Понятие государства, его признаки и функции

ОСНОВЫ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Тема 1. Государственное устройство РФ

Основы территориально-государственного устройства РФ

Понятие государства, его признаки и функции

Слова «государство», «публичная власть», «суверенитет» довольно хорошо известны, но мы не задумываемся над тем, в чем заключается сущность этих понятий и каковы их основные признаки.

Нередко понятие «государство» понимается как синоним понятия «страна», то есть обозначает политико-географическое образование (например, Россия – государство, занимающее 1/7 часть суши). Очень часто авторы, используя термин «государство», имеют в виду общество, - например, когда пишут, что Великобритания – промышленно-развитое государство, а страны Тропической Африки – экономически отсталые государства.

Однако государство – это, прежде всего, организация политической власти, существующая в оп­ределенной стране.

Дать определение государства, которое бы отражало все грани этого сложного общественного явления, практически не удавалось никому, хотя такие попытки предпринимались многими выдающимися философами, политиками, юристами, как в древности, так и в наши дни. Например, Аристотель утверждал, что государство – это средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон рассматривал государство как союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости. С точки зрения марксизма государство – это диктатура господствующего класса.

Итак, что же такое государство?

Государство – это особая организация политической власти общества, обладающая рядом признаков, основными из которых выступают следующие:

1. Наличие публичной власти. Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета. Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственно-властными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.

2. Административно-территориальная организация населения страны. Территория государства представляет собой пространство, на котором осуществляется государственная власть. Это не только так называемая «твердая земля» (суша), но и недра, водное и воздушное пространства. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством). Население государства – это люди, проживающие на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Люди, составляющие постоянное население данной территории, как правило, являются подданными или гражданами государства, и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

Распространение государственной власти только на население, проживающее в определенной стране, неизбежно приводит к делению на административно-территориальные единицы (края, области, округа и т.д.). Смысл этого деления заключается в наиболее подходящей организации государственного управления на занимаемой территории. В отличие от общества цивилизованного, в первобытном обществе подчиненность людей власти зависела от их принадлежности к тому или иному роду, племени, семье, то есть основывалась на кровнородственных связях.

3. Государственный суверенитет – (от фр. – верховная власть) – возможность государственной власти независимо от всякой иной власти, самостоятельно и свободно решать все дела внутри страны и за ее пределами.

Государственный суверенитет – основа силы государства, его способности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитет не может быть основой для антиправовых действий, для произвола (например, для того чтобы присвоить себе «право войны», для одностороннего произвольного прекращения существующих правовых отношений, в которых участвует государство). Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, полити­ческого режима. Суверенитет не является синонимом абсолютной самостоятельности или изолированности. На практике государственный суверенитет может быть ограничен реальными отношениями внутри страны и на международной арене.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

- внутреннюю сторону – 1) исключительное, монопольное право на издание законов и право­вых актов,обязательных для всего населения; 2) монопольное право на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории, которые осуществляются благодаря тому, что государство располагает необходимыми для этого органами (армия, полиция, службы бе­зопасности, суд) и средствами (оружие, другие ресурсы); 3) монопольное право на взимание налогов и сборов с населения;

- внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутренние дела государства извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом (например, по решению международного органа при защите прав человека; при введении миротворческих вооруженных сил по решению ООН в соответствии с ее Уставом).

Государственный суверенитет как особенность (свойство) государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.

Народный суверенитет – содержание демократии, основа народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу. Аналогичное значение имеет понятие национального суверенитета – это право наций и народностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, право на свое национальное самоопределение.

Государственный суверенитет может совмещаться с народным и национальным суверенитетом.

Назначение государства, его роль в решении основных вопросов развития общества выражается в функциях государства.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом.

Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

- обеспечение охраны всех ус­тановленных и регулируемых правом общественных отношений: защита существующего устройства, экономической и социально-политической системы; защита прав и свобод граждан, соблюдение режима законности и правопо­рядка, охрана окружающей среды и т.д.;

- регулирование хозяйственной деятельности, состоящее в выработке экономической политики, установлении правовых основ предпринимательской деятельности и ценовой политики, управлении государственными органами и предприятиями и т.д.

- регулированиесоциальных отношений, которое проявляется в оказании социальной помощи нуждающимся, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог жилья и т.д.

Внешние функции государствазаключаются в его деятельности на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции выступают в виде международного сотрудничества и обороны страны от нападения извне.

Осуществление государством его функций тесно связано со сбором налогов с населения. На начальных стадиях развития государства доходы, получаемые в виде налогов, целиком шли на содержание армии, полиции, государственного аппарата. С течением времени в цивилизованных, индустриально развитых странах часть налогов стала использоваться для поддержки образования, медицины, неимущих слоев населения и т.д.

Сбором налогов занимаются специальные государственные органы, деятельность которых основана на налоговом праве, определяющем виды, размер и порядок налогообложения.

Таким образом, функции государства представляют собой цельную, взаимосвязанную деятельность системы государственных органов, которая должна быть направлена на создание условий для гармоничного развития отдельной личности и всего общества в целом.

Наши рекомендации