При преемниках Петра до Екатерины II
При Петре Великом
При преемниках Петра до Екатерины II
В XIX столетии
С 1855 по 1900 г
При Петре Великом
Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая [9 июня] 1672 года — 28 января [8 февраля] 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года).
Внешнюю торговлю Петр считал одним из действительнейших средств приобщить Россию к западноевропейской культуре. В начале своего царствования он принимал энергичные меры к расширению торговли. Трижды посетил Архангельск и построил на Соламбальской верфи несколько кораблей для экспорта казенных товаров за границу. И торговля Архангельска быстро развивалась; в конце XVII в. оборот ее едва достигал 850 000 руб., а в 1710 г. — 1 485 000 руб. Но Белое море, по своей отдаленности, краткости периода навигации и ее трудностям, не соответствовало потребностям российской внешней торговли даже в тогдашним ее размерах.
Нужен был иной, более удобный выход для произведений русского хозяйства. После неудачной попытки утвердиться на Азовском море, приобретены были для России юго-восточные берега Балтийского моря и основан был С.-Петербург. Обещаниями льгот иностранные торговцы привлекались к новому русскому порту; наибольшее участие в его торговле приняли голландцы и англичане. С Францией в 1706 г. заключена была торговая конвенция; итальянским кораблям, в уважение дальности, обещана уступка половины пошлин; князю Меньшикову поручено было войти в переписку о торговых льготах для купцов Гамбурга, Бремена и Данцига. В то же время Петр озаботился устройством водного сообщения внутренних хлебородных и населенных областей государства с Петербургом (Вышневолоцкая система). Канал для обхода Ладожского озера начат был в 1719 г., окончен в 1728 г.
Утвердившись на Неве, Петр удвоил свои заботы о Петербурге и его торговли. Он велел приступить к сооружению военного и купеческого порта на острове Ретусари (Котлине), где должен был иметь постоянное местопребывание балтийский флот, и где разгружались бы все корабли, для которых вход в устье Невы, по его мелководью, был невозможен. Впоследствии гавань эта, равно как и возникший при ней город, получила название Кронштадта. Торговля в новом порте сначала слабо развивалась. Как русские, так и иностранцы предпочитали Архангельск, куда пути были издавна налажены. Для усиления торговли Петербурга Петр принял ряд искусственных мер. Указом 31 октября 1713 г. он повелел «объявить всенародно, чтобы купецкие и других чинов люди, у кого есть пенька и юфть, к городу Архангельскому и на Вологду для торговли не возили, а привозили бы в Петербург. Так же которые государевы товары: икру, клей, поташ, смолу, щетину, ревень к Архангельску не отпускать, а привозить по тому ж в Петербург». Торговые иноземцы приглашались уведомить своих соотечественников за границей, чтобы корабли для нагрузки русских товаров присылались к Петербургу, а не к Архангельску. Впоследствии, по ходатайствам купцов, при скоплении экспортных товаров в Петербурге, давались разрешения известную часть товара везти к Архангельску. По указу 20 ноября 1717 г. в Петербург переселены были самые именитые купцы Архангельска. Указом 1720 г. с товаров, направленных к Петербургу, обычная 5 % пошлина понижена до 3 %, с назначенных же к вывозу из Петербурга за границу не взималось никаких пошлин на внутренних заставах; обозы с этими товарами, по освидетельствовании и запечатании, безостановочно проходили до самого Петербурга.
Всеми этими мерами петербургская торговля была усилена, архангельская — сокращена. В течение 8 лет (1710-1718) отпуск Архангельска поднялся с 11/3 до 21/3 млн. руб., а привоз с 142 000 до 600 000 руб.; в 1726 г. по Архангельску отпущено товаров на 285 387, а привезено всего на 35846 р. Из Петербурга в 1718 г. вывезено было товаров на 268 590, в 1726 г. — на 2 403 423 руб.; в 1718 г. привезено в Петербург на 218 049 руб., в 1726 г. — на 1 549 697 руб. В 1720 г. в Неву вошло 76 иностранных судов, в 1722 г. — 119, в 1724 г. — 180. Таможенных пошлин по Петербургскому порту поступило в 1724 г. 175 417 руб., всего же по Балтийскому и Белому морям в 1725 г. собрано было этих пошлин 452 403 руб.
Торговля Риги, сильно сократившаяся в первые годы по завоевании ее Россиею, скоро превзошла прежние размеры: в 1704 г. Ригу посетило 359 судов, в 1725 г. — 388. Рост Риги, несмотря на конкуренцию Петербурга, объясняется тем, что Рига по импорту и экспорту обслуживала далекий от Петербурга литовско-польский район. Ревель, Нарва и Выборг утратили долю своего прежнего значения, отчасти и вследствие военных событий. Выборгу, особенно от них пострадавшему, Петр предоставил свободную торговлю хлебом, смолой, лесом и другими товарами, запрещенными или же составлявшими предмет казенной монополии. В видах развития русской сухопутной торговли, в 1714 г. отправлен был в Польшу и Венгрию казенный транспорт сибирских товаров, которые там имели отличный сбыт; на вырученные деньги были закуплены венгерские вина. Нежинским грекам дана была привилегия торговли с Молдавией и Валахией. Возникла сухопутная торговля через Польшу с Пруссией. В 1723 г. русским купцам было разрешено торговать с Бреславлем. Складочным местом нашей сухопутной торговли с Германией был в это время Васильков — русская таможня на польской границе.
Не имела успеха попытка Петра приобрести несколько крепких пунктов на восточном берегу Каспийского моря, чтобы оттуда вести непосредственно торговлю с Хивою и Бухарой, а затем, с помощью караванов, посылаемых из этих ханств в Индию, направить индийскую торговлю через Каспийское море в Россию. Русско-персидская торговля по-прежнему была сосредоточена преимущественно в руках армянских купцов, имевших свои конторы в Астрахани. Они не только привозили персидские товары, преимущественно шелк, в Россию, но и отправляли их морем в Голландию, откуда, в свою очередь, вывозили голландские сукна и другие товары, находившие сбыт в Персии (Иран). Петр охотно разрешал эту торговлю, ввиду значительного казенного дохода от транзитных пошлин. В 1711 г. он, с ведома и одобрения персидского шаха, заключил с армянами условие, в силу которого весь вывозимый из Персии шелк должен был доставляться ими в Россию. За это армянам предоставлялась монопольная торговля шелком, и давались некоторые пошлинные льготы. Русские купцы, преимущественно из Астрахани, вели довольно оживленную активную торговлю в Низабаде и Реште. Товары свои они складывали преимущественно в Шемахе. Когда этот город, в 1711 г., был разграблен лезгинцами, русские купцы потеряли значительный суммы: убытки одного торгового дома простирались до 180 000 руб. В 1716 г. привоз бухарских и персидских товаров в одну только Астрахань простирался на сумму до 464 000 руб., пошлин же взыскано свыше 22500 руб. Для упрочения русско-персидских торговых отношений, в 1715 г. отправлено было в Персию особое посольство, которому и удалось заключить с Персией торговый договор. В 1720 г. царь назначил в Испагань русского консула (который, впрочем, вследствие внутренних беспорядков, остановлен был в Реште). Англичане обратились с просьбою о разрешении возобновить свою транзитную торговлю с Персией через Россию, но получили отказ, так же как голландцы и французы. Последние годы царствования Петра ознаменованы были рядом распоряжений, касавшихся организации русско-персидского торгового судоходства на Каспийском море и судостроения в Астрахани.
В видах упорядочения русско-китайской торговли, Петр еще в 1698 г. повелел отправлять караван из Москвы в Нерчинск не ежегодно, а через год, дабы от наплыва русских товаров не падали там на них цены. В 1719 г. Петр отправил в Пекин капитана гвардия Измайлова, которому удалось добиться заключения трактата на таких, между прочим, условиях:
· чтобы в Пекине имел постоянное пребывание русский консул, а в некоторых других городах вице-консулы;
· чтобы русские имели право беспрепятственно ездить по всей территории Китая и перевозить по китайским рекам товары и складывать их на пристанях;
· чтобы русским купцам разрешена была в Китае беспошлинная торговля.
Русско-китайские отношения, однако, не наладились. Скоро по отъезде Измайлова, китайское правительство запретило русским караванам приезжать в Пекин до установления определенных границ между Россией и Китайскою Монголией; установление же границ, по вине китайцев, замедлялось.
Вступив на престол, Петр не только оставил в силе все казенные монополии, но еще и умножил их: юфть, пенька, поташ, деготь, сало, конопляное масло, льняное семя, ревень, икра, рыбий клей могли подвозиться частными лицами лишь к речным, озерным или морским пристаням, а затем переходили в руки казны. Сначала Петр вел эту торговлю, подобно своим предшественникам, сам или доверял ее ведение особым чиновникам, но скоро, за недосугом, стал сдавать экспорт казенных товаров на откуп. Так, в 1703 г. вывоз дегтя, «тюленьих шкур и всех продуктов рыболовства Архангельского побережья сдан был князю Меньшикову; вологодские купцы Оконишниковы в то же время получили монополию на отпуск льняного семени. Позднее торговля икрой сдана была за 100 000, ревенем — за 80000 руб. Сдавались и другие экспортные и некоторые привозные товары. Не сданные на откуп монопольные товары казна продавала, согласно указу 1715 г., исключительно за наличные деньги (полновесные «ефимки», т.е. иохимсталеры). Впрочем, Петр держался системы казенных монополий лишь до тех пор, пока опыт не убедил его в их невыгодности для казны и вреде для народного благосостояния. Указом 8 апреля 1719 г. повелевалось «казенным товарам быть только двум: поташу и смольчаку», которые изъяты были из круга «повольной» торговли в видах сбережения лесов.
В 1718 г. учреждена была коммерц-коллегия. Первое русское консульство было учреждено в Амстердаме; за ним последовали консульства в Лондоне, Тулоне, Кадиксе, Лиссабоне, а вскоре почти во всех главнейших городах Европы и Персии.
В 1724 г. изданы были таможенный тариф и морской торговый регламент. По тарифу 1724 г., пошлина с большинства привозных и отпускных товаров не превышала 5 % цены, но отпускные товары, по снабжении которыми Западной Европы, Россия имела мало или вовсе не имела конкурентов, оплачивались более высокими пошлинами; например, с цены отпускной пеньки взималось 27,5 %. Таможенные пошлины уплачивались иностранною монетой, принимавшеюся по известному курсу. Таможенных доходов собиралось в конце царствования Петра до 869,5 тыс. руб. Ценность вывоза из России была выше ценности ввоза, что объясняется столько же полезностью русского сырья для западноевропейской обрабатывающей промышленности, сколько малым в России спросом на предметы роскоши и комфорта, за недостатком богатых людей. Но и тогдашние, сравнительно малые затраты русских на оплату импорта беспокоили Петра; ему хотелось создать торговый флот, чтобы сберечь в пользу России морской фрахт, и если не увеличить вывоз изделий, то хотя бы сократить привоз их, развив в стране обрабатывающую промышленность.
Указом 8 ноября 1723 г. повелевалось, между прочим, «умножать свои коммерции, строить компании, партикулярные торги заводить в Ост-Зее, например, в Польшу отправлять персидские товары, кушаки и прочее» и делать все это «не голосно, дабы лишним эхом вреда вместо пользы не было». В 1724 г. царь задумал снарядить за свой счет три русских судна в Испанию и одно во Францию, с тем, чтобы купцы, которые должны были отправиться туда с товарами, остались некоторое время за границей для изучения торговых операций. К числу мероприятий, направленных к сокращению иностранного привоза, относятся льготы и привилегии за учреждение фабрик и заводов в России и обложение привозных заграничных товаров. «Чтобы собрать рассыпанную храмину купечества», Петр учредил в городах магистраты. Покровительство его фабрикантам дошло даже до прикрепления крестьян к фабрикам.
При преемниках Петра до Екатерины II
Ближайшие преемники Петра продолжали его торговую политику, но скоро стали обнаруживаться ее недостатки и, прежде всего, излишняя мелочная регламентация торговли и промышленности. Заявлялись протесты со стороны купечества, для рассмотрения которых была учреждена в 1727 г., в Санкт-Петербурге, особая комиссия. В числе рассмотренных ею заявлений была челобитная от проживавших в Петербурге английских, голландских и гамбургских купцов с просьбой об уменьшении таможенных пошлин на привозные иностранные товары. В 1731 г. издан таможенный тариф, по которому пошлины с ввозимых товаров были понижены, а с некоторых вывозных товаров совсем сложены. Обложение по цене для большей части товаров заменено пошлинами с веса, меры и счета. Обложение товаров, шедших через Архангельск, дополнительною пошлиной в 25 % было отменено. В 1731 г. издан был «морской устав», по которому с русских купцов, отправлявших свои товары из Санкт-Петербурга, Архангельска и Колы на собственных кораблях, или же вообще на судах построенных в России, взималось сборов в 4 раза меньше, чем было установлено тарифом; с привоза на тех же кораблях, во избежание подлогов, брали, полную пошлину. Если русский подданный отпускал свои товары на иностранных кораблях, то платил лишь 3/4 пошлины, установленной для иностранцев. Благодаря облегчению таможенного бремени, торговля оживилась; так, из Петербурга в 1726 г. вывозилось русских товаров на 22/5 млн. руб., а в 1751 г. — на 41/4; в 1726 г. привозилось в Санкт-Петербург на 11/2, а в 1751 г. — на 33/4 млн. руб.
Предсмертное распоряжение Петра о посылке в Испанию трех русских кораблей с русскими товарами было исполнено при Екатерине I: корабли были нагружены салом, пенькою (предмет торговли россии прошлых времен - пенька (волокна из стебля конопли)) канатами, юфтью, полотнами, парусиной, льном и икрою; казна доставила от себя 2/3 груза, остальное с большим трудом собрали между торговцами, из коих двое, по приказу правительства, должны были отправиться в это путешествие. Суда благополучно прибыли в Кадикс и здесь, под наблюдением русского консула, груз был скоро распродан; но пример этот не нашел последователей. Такой же исход имели попытки завести активную торговлю с Италией и Францией. Удачнее и продолжительнее был опыт купцов Баженова и Крылова, посылавших на собственных кораблях товары в Амстердам и Гамбург.
В общем русская внешняя торговля по прежнему оставалась в руках иноземцев, сначала преимущественно голландцев, а с 30-х годов — англичан. В английских руках сосредоточивался вывоз из России железа, парусины, полотна, ревеня. Южноевропейских купцов англичане приучили обращаться с заказами на русские товары к английским торговым фирмам. Правительство неоднократно пыталось установить непосредственные торговые сношения с Францией, но эти попытки не увенчались успехом, отчасти по политическим причинам, преимущественно же вследствие недостатка у русских и французских купцов предприимчивости. В 1734 г. между Россией и Англией заключен был договор, предоставлявший подданным обоих государств право свободного плавания и торговли во всех областях, принадлежащих им в Европе, причем английские и русские корабли допускались на правах наибольшего благоприятства. Как русские в Англию, так и англичане в Россию имели право провозить всякие, за немногими исключениями, товары, причем с обеих сторон уплачивались одинаковые пошлины. Для устранения обманов и фальсификата учрежден был «правдивый брак», с возложением на браковщиков ответственности за доброкачественность продуктов. Договор этот возобновлен был в 1742 г. еще на 15 лет.
Таким же характером отличался торговый договор 1726 г. с Пруссией, возобновленный в 1743 г. на 18 лет. В Швецию, по договору 1735 г., дозволено было беспошлинно вывозить из гаваней Балтийского моря хлеба на 50000 р., пеньки, льна и мачт — также на 50000 р. После двухлетней войны заключен был, в 1743 г., новый договор, которым восстановлена была обоюдно-свободная торговля подданных обоих государств. Из России допускался беспошлинный вывоз хлеба, пеньки и льна на сумму вдвое большую, чем по договору 1735 г., а в случае неурожая в Швеции разрешалось вывозить туда хлеба «сколько не доставать будет». Через Польшу в Пруссию, Шлезвиг, Саксонию и Турцию шли русские меха, кожи и скот: русские купцы сами отправлялись на места назначения товаров и там приобретали товары нужные для России. Морская торговля шла преимущественно через порты Балтийского моря, между которыми Петербург играл господствующую роль. Расширению его торговых оборотов особенно содействовало улучшение Вышневолоцкого водного пути и открытие, в 1728 г., Ладожского канала. Кроме Петербурга, Россия имела на Балтийском море 6 торговых портов: Ригу, Ревель, Пернов, Аренсбург, Нарву и Выборг. В 1737 г. присоединен к ним Гапсаль, в 1747 г. — Фридрихсгам.
Сношения с Востоком подверглись многим переменам. По трактату, заключенному в 1732 г., в Реште, Россия возвратила Персии большую часть своих завоеваний. За это шах предоставил русским купцам право беспошлинной торговли в Персии, обязался защищать русских от всякого произвола и оказывать им скорое правосудие, без обычной в Персии волокиты. России предоставлено было содержать в городах консулов, для охраны интересов своего купечества. В 1755 г. основано было русское товарищество для торговли с Персией. Армяне, видя в нем серьезного конкурента и не добившись его закрытия, соединились с ним в 1758 г. в одно «Персидское торговое общество», с капиталом в 600 000 руб. В 1762 г. оно, вместе с другими монопольными компаниями, было закрыто, так как Петр III нашел, что русские торговые компания того времени служили лишь убежищем обанкротившимся купцам и были «не что иное, как только неправедное присвоение одному того, что всем принадлежит».
Условия торговли со Средней Азией несколько улучшились после принятия Киргиз-Кайсацкою ордой русского подданства (в 1731 г.), особенно благодаря основанию на р. Урале Орской крепости, Троицка и Оренбурга. С 1750 г. начинается довольно частое движение в Оренбург караванов из Бухары, Ташкента, Кашгара. Небезуспешны были попытки русских купцов ходить с товарами, через Оренбург, в Среднюю Азию. В Балхе русские караваны встречались с индийскими и с ними обменивались товарами. По договору с Турцией 1739 г. подданным обоих государств предоставлялась свободная торговля; но русская торговля на Черном море должна была производиться на судах турецких подданных. Посольству, отправленному Екатериною I, удалось заключить с китайским правительством в 1727 г. генеральный трактат, а в 1728 г. — дополнительный, которыми устанавливалась свободная торговля между империями. Для торга частных лиц назначены были два пограничных места — Кяхта и Цурухайту; право отправлять в Пекин караваны предоставлено было только русскому правительству, не чаще чем раз в три года, и число купцов в караванах не должно было превышать 200. С этого времени правительство отправляло свои караваны с мехами в Пекин только 6 раз, между 1728 и 1755 г.г. Караванный торг за счет казны требовал значительных затрат, не окупавшихся прибылями, почему при Петре III был отменен. В Китай сбывались преимущественно меха, а получались оттуда шелк, ревень.
Монополия во внешней торговле оставались в силе, интересуя не только купцов, но и знатных людей; так, например, граф П. И. Шувалов получил исключительное право на отпуск за границу сала, ворвани, леса. С другой стороны, энергии того же Шувалова Россия обязана уничтожением (1 апреля 1753 г.) внутренних застав и отменою внутренних пошлин, все усложнявшихся и увеличивавшихся. Отменены были сборы: 1) таможенный (т.е. рублевая и ярмарочная пошлина); 2) с найма извозчиков и плавных судов; 3) с клеймения хомутов; 4) с мостов и перевоза; 5) подымный; 6) с подпалых и палых лошадиных и яловичных кож и со скотины; 7) привальный и отвальный; 8) с яицкой рыбы десятый сбор; 9) канцелярский мелочной; 10) с ледокола и водопоя; 11) с четвериков померных; 12) с продажи дегтя; 13) с весов весчих товаров; 14) с каменного жернового промысла и горшечной глины; 15) с проезжих печатных грамот; 16) вычетное у винных подрядчиков и объявителей; 17) с таможенного письма. Не столько самые пошлины были обременительны, сколько формальности, произвольные поборы и всяческие прижимки со стороны сборщиков (целовальников) и откупщиков. Особенно тяжелы были эти сборы для сельской мелочной торговли, так как всякий товар ценою выше 2 гривен записывался в таможне. Взамен отмененных сборов таможенное обложение привозимых и отвозимых товаров в пограничных таможнях было увеличено на 13 %. В момент отмены внутренних пошлин, годовая сумма их по всей России, без Сибири, определялась по 5-летней сложности в 903 537 руб.; а так как она составляла не менее 5 % ценности товаров, обращавшихся во внутренней торговле, то вся сумма внутреннего торгового оборота определяется в 18 млн. руб., тогда как оборот внешней торговли по привозу достигал 6, а по отпуску 7,5 млн. руб.
Такое слабое развитие внутренней торговли указывает на господство натурального хозяйства над денежным. Таможенный тариф 1757 г. имел строго протекционный характер: на все предметы не первой необходимости привозные пошлины были возвышены. Число предметов, запрещенных к привозу или вывозу, было увеличено. Тариф этот не касался лифляндских портов. При Петре III сделано было многое для облегчения внешней торговли. Вывоз хлеба, который то разрешали, то, без достаточных причин, запрещали, стал производиться из всех портов беспрепятственно. Облегчен был вывоз соленого мяса и живого скота. Архангельск получил все права, какими пользовался петербургский порт. Важнейшими предметами русского отпуска, по данным 1758-68 гг., были, кроме хлеба, пенька (ок. 21/4 млн. пудов в год), лен (692 тыс. пудов), льняное и конопляное семя (120 тыс. пудов), конопляное и льняное масло (166 тыс. пудов), пеньковые канаты (19 тыс. пудов), полотно и равентух (до 7,5 млн. аршин), сало (до 1 млн. пудов), юфть и другие кожи (до 200 тыс. пудов), меха, преимущественно дешевые, живая птица, мыло, конский волос, щетина, железо, медь. Отпуск деревянных балок, мачтового и прочего леса, равно как смолы и дегтя, подвергался стеснениям, а нередко и полному запрещению, в видах сбережения лесов. Из транзитных азиатских товаров вывозились шелк и ревень. О количестве привоза сведения имеются по Петербургу: сюда в половине XVIII стол. привозилось сукон и шерстяных изделий на 827 тыс. руб., индиго и прочих красящих веществ на 505 тыс., вин и водок на 348 тыс., сахара на 198 тыс., мелочного товара на 146 тыс., шелковых материй на 108 тыс., свежих фруктов на 82 тыс., галантереи на 60 тыс., чая и кофе на 57 тыс. Общий годовой оборот внешней торговли и таможенный доход в этом период выражаются, по данным Шторха, следующими числами:
В 1761 г. приходило в русские порты 1779 кораблей, в том числе в С.-Петербург и Кронштадт - 332, Ригу - 957, Ревель - 145, Нарву - 115, Выборг - 80, Пернов - 72, Фридрихсгам - 37, Аренсбург - 34, Гапсаль - 7.