Специфика познавательного отношения чела к миру. Типология познавательной деятельности
Для фил-ии, познание окружающего мира челом является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании чела, его ориентации и деятельности в мире. Функцию ориентации чела выполняет знание. Знание - это высший уровень сведений о мире, получаемых челом с помощью сознания. Без знаний невозможно формирование картины мира. Бэкон: "Знание - есть сила".
Сущность познавательных отношений чела к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел фил-ии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания.
Основы гносеологии были заложены еще в античной фил-ии. Познание рассматривалось, как особый процесс. Демокрит выделил знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к истине может не каждый, а лишь мудрец. Сократ поднимал вопрос о методах достижения истинного знания. Главный из них - диалектика, как искусство ведения спора. Аристотель создал наиболее совершенную по тем временам теорию познания. Истину он рассматривал как знание, соответствующее вещам, а заблуждение - искажение истины. Он выделял субъект и объект познания. В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существование Бога, как высшей причины всех вещей. Разум - ниже веры. Отсюда лозунг - "Знать, чтобы верить в существование Бога". В эпоху Возрождения познание рассматривалось, как бесконечный процесс. В фил-ии Нового времени интерес к проблемам гносеологии возрос. Кант считал, что челом может быть постигнут только мир явлений, а мир сущностей непознаваем. Марксизм убежден в познавательности мира. Познание тесно увязано с практикой, причем, мир можно не только познать, но и преобразовать. В истории фил-ии сформировалось и такое течение, представители которого отрицали познаваемость мира - агностицизм.
Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология, т.е. оценка конкретных общественных явлений с позиций различных социальных групп и слоев общества (частная собственность для одних - благо, для других - зло). На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир чела. Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Познание есть переход от улавливания внешних свойств к изучению внутренних связей: от живого содержания к абстрактному мышлению.
Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов. Восприятие - целостный образ предмета или явления. Представление - сохранение образов предметов в памяти. Эмпирическое познание всегда субъективно, что порождает много суждений и оценок одного и того же явления. Однако именно этот вид познания осуществляет связь чела с внешним миром, при этом, имеет свои пределы.
Вторая ступень познания - рациональное (теоретическое, логическое) познание. Его формы - понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Суждение - связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение - связь между несколькими суждениями. Рациональное познание позволяет челу постигнуть внутреннее в вещах - их структуру, сущность, законы.
Это касается, прежде всего, познания социальных явлений.
Процессу познания присущи некоторые противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями чела в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.
2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.
3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.
Вопрос № 41
Предмет и основные понятия теории познания
Теория познания ориентированана выявление общих характеристик познавательной деятельности. Поэтому предметом теории познания являются всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Конкретизируется он в основных понятиях теории познания и содержании исследуемых ею проблем. Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики познавательных действий чела (их мотивацию, направленность, главные механизмы реализации, качество ожидаемого результата), а также совокупность проблем, исследование кот дает возможность постоянно уточнять и дополнять общее представление о познавательном процессе.
1. Субъект познания- носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. В роли субъекта познания выступают индивид (отдельный чел), социальная группа (коллектив лаборатории, и др., научное сообщество в целом), человеческое общество (совокупность ныне живущих людей, необходимым условием жизнедеятельности которых являются познавательные процессы), а также человечество (совокупность ныне живущих и живших ранее поколений людей, чьи знания используются в настоящее время).
2. Характер направленности творческой активности субъекта познания конкретизируется в понятии "познавательное отношение". Познавательное отношение- это отношение между субъектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний.
3. Объект познания- то, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное. В сфере познавательной деятельности активность чела направлена на выявление происхождения, строения и свойств объекта, состояний в настоящем и будущем, установление характера его отношений с другими объектами, составляющими среду его существования. При этом чел в определенной мере отвлекается от вопросов, связанных с практической полезностью данного объекта и его эстетической ценностью как способностью удовлетворять потребность в прекрасном.
4. Отражение— всеобщее свойство объектов реальности, состоящее в их способности воспроизводить признаки, свойства и отношения взаимодействующих с ними объектов. Отражение определяют также как взаимодействие, в результате которого через изменение свойств и состояний одного из взаимодействующих объектов воспроизводятся особенности другого.
5. Информация- отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы, которое может передаваться через поток сигналов, накапливаться, преобразовываться и храниться.
6. Знание- это проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности.
Вопрос № 42