Упражнения на расширение лексического запаса

1. Укажите модели, по которым образованы следующие производные слова, определите значение этих слов.

2. Прочтите ряд слов с одним аффиксом. Установите. от какой основы они образованы. Обратите внимание на значение, которое придает данный аффикс.

3. Сравните способы образования указанных слов, назовите части речи, к которым эти слова относятся.

4. Выберите из текста слова общего корня (интернационализмы) и определите их значение.

Упражнения на опознавание и дифференциацию грамматических явлений

1. Выберите из приведенных предложений те, которые содержат страдательный залог (придаточные предложения времени, сложное дополнение и т. д.). 2. Объясните, по каким признакам вы установили грамматическую форму.

Упражнения на выделение в предложениях ключевых слов

1. Прочтите предложения. Выразите ту же мысль по-другому.

2. Укажите, каким членом предложения является слово: определением (дополнением, обстоятельством).

3. В каждом предложении (абзаце) подчеркните ключевое слово (предложение).

4. Подчеркните в предложениях слова, которые могут быть опущены без ущерба для смысла. Прочитайте предложения вслух сначала полностью, а затем — пропуская выделенные слова. Сравните их и скажите, сохранился ли смысл предложения.

Упражнения на прогнозирование содержания читаемого

1. Прочтите заглавие и скажите, о чем (ком) будет идти речь в данном тексте.

2. Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

3. Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу.

4. Восстановите текст из данных в произвольном порядке и пронумерованных абзацев. Скажите, в какой последовательности следует расположить абзацы, чтобы получился логически связный текст.

Текстовый этап

Упражнения на деление текстового материала на смысловые части

1. Прочтите текст, разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них.

2. Прочтите текст и выделите основные темы повествования.

3. Прочтите текст. Найдите в нем предложения, выражающие основные положения текста, и предложения, детализирующие основные положения.

Упражнения на выделение смысловых опор в тексте

1. Прочтите (повторно) ... абзацы текста, найдите в них ключевые предложения.

2. Прочтите (повторно) ... абзацы, сформулируй те их основную мысль.

3. Прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования.

4. Выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания ....

Послетекстовый этап

Упражнения на проверку понимания фактического содержания текста:

1.Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты.

2. Используя материал текста, ответьте на вопросы.

3. Прочтите план текста и скажите, достаточно ли полно он передает содержание текста.

4. Расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте.

5. Прочтите вслух предложения, которые поясняют название рассказа.

Упражнения для обучения интерпретации текста:

1. Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы, эту точку зрения.

2. Просмотрите текст, выделите предложения или абзацы, характеризующие (время действия, эпоху).

3. Скажите, опираясь на характеристику персонажа в тексте, что в его внешности вызывает у вас симпатию (антипатию) и почему.

4. Найдите в тексте следствия, вытекающие из ....

Упражнения на определение познавательной ценности прочитанного:

1. Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него.

2.Прокомментируйте часть текста, которая вам показалась наиболее интересной.

3.Скажите, каким образом вы можете использовать информацию, содержащуюся в тексте, при работе по специальности.

Наши рекомендации