А. Специфика международных отношений

№ пп Исследователь Точка зрения (краткое описание)
1. Р. Арон  
2. Д. Капоразо  
3. Д. Сингер  
4. Дж. Розенау  
5. М. Мерль  

Заполните таблицу:

Б.Парадигмы международно-политической науки

№ пп Макропарадигмы Микропарадигмы
     

Задание 5.Запишите известные вам международные организации по двум группам:

Межправительственные организации (МПО) Неправительственные организации (НПО)

Задание 6.Используя научные периодические издания (например, Ильясов, Ф.Н. Терроризм – от социальных оснований до поведения жертв [Текст] /Ф.Н. Ильясов // Социс. – 2007. - № 6. – С. 78-85), подготовьте сообщение по теме "Международный терроризм как один из опасных вызовов современному миру

Задание 7.

Сформулируйте национальные интересы России, опираясь на выступления Президента РФ В. Путина 12 декабря 2012 г. перед Федеральным собранием.

Задание 8.Охарактеризуйте военные расходы ведущих государств мира, используя метод сравнительного анализа.

Задание 9.

Заполните таблицу, определив принадлежность приведенных ниже факторов к конкретной сфере системы международной безопасности.

Экономическая сфера Политическая сфера Гуманитарная сфера Экологическая сфера Военная сфера
         

Факторы воздействия на международную безопасность: деятельность международных и региональных организаций, личностный фактор в политике, экономическая интеграция, прекращение гонки вооружений, нераспространение ядерного оружия, миролюбивая политика большинства государств, ликвидация ядерного оружия, рациональное использование природных богатств, рост антивоенных настроений, выравнивание уровней социально-экономического развития стран и регионов, сокращение военных бюджетов, демилитаризация космоса, единое образовательное пространство, культурный обмен, внедрение очистных сооружений.

Задание 10.

1. В западной политологии теория мировой политики основывается на понятии «национальный интерес». «Основой для всех видов национального интереса, — пишет Ч. Осгуд, — является выживание».

Попробуйте сформулировать национальные интересы России.

2. Трактовка безопасности предполагает выделение двух аспек­тов: ее физических условий и безопасности как психологического состояния. Каковы основные способы поддержания международ­ной безопасности? Что означает тезис «безопасность недели­ма»? Назовите причины, которые побудили политиков отказать­ся в целом от взгляда на войну, как на эффективное средство ре­шения международных проблем. Какие обстоятельства вынужда­ют мировое сообщество санкционировать время от времени при­менение силы?

3. Охарактеризуйте приоритетные направления внешнеполити­ческой деятельности России.

4. Американский политолог А. Страус предлагает подходить к современному миру как к монополярному (униполярному), рас­сматривая в качестве «монополюса» не США — единственную уцелевшую после окончания холодной войны сверхдержаву, а некое ядро современной системы международных отношений — сообщество развитых демократических стран.

Альтернативный подход рассматривает современный мир как многополярный. Отмечается, что существуют объективные при­чины, толкающие мир к многополярности. Это и конечность природных ресурсов, и ограниченность пригодной для проживания территории при продолжающемся росте численности населения земного шара, и нестыковка многих ключевых экономических ин­тересов отдельных стран и их группировок при единстве или схо­жести других интересов, и существующие в мире глубочайшие культурно-цивилизационные различия и др.

Рассмотрев геополитические концепции монополярности и многополярности, выявите их достоинства и недостатки

5. Величина территории и численность народонаселения госу­дарства во многом определяют место страны в иерархии между­народных отношений, ее политику на мировой арене. Среди го­сударств современного мира выделите три группы стран: а) вели­кие державы; б) государства — региональные лидеры; в) малые государства. Подберите в качестве примера по пять государств для каждой группы. Опишите их геополитические интересы, место и роль в системе международных отношений.

Литература

Основная:

1. Мухаев Р.Т. Политология. – М., 2003. – С. 338-351.

2. Политология / Под ред. М.А. Василика. – М., 2004. – С. 508-565.

3. Политология: Уч. Пособие/ Н.И. Азаров, Г.С. Андрияш, .В. Бакулина Под ред. Б.И. Кретова.-М.: Высшая школа, 2001-С.287-298.

Дополнительная:

1. Буренко В.И. Политология. Учебник.- М.: Кнорус, 2012- 384с.

2. Василенко И.А. Политология.Учебник.-М.: Юрайт, 2013.- 511с.

3. Гаджиев К.С. Базовый курс.Политология.-М.: Юрайт, 2012.- 467с.

4. Зеленков М.Ю. Политология. Учебник.. –М.: Дашков и К.-2012.-340с.

5. Лавриненко В.Н. Политология. Учебник.-М.: Юрайт,2011.-519с.

6. Политология.-/под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А..-М.: Юрайт, 2012.-840с

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10. ТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

Цель практического занятия: раскрыть содержание политического сознания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеологии; дать характеристику основных идеологий современности.

Время- 8 часов (2Л.+ 4СРС+2ИКЗ

Рейтинг занятия-8 баллов

Задание 1. Работа со словарем.

Найдите определения следующих ключевых понятий, которыми необходимо овладеть, чтобы раскрыть содержание данной темы: политическое сознание, политическая идеология, политическая психология, политическая теория, политическая доктрина, политическое настроение, политическое убеждение, политическая идеология, неоконсерватизм, неолиберализм, коммунистическая идеология, социал-реформистская идеология, анархизм, неофашизм, политическая культура, политические установки, политические ориентации, менталитет, политическая субкультура, политическая контркультура.

Задание 2. Ответьте на контрольные вопросы:

1. Каковы структурные элементы политического сознания?

2. Какие типы политического сознания имеют место в молодежной среде?

3. .Как вы считаете, почему ХХ век называют "веком идеологий"? Какие политические идеологии возникли в этом столетии?

4. Кем и когда был введен в научный оборот термин «идеология»?

5. Идеологию принято отличать от идеи. Поясните, в чем принципиальная разница между этими понятиями.

6. Какие функции выполняет политическая идеология?

7. В чем отличие социал-реформистской идеологии от коммунистической?

8. Кто авторы классической типологии политических культур

Задание 3.Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) идеология;

б) консерватизм;

в) политическое сознание;

г) коммунизм;

д) национализм;

е) расизм;

ж) эгалитаризм;

з) социал-демократизм;

и) анархизм;

к) либерализм.

1) разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию;

2) общественно-политическая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества;

3) идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности и справедливости;

4) политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности;

5) социально-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан;

6) идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству;

7) система философских, политических, правовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем;

8) разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида;

9) одна из категорий, обозначающая осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.);

10) разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти.

Задание 4.Заполните 2 таблицы по основным характеристикам идеологических направлений:

Идеологическое направление Время возникновения Сущность учения Отношение к государству Отношение к личности
Либерализм Либеральный реформизм Консерватизм Неоконсерватизм Марксизм Социал-демократическая идеология        
Идеология Ключевые ценности Политические идеалы и взгляды Цели общества Отношение к рынку и частной собственности
либерализм          
неолиберализм          
консерватизм          
неоконсерватизм          
социализм          

Задание 5.Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине?

а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл);

б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви);

в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето);

г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм);

д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз).

Задание 6.Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний:

а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»;

б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;

в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;

г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»;

д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;

е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;

ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;

з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а со шляпой, которую можно безболезненно сменить»;

и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;

к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»;

л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;

м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;

н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;

о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

Задание 7. Проанализируйте отрывок из романа Агаты Кристи «Возвращение «Кохинора».

«О, с тех пор я много путешествовал и увидел мир. В нем чертовски мало равенства. Представьте, я все еще верю в демократию. Но ее надо вдалбливать народу сильной рукой. Люди не хотят быть братьями — возможно, это будет, но сейчас — нет. Моя вера в братство людей умерла в тот день, когда я приехал в Лондон. На прошлой неделе, я наблюдал за пассажирами в лондонском метро. Они полностью отказывались отодвигаться, чтобы освободить место тем, кто входит. Мы все еще не можем обратить людей в ангелов, взываю к их лучшим чувствам, но сильной властью мы можем заставить их вести себя более или менее достойно по отношению друг к другу и сотрудничать. Я еще верю в братство людей, но это произойдет не сегодня. Возможно еще через десять тысяч лет. Не стоит спешить. Эволюция — процесс медленный».

Какой идеологии придерживается герой этого произведения Антони Кейд?

1. Задание 8.Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективнос­тью:

1) «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») — наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет;

2) «Рекомендация» («свидетельство») — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей;

3) «Перенос» — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации.

4) «Простые люди» («свои ребята») — идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.;

5) «Подтасовка карт» — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс;

6) «Блестящая посредственность» («наведение румян») — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается;

7) «Общий вагон» («вместе со всеми») — достижение желаемой реакции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»).

Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия.

Задание 9.Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулировать ряд законов, определяющих функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого» и «правого» крыла, закон генерационной идеологической волны.

По его мнению, во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Моисее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философское обоснование. И наконец, третий элемент — это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие.

Во всех идеологиях Л. Фойер находит одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освободителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и раскрепощения.

Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны. Как явление, в своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», завершается «волна» «поправением» уже повзрослевшего молодого поколения.

Суть же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии — «слева направо» или наобо­рот, т.е. обслуживает разные политические и социальные силы.

На материале идеологий либерализма и консерватизма попытайтесь проиллюстрировать законы функционирования идеологии, сформулированные Л. Фойером.

Задание 10.Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции России: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Литература

Основная

1. Курс политологии / Под ред. А.Г. Грязнова. – М., 2003. – С. 246-266, 407-428.

2. Мухаев Р.Т. Политология. – М., 2003. – С. 258-300.

3. Политология / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М., 2005. – С. 371-390; 415-456.

4. Политология / Под ред. М.А. Василика. – М., 2004. – С. 363-378; 406-446.

5. Политология / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2004. – С. 423-512.

Дополнительная

1. Буренко В.И. Политология. Учебник.- М.: Кнорус, 2012- 384с.

2. Василенко И.А. Политология.Учебник.-М.: Юрайт, 2013.- 511с.

3. Гаджиев К.С. Базовый курс.Политология.-М.: Юрайт, 2012.- 467с.

4. Зеленков М.Ю. Политология. Учебник.. –М.: Дашков и К.-2012.-340с.

5. Лавриненко В.Н. Политология. Учебник.-М.: Юрайт,2011.-519с.

6. Политология.-/под ред. Ачкасова В.А., Гуторова В.А..-М.: Юрайт, 2012.-840с.

Приложение 1.

Тематический план изучения курса «Политология»

.№ раздела (темы)       Наименование раздела (темы) дисциплины Лекции   Практические занятия     СРС   Всего
Модуль 1. ПОЛИТОЛОГИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ, РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
1.1. Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
1.2. Тема 2. Политические учения: история развития, современное состояние, перспективы
МОДУЛЬ 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Тема3.Политическая власть: генезис и концептуальные подходы
2.2. Тема 4. Политические элиты и политическое лидерство
2.3. Тема 5. Политическая система и политический режим
2.4. Тема 6.Государство и гражданское общество: Их происхождение и особенности.
  Тема 7. Политические организации и движения
МОДУЛЬ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
3.1 Тема 8. Политические отношения, процессы и политические конфликты
3.5 Тема 9. Мировая политика и международные отношения
Итого:

Приложение 2.

Наши рекомендации