ка­нонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте, культ покрови­тельства богов греческим полисам и т.п. Происходило постепен­ное приспособление религиозных норм к закреплению верховной власти господствующих племен у индейцев майя и инков, у ски­фов. Эта власть связывалась с передачей ее от богов и закрепля­лась сначала продлением выборного срока, а затем - пожизненно и наследственно (например, род инков).

Таким образом, признавая первостепенное значение произ­водственного прогресса, а также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразо­вания первобытнообщинного строя в цивилизованные общества и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и причины возникновения государства. К числу последних следует отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации насе­ления, а также усиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти.

Наши рекомендации