Образование и основные этапы развития Древнерусского государства в IX-XIIвв., его первые правители.
Русская летопись содержит рассказ о том, как жители города Новгорода в 862 г. призвали скандинавских варягов — норманнов для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв. От старшего, Рюрика, севшего в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. На этих летописных сведениях и основывалась знаменитая норманнская теория, в соответствии с которой государственные начала были привнесены на дикую Русь извне, и государство, таким образом, носило здесь искусственный характер. Все это происходило на Руси на протяжении нескольких веков. Киевская Русь представляла собой раннефеодальное государство. В нём шли процессы перехода от общественного устройства к феодальному, но феодальный строй ещё не сложился. Во главе государства стоял князь. Он возглавлял войско, руководил всей системой управления, был законодателем, верховным судьёй. Князя окружала дружина. Наиболее уважаемы были старшие дружинники - бояре, бывшие воеводами, членами думы. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «гриди». Они были главной военной силой. Наряду с властью князя существовало народное собрание - вече. Оно ведало вопросами войны и мира, финансами и земельными ресурсами. Князь заключал с вечем договор - «ряд», причём вече могло и сместить князя. Тем самым власть князя не была абсолютной. В этом нашёл отражение переход от родового строя к феодальному. За то, что князь с дружиной защищали страну от врагов, население платило им дань, которая шла на содержание дружины. Дань собиралась дружинными отрядами, которые раз в год объезжали территории подвластных племён («полюдье»). Так, в 944г. древлянами был убит князь Игорь. Его вдова Ольга с большим трудом справилась с непокорным племенем и затем упорядочила сбор дани, установив ее точный размер — урок, и места ее сбора — погосты. Однако и после этого киевским князьям не раз приходилось устраивать военные походы в земли радимичей, вятичей и пр., чтобы подтвердить свое господство. Однако постепенно новые отношения получают все большее развитие в самых различных сферах жизни. Так, на Руси появляется феодальная аристократия — боярство. Основным его источником стала избранная часть дружинников — старшая дружина, которая составляла при князе постоянный совет — думу, получала за верную службу вотчины — земельные владения в наследственную собственность. В отдаленных от Киева землях, например в Новгородской, боярство оформлялось из местной племенной знати. Наряду со свободными общинниками на Руси в это время уже появляются различные категории зависимого земледельческого населения. С одной стороны, это рабы — холопы ничего не имевшие и находившиеся в полном владении своего господина. С другой — смерды, рядовичи, закупы — земледельцы, по тем или иным причинам попавшие в частичную зависимость от феодала. Они сохраняли свое хозяйство, но значительную часть времени должны были работать на вотчинных землях. Т.е., в Киевской Руси существовали элементы строя первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального, причем последние, очевидно, преобладали. По мере становления государства Киевская Русь оно становилось все более опасным противником для своих соседей, и прежде всего богатой Византии. В 911г. князь Олег принудил капитулировать ее столицу Константинополь, взял богатую добычу и заключил с византийским императором выгодный торговый договор. В 944 г. неудачный поход на Византию совершил Игорь. Активную внешнюю политику вел его сын Святослав. В 964—965 гг. он разгромил Хазарский каганат; в начале 970-х гг. совершил поход на Дунай, доставив множество хлопот Византии; в 971 г. на обратном пути в Киев был убит новыми кочевыми противниками Руси — печенегами. Важнейшей вехой в становлении Киевского государства явилось принятие христианства Владимиром Святославичем в 988 г. Владимир пошел на этот шаг после того как его попытка создать единую государственную религию на основе славянских языческих верований окончилась полной неудачей.