Методические советы по подготовке к семинару

При изучении первого вопроса дайте оценку влиянию войны на экономическое и политическое развитие России, отношению российского общества к войне, к внутренней и внешней политике правительства. Следует выяснить причины и ход Февральской буржуазно-демократической революции. Обратите внимание на особенности формирования властных структур, деятельности Временного правительства, осуществляемые им преобразования.

Внимательно разберитесь в вопросе – почему из нескольких альтернатив развития событий победила в октябре 1917 г. леворадикальная альтернатива.

Изучая вопрос «Гражданская война и интервенция в России», определите причины и хронологические рамки гражданской войны, цели и идеологию противоборствующих сторон. Обратите внимание на основные направления экономической политики большевиков в условиях войны, последствия гражданской войны и интервенции.

Темы докладов и рефератов


1. Общенациональный кризис в России в годы Первой мировой войны.
2. Февральская революция 1917 г. и свержение самодержавия.
3. Социально-экономическая политика Временного правительства
4. Октябрьская революция и установление советской власти.
5. Гражданская война и интервенция: причины, этапы, участники.


Семинар № 14 Вторая мировая война. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

Вопросы для обсуждения

1. Вторая мировая война:
а) СССР в системе международных отношений накануне Второй мировой войны (Европа накануне войны, фашизм в Германии, «Странная война»);
б) причины и начало Второй мировой войны;
в) этапы и основные сражения Второй мировой войны.
2. Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Значение Великой Победы:
а) мероприятия по укреплению обороноспособности страны накануне Великой Отечественной войны;
б) начальный период войны. Перестройка страны на военный лад;
в) коренной перелом в ходе войны и ее победоносное завершение. Значение Великой Победы.
3. Завершение Второй мировой войны:
а) решения международных конференций в Тегеране, Ялте, Потсдаме по проблемам послевоенного устройства мира;
б) разгром милитаристской Японии;
в) итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн ( На Западе более 50 лет, у нас – в последнее время распространяется литература, где СССР представляется агрессором, которого опередила фашистская Германия. Есть ли основания для такого вывода?).

Литература

Основная
1.Всемирная история: учебник для студентов вузов / под ред. Г. Б. Поляка, А. Н. Марковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С. 566-624

2.История Европы / Под общ. Ред. Ж. Карпантье и Ф. Лебрена в сотрудничестве с Ж.-П. Арриньоном и др., пер с фр. под общ. ред. М.Ю. Некрасова.- СПб, 2010.-С. 498-537

3. История России. XX век / А.Н. Боханов, М. М Горинов, В.П. Дмитренко и др. – М.: АСТ, 2000. – С. 279-491

4.Деревянко, А. П. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. – М.: Проспект, 2011. – С. 325-362

5.Орлов, А.С. История России: учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.; Проспект, 2013. – С. 518-522, 535-554

6.Орлов, А.С. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.; Проспект, 2011. – С. 470-500

7.Самыгин, П.С. История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 415–435.

8.Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2011. – С. 658–674.

9.Фортунатов, В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 339–358.


Дополнительная

1. Герасимова С. А. Ржевская бойня. Потерянная победа Жукова / Светлана Герасимова. - Москва : Яуза : Эксмо, 2013. – 316с.

2. Еременко А.И. В начале войны : воспоминания Маршала Советского Союза / А.И. Еременко. - М. : Аст [и др.], 2006. – 621 с.

3. Смирнов В.П. Краткая история второй мировой войны / В.П. Смирнов. - Москва : Весь мир, 2005. - 347 с.

4. Александров, В.А. Сговор Сталина и Гитлера в 1939 году – мина, взорвавшая весь мир / В.А. Александров // Вопросы истории. - 1999. - № 8.- С. 71-85. http://historystudies.org/2012/06/aleksandrov-v-a-sgovor-stalina-i-gitlera-v-1939-godu-mina-vzorvavshaya-ves-mir/

5. Голубев, А.В. «Мы ждали второго фронта»: союзники глазами советского общества в годы Второй мировой войны / А.В. Голубев // Российская история. – 2009. - № 6. – С. 3-27

6. Иванова, Р. К. Формирование индустриальной базы Великой Победы / Р. К. Иванова // Российский экономический журнал. – 2010. – № 5. – С. 57–67.
7. Коломыц, Д. М. Отстаивая принципы научности и объективности: критические мысли о некоторых книгах «нетрадиционных» военных историков / Д. М. Коломыц // Военно-исторический журнал. – 2007. – № 4. – С. 3–6.
8. Любинин, А. Б. Россия в геополитическом разломе кануна Второй мировой войны / А. Б. Любинин // Российский экономический журнал. – 2009. – № 9/10. – С. 3–26.
9. Рыжков, Н. И. Ленд-лиз / Н. И. Рыжков // Российский экономический журнал. – 2010. – № 3. – С. 101–113.
10. Случ, С.З. Пока еще не последовали удары….Политика Германии и СССР в отношении Польши (октябрь 1938 г. – август 1939 г.) / С.З. Случ // Российская история. – 2009. - № 5. – С. 4-85

11. Случ, С.З. Советско-германские отношения в сентябре-декабре 1939 года и вопрос о вступлении СССР во вторую мировую войну / С.З. Случ // Отечественная история . – 2000. - № 5. – С. 46-58

12. Хроника второй мировой войны http://www.hrono.ru/194_2w.php


Методические советы по подготовке к семинару

Изучая материал по первому вопросу необходимо разобраться во внешнеполитических инициативах СССР и получить ответ на вопрос – почему руководство страны пошло на заключение договора о ненападении и других соглашений с Германией?
Следует разобраться в сложном переплетении причин самой крупной и разрушительной войне в истории человечества – Второй мировой войне, длившейся 6 лет и втянувшей в свою орбиту около 80 % всего человечества. Используя разнообразную литературу, определите 5 этапов мировой войны и основные сражения на различных театрах военных действий, имея в виду, что гитлеровская Германия и ее союзники главным противником считали Советский Союз. И именно на территории нашей страны были разгромлены основные силы фашистов
Начало Великой Отечественной войны оказалось крайне неудачным, с большими потерями, и т.д. В поиске ответов на эти вопросы следует обратить внимание на количественную и качественную характеристику агрессора и его союзников, на вероломность и варварские планы фашистов, на объективные и субъективные причины неудач и поражений Красной Армии. Рассматривая ход и итоги войны необходимо показать предпосылки и потенциал Великой Победы, которые были реализованы героизмом советских воинов и самоотверженным трудом в тылу.
При подготовке к третьему вопросу рекомендуется особое внимание обратить на факт сотрудничества бывших потенциальных «противников» и на важнейшие совместные решения по ходу и итогам Второй мировой войны и по послевоенному устройству мира.


Темы докладов и рефератов
1. Договор о ненападении между СССР и Германией и его современная оценка.
2. Причины неудач и поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
3. Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны.
4. Полководцы периода Великой Отечественной войны.
5. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.
6. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Наши рекомендации