Аналитические жанры
это широкое полотно фактов, кые трактуются, обобщаются, служат матлом для постановки опред. проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитич. жанрам относятся:
1. Корреспонденция – жанр, предметом кого выступает отдельно взятое, социально значимое событие, изложение кого дается журналистом детализировано. Журналист необязательно должен быть непосредственным свидетелем произошедшего, он может воссоздавать картину по рассказам очевидцев. Существуют инфые и аналитические. Однако даже в инфой допускают присутствие «элтов оценки, предписания, прогноза», т.е. операций, присущих аналитике.
2. Колонка. В газетножурнальную практику она пришла вместе с модой на западные формы подачи аналитики. На полосе колонку легко распознать формально. Тексты колумнистов выходят регулярно, на одном и том же месте, имеют, как правило, постоянный объем.
В жанровом плане может включать элементы эссе (главное жанровое требование к колонке – содержать лишь одну т.зр., характеризоваться своим «голосом» и стилем»); фельетона (критический, ироничный тон колонки). Подчас колонка может являть собой произведение, полностью написанное в какомлибо аналитическом (рецензия, обозрение, комментарий) или художественнопублицистическом (эссе, фельетон) жанрах, что затрудняет жанровый анализ колонки.
Образ автора в колонке мб интересен публике благодаря авторитету.
3. Рецензия: имеет строго заданный предмет исследования (произведение искусства, науки) и направление его анализа (идея произведения, ее актуальность и способы выражения). Как будет воплощено содержание рецензии, целиком зависит от автора. Выделяют такие виды рецензий:
· рецензиястатья (традиционная форма);
· рецензияинтервью (диалог, круглый стол);
· рецензияфельетон (остро критическая);
· рецензияочерк (объемная рецензия с включением очерковых элементов – из истории искусств, из биографии творческих деятелей);
· рецензиязаметка (минирецензия, близкая к аннотации).
4. Статья. Термином «статья» объединены весьма разнообразные газетные тексты, среди которых различают след. типы:
· Общетеоретическая посвящается глобальным всам общого развития.
· Практикоаналитическая предназначена для разбора конкретных ситуаций и процов, кые могут служить положительным или отрицательным примером как для всего социума, так и для отдельных его сегментов.
· Научнопопулярная в доступной форме освещает вопросы и проблемы научной сферы.
· Полемическая статья представляет собой дискуссию, кую автор разворачивает со своим оппонентом, конкретным или обобщенным.
5. Обозрение. В перечне журналистских профессий на ТВ вслед за репортером, комментатором следует обозреватель. Обозрение – один из традиц., устойчивых жанров аналитической публицистики. Особти:
· оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью;
· обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии, вскрывает существующие между ними причинные связи, отыскивает в единичном общее;
· обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие;
· материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками («Сегодня в мире»).
6. Обзор СМИ изучение особтей публикаций, литературной, творч. деятти издания, теле и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме. Виды обзора:
· Обзорпрезентация. Цель проинформировать людей о том, что пишут другие издания или что сообщают другие теле и радиопрограммы.
· Тематический обзор освещения определенной темы.
· Безадресный обзор рассматривается одна или более актуальных тем, обсуждаемых прессой. Характерная черта – отсутствие ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио и телепрограммы.
7. Беседа. Опирается на использование «полилогического» мда получения ии. Беседу отождествляется с интервью. Общие черты: двусоставность текста. Разница: роль журналиста. В интервью ж. может ставить только всы. В беседе он явл. равноправным создателем содержания будущего текста. Беседа м. оказаться незаменимой, когда обсуждаемый предмет не поддается моментальному и однозначному истолкованию, требует спокойного всестороннего своего рассмотрения.