Понятия политического режима
Политический режим - это способ функционирования и взаимосвязи основных элементов политической системы общества.
Одна и та же политическая система в зависимости от исторического контекста может функционировать в различных режимах. Так, с 1993-1994 гг., после принятия нового избирательного закона, приведшего к радикальной перестройке партийной системы и «очищению» политической элиты, Италия перешла к новому политическому режиму в рамках той же демократической политической системы.
Само слово «режим» получило широкое распространение в качестве нового политического понятия в конце XVIII - начале XIX в. одновременно со словом «конституция», послужившим для концептуализации устойчивых характеристик политического устройства, уважение которых было обязательным как для государства, так и для гражданского общества. Соответственно, требовалось каким-то об разом обозначить комплекс переменных параметров политического устройства, которые не только можно, но и должно периодически менять. «Любая конституция рисует не одну, а множество схем правления, построение которых зависит о расстановки сил в данный момент. Различные политические режимы могут... функционировать в одних и тех же конституционных рамках», - писал по этому поводу М. Дюверже.
Подобная концептуализация позволяет говорить о сменяющих друг друга режимах (режим, или правление, Б.Н. Ельцина и т.д.) при сохранении одной и той же конституции.
Политическая же система представляет собой совокупность всех политических институтов, объединенных структурно-функциональными связями в целостное единство, которое противостоит своей окружающей социальной среде или другой политической системе (российская - американской и др.).
Задачей политической науки является не столько определение оптимального политического режима, сколько сравнительный анализ их общих и отличительных характеристик. И в этом случае самым удобным и распространенным методом анализа служит типологизация.
Задача типологизации состоит в классификации различных форм проведения политики, т.е. различных политических режимов. Таким образом, данный подход создает аналитическую рамку для сравнительного анализа политических режимов.
Типологизация - это сознательное упрощение политической действительности, но этот метод позволяет систематизировать и наиболее значимо объединить полученное знание о мире политики. Интерес к типологии политических режимов так же стар, как и само изучение политики.
Первый шаг в классификации политических режимов - разделение их на открытые (демократические) и закрытые (недемократические).
Открытая политическая система характеризуется высокой степенью «отзывчивости» по отношению к требованиям, выдвигаемым «окружающей средой». При этом подобная открытость может достигать такой степени, когда даже протестные движения кооптируются в существующие властные структуры и их требования так или иначе усваиваются политическими институтами.
Для закрытых политических систем, напротив, характерны репрессивные меры по отношению к инициативам и несанкционированным коллективным действиям любого рода.
В литературе обычно выделяют следующие показатели степени открытости политических систем:
• число политических партий, фракций и организованных групп интересов, способных переводить требования различных социальных групп на язык официальной политики. Считается, что чем их больше, тем менее вероятно формирование общественных движений, требования которых не вписались бы в спектр политических требований, выдвигаемых политическими партиями;
• разделение исполнительной и законодательной власти. Поскольку законодательная власть (в отличие от исполнительной) непосредственно подотчетна избирателям, постольку она более чувствительна к требованиям населения, а значит, и общественных движений, групп интересов и др.;
• характер взаимодействия исполнительной власти и организованных групп интересов. Там, где между этими социальными институтами складываются относительно свободные неформальные связи, облегчается доступ новых требований к центру принятия решений. А это значит, что невелика вероятность возникновения радикальных протестных движений;
• наличие механизма агрегации требований, выдвигаемых различными социальными и политическими акторами. Считается, что открытость системы уменьшается, если в ней отсутствуют механизмы формирования политических компромиссов и поиска консенсуса.
Исходя из отмеченных критериев, Г. Алмонд предложил следующую классификацию политических систем:
• англо-американская (наиболее открытая);
• континентально-европейская (относительно закрытая);
• тоталитарная;
• доиндустриальная.
Первые две - это типы демократических режимов; они отличаются характером политической культуры и ролевых структур.
Англоамериканские системы определяются «однородной светской политической культурой» и «высокоспециализированной ролевой структурой», тогда как континентально - европейским системам присущи «раздробленность политической культуры», т.е. существование автономных, мало соприкасающихся друг с другом политических субкультур, и ролевая структура, в которой «роли задаются субкультурами и имеют тенденцию к формированию собственных подсистем распределения ролей».
Великобритания и США являются классическими примерами первого типа; Веймарская Германия, Франция (Третья и Четвертая республики) и послевоенная Италия - второго.
Политические системы стран Скандинавии и Бенилюкса «сочетают в себе некоторые черты и европейского континентального, и англоамериканского типов».
Третья и четвертая системы - закрытые, однако тоталитарная в отличие от доиндустриальной относится к современному типу политических систем. Признать эту типологию логически последовательной достаточно трудно, она только описывает определенный круг политических феноменов, но не слишком помогает в объяснении реальности, поэтому появилось великое множество других классификаций.
В политологии общепринятым является выделение нескольких основных типов политических режимов: тоталитарный; авторитарный, военно - диктаторский, демократический.