Т е м а 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ
МОДУЛЬ «ПОЛИТОЛОГИЯ»
Методические указания к семинарским занятиям
для студентов УО «БГСХА» всех специальностей
Горки
БГСХА
УДК 32.001:004.422.8(076.5)
ББК 65.01:22.144я7
О-13
Рекомендовано методической комиссией
по социально-гуманитарным дисциплинам 21.01. 2015 г.
(протокол № 5)
Авторы:
кандидат философских наук, доцент Ф. С. Приходько (тема 7);
кандидат исторических наук, доцент В. А. Сидорова (тема 1, занятие 1; тема 5, занятие 1; тема 6); старшие преподаватели
А. С. Язепов (тема 1, занятие 2; тема 2); О. В. Пацукевич
(тема 3); преподаватели О. Г. Липская (тема 4);
Е. В. Старосоцкая (тема 5, занятие 2)
Под общей редакцией Ф. С. Приходько, В. А. Сидоровой
Рецензенты:
кандидат исторических наук, доцент А. А. Герасимович;
кандидат философских наук, доцент С. И. Бакчеева
Обязательный модуль «Политология»:методические ука-
О-13 зания к семинарским занятиям / Ф. С. Приходько [и др.]. –
Горки : БГСХА, 2015. – 92 с.
Методические указания подготовлены на основе образовательного стандарта и типовой программы учебной дисциплины обязательного модуля «Политология». Включают в себя планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания, вопросы для обсуждения и темы для дискуссий, словарь основных терминов, тесты для самопроверки, структурно-логические схемы по каждой теме. Все материалы направлены на активизацию самостоятельной работы студентов, развитие их мыслительных и творческих способностей.
Для студентов всех специальностей.
УДК 32.001:004.422.8(076.5)
ББК 65.01:22.144я7
© УО «Белорусская государственная
сельскохозяйственная академия», 2015
ВВЕДЕНИЕ
Провозгласив в конце XX в. государственный суверенитет, Беларусь оказалась перед лицом сложных проблем, связанных с выбором и разработкой теоретической модели государственного и общественного устройства и путей ее реализации, с определением основ внутренней и внешней политики. Как назвать свое государство и какой тип государственного устройства избрать? Какие принципы положить в основу взаимоотношений между личностью, обществом и государством? Какие институты государственной власти и управления будут наиболее эффективны, соответствовать менталитету и политической культуре белорусского народа? Какие базисные ценности необходимо положить в основу организации социально-экономической, политико-правовой и духовной жизни белорусского общества? Какие внешнеполитические приоритеты соответствуют геополитическим интересам белорусского народа? Какими, наконец, должны быть государственные символы, которые сущностно отражали бы исторический путь и современные устремления белорусов?
Перечисленные проблемы относятся к предметной области идеологии и политологии. Поиск ответов на них осуществлялся в ходе политических и научных дискуссий. Результатом соответствующих усилий стали разработанная в 1992–1994 гг. и принятая с изменениями и дополнениями в 1996 г. на республиканском референдуме Конституция Республики Беларусь, сформированные при участии народа основные направления внутренней и внешней политики страны, а также одобренная народом символика нашего государства. Совокупность заложенных в них идей, принципов, ценностей и представлений ныне составляет сердцевину государственной идеологии Республики Беларусь. Ее содержание основывается на историческом опыте белорусского народа, фундаментальных ценностях его духовной жизни и лучших образцах социально-политической организации других народов.
В условиях политической модернизации, проходящей в нашей стране, затрагиваются интересы каждого человека. В этой связи формирование политического сознания, политической культуры граждан имеет огромное значение. Процесс политической социализации осуществляют учебные заведения путем обучения, воспитания через учебные программы, методы обучения, подбор педагогов с целью, чтобы выпускник вуза был не только специалистом-профессионалом, но и политически образованным интеллигентом. Именно такому специалисту принадлежит будущее.
Накопленный белорусским народом за прошедшее время опыт самостоятельной государственной жизни убедительно показал жизненную необходимость политической теории, отвечающей конкретным социально-экономическим, политическим и социокультурным условиям Беларуси, а также систематической работы по формированию и обеспечению эффективного функционирования идеологии своего государства. Во всей полноте данный вопрос был поставлен в докладе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г. «Общество, – говорится в докладе, – не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам». Одновременно Глава государства подчеркивает настоятельную необходимость совершенствования идеологической, воспитательной работы с различными категориями населения страны. Это вызвано прежде всего тем, что в обществе стала складываться система ценностей, значительно отличающаяся от той, которая существовала во времена БССР.
Существенно изменились как внутренние, так и внешние условия жизнедеятельности белорусского народа. Все это обусловило пристальный интерес к политической теории, потребовало изменения содержания идеологической работы, новых форм и методов ее проведения. Одной из принятых в этой связи мер стало включение в учебные планы высших учебных заведений обязательного модуля «Политология», включающего в себя курсы «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства». Это влечет за собой необходимость подготовки соответствующих учебно-методических материалов. Данная методическая разработка подготовлена на основе учебной программы «Политология. Типовая учебная программа по обязательному модулю для учреждений высшего образования», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 30.06.2014 г.
В свете вышесказанного Основными целями и задачами обязательного модуля «Политология» являются:
– формирование у выпускника современного интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеалах и научных принципах деятельности;
– формирование социально ориентированных ценностей, культуры рационального политического выбора;
– формирование прочной базы политических знаний на основе изучения достижений мировой и национальной политологической мысли;
– формирование способности к креативному и критическому научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению, обеспечивающему конструктивное участие в профессиональной деятельности.
Задачей изучения обязательного модуля «Политология» является формирование у студента предметных и операциональных компетенций.
Формирование предметных политологических компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:
– основные политологические категории, подходы к анализу политических явлений в современном мире и Республике Беларусь;
– специфику формирования и функционирования политической системы Республики Беларусь;
– сущность, структуру политических процессов в современном мире и Республике Беларусь;
– основные направления государственной политики Республики Беларусь;
– систему современных международных политических отношений, внешнюю политику Республики Беларусь;
– основные категории теории идеологии;
– мировоззренческие основы и особенности идеологии белорусского государства;
– роль идеологии белорусского государства в развитии современного общества;
– взаимодействие идеологии с политическими процессами;
– современные идеологические течения;
уметь:
– анализировать политические процессы в современном мире и Республике Беларусь;
– оценивать перспективы развития современных политических процессов;
– участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;
– применять политологические знания в решении социально-профессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;
– осуществлять личностный выбор политической позиции гражданина, аргументировать его, учитывать традиции политической культуры белорусского общества;
– анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;
– обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства;
– проявлять качества идеологической толерантности;
– использовать идеологическое знание в социально-профессиональной деятельности.
Операциональные политологические компетенции студента предполагают, что он должен уметь:
– анализировать конкретные политические ситуации и процессы в современном мире и Республике Беларусь;
– оценивать перспективы развития современных политических процессов;
– участвовать в формировании политической системы белорусского общества как избиратель, проявлять культуру политического участия;
– применять политологические знания к решению социально-про-фессиональных проблем, учитывать влияние политики на другие сферы общественной жизни;
– анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;
– обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства;
– проявлять качества идеологической толерантности.
Т е м а 1. ТЕОРИЯ ПОЛИТИКИ, ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Занятие 1
1. Объект и предмет, основные категории политической науки. История политической мысли и стадии становления политической науки.
2. Развитие политологии в Республике Беларусь. Структура, функции и методы современной политологии.
3. Основные трактовки сущности политики. Политика как сфера общественного и государственного управления. Виды и уровни политики. Функции политики.
4. Политическая власть: понятие, структура, функции. Ресурсы и механизмы реализации власти. Государственная власть.
5. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства.
Темы рефератов и докладов
1. Политика как средство реализации власти.
2. Политика и мораль. Цели и средства политики.
3. Конфуцианство – влиятельное политическое учение Древнего Китая.
4. Учение Платона и Аристотеля о формах государственного устройства.
5. Учения Ф. Аквинского о государстве.
6. Роль Н. Макиавелли в развитии политической науки.
7. Политические учения Т. Гоббса и Ш. Л. Монтескье.
8. Политические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса.
9. Политическая власть и оппозиция.
10. Легитимность политической власти в современной Республике Беларусь.
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте общечеловеческий аспект в политике. Какова ее связь с классовыми и социальными интересами?
2. Может ли гражданин, живя в обществе, оставаться вне политики?
3. Возможна ли, с вашей точки зрения, взаимозаменяемость политики, морали и права?
4. Какова структура политологии, как она связана с другими общественными науками?
5. Раскройте содержание основных методов политологии.
6. Дайте анализ политических взглядов Аристотеля и Платона.
7. В чем особенности учения об общественном договоре Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо?
8. В чем особенности развития отечественной политической мысли?
9. Какие основные методы и средства использует политическая власть в обществе?
10. Для поддержания правопорядка в обществе власть часто использует принуждение. Как использование насилия властью согласуется с ее легитимностью?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссий
1. Кто, по вашему мнению, прав: те, кто считает, что в политике должна преобладать мораль, или те, кто полагает, что в политике должна господствовать целесообразность? Аргументируйте свой ответ.
2. Н. Макиавелли писал: «О действиях людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого не употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом». С чем вы согласитесь и что оспорите в этой точке зрения? Почему другие сферы общества не обвиняют так часто в безнравственности?
3. К. Леви-Стросс сказал, что варваром является, прежде всего, тот, кто верит в варварство. Что вы понимаете под варварством в политике? Что является основой гуманизма в политике?
4. Л. Н. Толстой утверждал, что власть одного человека над другим губит, прежде всего, властвующего. Согласны ли вы с этим?
5. Отметьте слабые стороны позиции Ж.-Ж. Руссо, утверждающего: «Если кто-либо откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным». Может ли быть чем-то ограничена власть народа?
6. В большинстве стран СНГ в последние годы активно формировалась «вертикаль» президентской власти. В чем достоинства и возможные недостатки такой организации власти?
7. К. Маркс: «Новичок в политике…подобен живописцу, знаю-щему только две краски, белую и черную, или, если угодно, черно-белую и красную». Может быть, политики-профессионалы не должны покидать свои посты во избежание социальных потрясений? К каким выводам приводит мысль Маркса?
8. Какие отношения между властью и оппозицией должны складываться в обществе? Какие обязанности и ответственность должны брать на себя обе стороны?
Глоссарий
Власть – возможность и способность навязывать свою волю другим и управлять их действиями насильственными и ненасильственными средствами.
Источники власти – средства, инструменты, которые используются для воздействия на объекты власти.
Легальность власти – юридическое обоснование, узаконение власти.
Легитимность власти – положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться ей.
Объект политологии – вся политическая действительность или политическая сфера общества.
Политическая власть – институциализированная система политического господства в обществе, способность ее субъектов реализовать свою властную волю, используя полномочия и ресурсы государства.
Политика (от греч. «politike» – государственные, общественные дела) – сфера отношений индивидов, социальных групп и институтов по поводу использования механизмов и ресурсов государственной власти для удовлетворения общественных интересов и потребностей.
Политизация – абсолютизация роли политики как регулятора общественных отношений.
Политическая сфера – сфера функционирования политики как общественного явления.
Политология – комплексная (интегрированная) наука о политике, закономерностях развития политической сферы общества.
Предмет политологии – политическая власть, закономерности ее становления, функционирования и изменения.
Политическая теория – раздел политологии, включающий научный анализ политических идей, ценностей и концепций, механизмов и закономерностей функционирования политики.
Прикладная политология – раздел политологии, изучающий политические явления и процессы на эмпирическом уровне – реальное состояние, конкретные проблемы и противоречия, средства и методы совершенствования политических систем.
Ресурсы власти – средства и методы, с помощью которых реали-зуются интересы и цели субъектов власти.
Разделение властей – основополагающий демократический прин-цип функционирования государственной власти, предполагающий ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип позволяет ветвям власти, сохраняя независимость, конструктивно сотрудничать, предупреждать злоупотребления властными полномочиями и осуществлять взаимный контроль.
Эффективность власти – ее результативность, степень выполне-ния ею своих функций в обществе, реализация ожиданий граждан.
Тесты для самоконтроля
1. Политология как наука включает:
а) теоретические знания о политике;
б) прикладные (имеющие непосредственно-практическое значение) знания;
в) теоретические и прикладные знания.
2. Главная цель политологии как учебной дисциплины:
а) производство и воспроизводство знаний о политике;
б) обоснование методов познания политических явлений;
в) выработка рекомендаций субъектам политики;
г) политическое преобразование и воспитание человека.
3. Политика – это:
а) деятельность по предупреждению и разрешению социальных конфликтов;
б) соперничество социальных групп;
в) средство удовлетворения индивидуальных потребностей;
г) сфера социальных отношений по поводу использования государ-ственной власти.
4. Происхождение политики обусловлено:
а) духовными интересами людей;
б) борьбой социальных групп за монопольную власть в обществе;
в) объективными (прежде всего экономическими) законами обще-ственного развития, необходимостью разрешения противоречий в обществе и стремлением людей к общему благу;
г) естественной заинтересованностью индивидов в личном материальном обогащении.
5. Почему политика является сферой конкурентного (нередко остроконфликтного) взаимодействия членов общества?
а) потому что в политике участвуют люди с различными характерами;
б) потому что субъекты политики стремятся к завоеванию, удержанию и использованию государственной власти для реализации групповых или общественно значимых интересов;
в) потому что граждане не удовлетворены действиями правительства или иных государственных институтов.
6. В политике необходимо руководствоваться не этическими принципами, а целесообразностью. Правитель, руководствующийся одними благими принципами, обречен на гибель. Эти идеи связаны с именем:
а) Спинозы;
б) Гоббса;
в) Локка;
г) Макиавелли.
7. Политическая власть – это:
а) власть отдельных социальных групп;
б) монопольное господство правящей элиты;
в) организованное насилие над обществом;
г) способность субъектов политики реализовывать свою политическую волю, используя механизм власти государства.
8. Что такое легитимность власти:
а) ответственность власти за выполнение своих функций;
б) способность власти удовлетворять интересы людей;
в) право на принуждение;
г) признание власти, готовность ей подчиняться.
9. Легальность власти – это:
а) принятие власти населением;
б) юридическое обоснование власти;
в) использование методов убеждения и внушения;
г) научно-техническое обеспечение политического курса.
10. Теория «разделения властей» связана с именами:
а) Дж. Локка и Ш. Л. Монтескье;
б) Б. Спинозы и Т. Гоббса;
в) Ж.-Ж. Руссо и Вольтера;
г) М. Аврелия и Ф. Аквинского.
Т а б л и ц а 1.1. История политической мысли в лицах и идеях
Выдающиеся мыслители | Основные труды | Основные идеи |
Платон (427–347 до н.э.) | «Государство», «Законы» | Идеализация афинского аристократического государства, основанного на рабском труде. Выделение в обществе социальных слоев: правителей-философов, стражей или воинов, свободных граждан-ремесленников |
Аристотель (384–322 до н.э.) | «Политика» | Много внимания уделял формам государственного устройства, политическим отношениям государства и граждан, воспитанию человека как общественно-политического существа |
Н. Макивелли (1469–1527) | «Государь», «Рассуждения о 1-й декаде Тита Ливия» | Впервые рассматривает политику как самостоятельную дисциплину, отдельно от морали, религии. Природу политических отношений считает безнравственной. Государство – высшее проявление человеческого духа. Сторонник государства на правовой основе. Выдвигает лозунг: «Цели оправдывают средства их достижения» |
Т. Гоббс (1588–1679) | «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642), «Левиафан» (1651) | Уподобляет государство библейскому чудовищу Левиафану, которое подчиняет себе все и вся. Лучшая форма государства – конституционная монархия. Активно использует понятие «гражданское общество». Государство возникло на основе общественного договора в целях всеобщего мира и безопасности |
Т. Мор (1478–1535) | «Утопия» (1516) | Родоначальник утопического социализма. Впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения. Переход к новому строю – строго мирным путем |
Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) | «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762) | Главная причина перехода от естественного равенства к неравенству – частная собственность. Мысль о неправомерности антинародной власти, обоснование права народа на ее ниспровержение. Идеал – республика. Выступает за буржуазную демократию, гражданские свободы, равенство |
И. Кант (1724–1804) | «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) | Принцип самоценности каждой личности, которую нельзя приносить в жертву на благо общества. Через действия противоборствующих сил ко всеобщему правовому гражданскому состоянию и вечному миру между всеми государствами |
П р о д о л ж е н и е т а б л. 1.1
«Критика способности суждения» (1790) | путем развития взаимовыгодных отношений | |
Г. В. Гегель (1770–1831) | «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821), «Лекции по философии истории» (1837) | Противоречия буржуазного общества: поляризация нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате разделения труда и др. История – прогресс духа в сознании свободы через дух отдельных народов. Гражданское общество и государство – самостоятельные институты |
А. Сен-Симон (1760–1825) | «Письма женевс-кого обывателя к современникам» (1802), «Очерк науки о человеке» (1813), «Катехизис промышленников» (1824) | Каждая общественная система – шаг вперед в истории. Движущие силы общественного прогресса – научные знания, мораль, религия. Труд – первая и важнейшая моральная обязанность каждого члена общества. Капиталисты – доверенные лица общества. Главная задача социалистического преобразования – всемирное развитие производства. Отрицание революции |
А. И. Герцен (1812–1870) | «Былое и думы» (1864), «К старому товарищу» (1869) | Попытка обосновать закономерность движения человечества к социализму. Форма движения к новому миру – соединение философии с жизнью, науки с массами. Человек будущего в России – мужик. Критика буржуазного индивидуализма и уравнительных коммунистических утопий |
К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895) | «Немецкая идеология» (1846), «Манифест Коммунистической партии» (1848), «Капитал» (1867) (т. 1) (Маркс) | Разработали формационный подход в развитии человеческой цивилизации, соотношение производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, теорию марксизма, теорию социальной революции, всемирно-исторической миссии пролетариата, роль политической партии в обществе |
В. И. Ленин (1870–1924) | «Развитие капитализма в России» (1899), «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917) | Развил и во многом пересмотрел учение К. Марк-са и Ф. Энгельса о социалистической революции, отмирании государства с уничтожением частной собственности на средства производства. С классовых позиций решил вопрос об отношении пролетариата к государству, о необходимости уничтожения старого, буржуазного государственного аппарата в ходе социалистической революции и создания государства нового и высшего типа, о роли пролетариата в социалистической революции и руководящей роли партии. Разработал теорию новой экономической политики (НЭП) |
О к о н ч а н и е т а б л. 1.1
Ф. Скорина (1490–1555) | Основополож-ник славянского книгопечатания, переводчик Библии | Считал, что человек должен изучать природу и общество. Рассматривает человека в трех измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. Придавал большое значение вопросам правового регулирования общественной жизни. Попытался классифицировать право и показать закон как одну из основ социальной гармонии в жизни общества |
С. Будный (1530–1590) | «Катехизис» | Считал, что все сословия общества должны быть равными перед законом, критиковал необразованность правителей. Выступал против аморализма, пьянства и казнокрадства, требовал принуждать к труду бездельников. Являлся сторонником ограниченной сословной монархии. Впервые в мировой политической мысли разделил войны на справедливые и несправедливые |
Л. Сапега (1557–1633) | 3-й Статут ВКЛ 1588 г. | Подготовил фактически первую в Европе Конституцию. Узаконил сословно-монархический режим власти в ВКЛ, ввел ряд новых демократических норм и правил, религиозную толерантность (веротерпимость) в обществе, белорусский язык, как язык коренной нации, запрещение смертной казни без суда |
К. Калинов-ский (1838–1864) | «Мужицкая правда», «Письма из-под виселицы» | Пропагандировал идеи демократической республики, социальной и национальной свободы белорусского народа, его права на создание своей государственности и развитие национальной культуры |
Н. Гусовский (1470–1533) | Поэма «Песнь о зубре» | Зубр является у поэта символом Родины и свободолюбивого мужественного народа ВКЛ. Провозглашает важнейшие ценности для народа: вера, мудрая власть, общественное согласие, духовная культура, бережное отношение к природе родного края |
Л и т е р а т у р а: [1, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 24, 25, 29, 35].
Занятие 2
1. Политическая власть: понятие, структура, функции. Ресурсы и механизмы реализации власти. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.
2. Государственная власть. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства.
3. Понятие, структура и функции политической системы общества. Классификация политических систем.
4. Политический режим. Сравнительный анализ типов политических режимов. Основные направления развития политической системы Республики Беларусь.
Темы рефератов и докладов
1. Конституция Республики Беларусь о политической системе.
2. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.
3. Основные типы современных политических систем.
4. Политика как особый вид деятельности.
5. Сравнительный анализ политических систем Республики Беларусь, Франции и Германии.
6. Политический режим: понятие и сущность.
7. Современные военно-диктаторские режимы.
8. Концепция прямой и представительной демократии: сравнительный анализ.
9. Субъекты и объекты политической власти.
10. Личность в условиях тоталитарного режима.
11. Либерально-демократический режим в современном мире.
12. Национал-социализм – разновидность тоталитаризма.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое политическая система?
2. Что отличает политическую систему от других систем общества?
3. Назовите основные типы политической системы.
4. Какие функции в обществе выполняет политическая система?
5. Какие особенности характерны для политической системы Республики Беларусь?
6. Используя Конституцию, назовите основные элементы политической системы Республики Беларусь.
7. Что такое политический режим? Как взаимосвязаны понятия «политический режим» и «политическая система»?
8. Какие факторы играют решающую роль в установлении того или иного типа политического режима?
9. Назовите основные признаки тоталитарного режима.
10. Выделите основные черты авторитарного режима. Назовите страны, где существуют авторитарные режимы.
11. Охарактеризуйте демократический политический режим.
12. Чем характеризуются переходные режимы?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссий
1. Д. Истон утверждал, что поступающие в политическую систему импульсы подразделяются на требования и поддержку. Требования можно классифицировать на требования, касающиеся распределения благ и услуг; требования, связанные с регулированием поведения; требования в сфере коммуникации и информации. Раскройте содержание этих требований.
2. Какие особенности в политической системе Республики Беларусь наметились в первой четверти ХХI в.? Как при этом не разрушить стабильных, неконфликтных общественных отношений?
3. В политологии авторитаризм трактуется как режим, главной чертой которого является «содействие и стимулирование социальной и экономической модернизации». Дайте пояснение данного определения.
4. А. Линкольн определил демократию как «правление народа, посредством народа и для народа». Соотнесите это выражение с современной политической практикой. Докажите его актуальность.
5. Платон был противником демократии. Какие он выдвигал аргументы против этой формы правления? Какие у него были субъективные причины для этого?
Глоссарий
Автократия – система управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть.
Авторитаризм – политический режим, отличающийся неограниченной властью одного лица (группы лиц) или государственного органа.
Адаптивность политической системы – гибкое реагирование политической системы на требования общества и ее способность качественно удовлетворять интересы граждан.
Демократия – политическая форма организации общества и госу-
дарства, основанная на принципах народовластия, контроля граждан
над деятельностью государственных институтов, плюрализма интересов, взглядов и ценностей, свободного духовного самоопределения и гражданской ответственности личности.
Демократический режим – совокупность демократических средств и
методов функционирования институтов политической власти, обеспечи-
вающих стабильность и эффективность политической системы общества.
Диктатура – неограниченная власть в государстве одного лица или группы, класса, осуществляемая недемократическими методами. Исторические формы диктатуры – тирания, деспотия, цезаризм, фашизм, национал-социализм, тоталитаризм, авторитаризм.
Охлократия – власть толпы, апеллирующая к популистским настроениям масс и порождающая ситуацию мятежей, погромов, уличных беспорядков.
Плебисцитарная демократия – граждане имеют право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой (референдум, опросы).
Политическая система – совокупность государственных и негосударственных институтов, социальных, политических и правовых норм, посредством которых реализуются в обществе политико-властные отношения.
Политический режим – средства и методы осуществления государственной политической власти, отражающие степень демократичности взаимоотношений государства с личностью и обществом.
Система – целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом.
Представительная демократия – выбор гражданами в органы власти представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.
Плюралистическая демократия исходит из того, что не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики с наличием многообразия политических сил в обществе, где представляется возможность всем гражданам объединяться, открыто выражать свои интересы, находить путем компромисса их равновесие, выражаемое в политических решениях.
Тоталитаризм – политический режим, характеризуемый всеобъемлющим контролем над личностью и обществом, абсолютизацией на-
сильственных средств и методов властвования.
Тесты для самоконтроля
1. Авторами теории политической системы являются:
а) Истон;
б) Парсонс;
в) Алмонд;
г) Вебер.
2. В каком из перечисленных вариантов правильно определена суть целеполагающей функции политической системы общества?
а) обоснование политической программы властвующей элиты;
б) определение целей и задач политического, социального и культурного развития общества;
в) мобилизация людских, материальных и духовных ресурсов общества для достижения поставленных целей;
г) функционирование и развитие общества как единого организма, управляемого политической властью.
3. Каково содержание понятия «политическая система»?
а) форма государственного правления;
б) политический курс государства;
в) форма государственного устройства;
г) совокупность политических институтов, норм, отношений, режи-ма, сознания и культуры.
4. Политический режим – это:
а) средства и методы осуществления политической власти в обществе;
б) способ принятия политических решений;
в) система государственных органов;
г) полномочия политических институтов.
5. Назовите основной критерий, позволяющий определить тип политического режима в конкретной стране:
а) масштабы бюрократизма и коррупции в государственных органах;
б) демократичность взаимоотношений государственной власти с обществом и личностью;
в) количество политических партий и других общественных объединений;
г) степень свободы и независимости СМИ от государственного контроля.
6. Политический режим в каждой стране сочетает два противоположных принципа управления обществом:
а) тоталитаризм и плюрализм;
б) убеждение и принуждение;
в) авторитарность и демократизм;
г) тоталитаризм и демократия.
7. Определите характерную черту демократического политического режима:
а) государство осуществляет всеобъемлющий контроль над обществом;
б) источник государственной власти – народ, власть подотчетна
гражданам и устроена по принципу «разделения властей»;
в) власть концентрирует правящая партия или узкая группа высших должностных лиц государства; преобладают «закрытые» способы фор-мирования системы государственных органов; доминируют админис-тративно-командные методы управления обществом;
г) государство реализует принцип «запрещено все, что не разрешено властью».
8. Определите характерный признак авторитарного политического режима:
а) в государстве разрешено все, что не запрещено законом;
б) источник государственной власти – народ, власть подотчетна гражданам и устроена по принципу «разделения властей»;
в) властные структуры «дозируют» и контролируют деятельность общественных объединений, используя механизм «запретов и ограничений» политической свободы граждан;
г) в обществе свободно действуют добровольные, самоуправляемые «группы интересов», плодотворно сотрудничающие с государственными институтами.
9. Определите характерную черту тоталитарного политического режима:
а) власть концентрирует правящая партия или узкая группа высших должностных лиц государства; преобладают «закрытые» способы формирования системы государственных органов; доминируют административно-командные методы управления обществом;
б) в государстве разрешено все, что не запрещено законом;
в) решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на защиту своих интересов, равные возможности участия в политической жизни для всех граждан;
г) властные структуры «дозируют» и контролируют деятельность
общественных объединений, используя механизм «запретов и ограничений» политической свободы граждан.
10. Какой политический режим обеспечивает условия для плюрализма мнений и позиций, отражающих интересы всех граждан и общественных объединений, включая и оппозиционные?
а) тоталитарный;
б) авторитарный;
в) демократический;
г) переходный.
Л и т е р а т у р а: [1, 2, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 29, 30, 33].