Русская культура XVI — начала XVII века
Книгопечатание. Русское книгопечатание берет начало в 1553 году. В 1564 году дьяк одной из московских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую книгу с выходными данными («Апостол»). В печатной литературе XVI века подчеркивалась идея преемственности власти московских государей с византийскими императорами (пример — «Сказание о князьях Владимирских». М., 1955).
Переписка князя А. М. Курбского с Иваном Грозным. О путях и методах централизации, об отношениях монарха и подданных вели яростный спор талантливые политические противники — Курбский и Иван IV. Всего известно два послания Ивана IV и три — Курбского. Оба (царь и князь) были широко образованными (по-средневековому) людьми: знали и Библию, и историю Рима, Византии и Руси, были знакомы с произведениями античных авторов.
Регламентация русской жизни. «Домострой» попа Сильвестра. Книга содержит наставления церковного характера и советы по воспитанию детей и жены (главой дома является муж), как покупать товары на рынке, хранить меха, ходить в гости. («Домострой» / Сост.: В. В. Колесов. М., 1990).
Архитектура XVI века. При Глинской в Москве были построены стены Китай-города. В конце XVI века «городовых дел мастер» Федор Конь возвел кольцо укреплений «Белого города» (длина около 9,5 км) с 27 башнями. Конь построил Кремль в Смоленске. Во второй трети XVI века каменное зодчество заимствует шатровый стиль из деревянного. Шедевр этого стиля — церковь Вознесения в селе Коломенское (ныне в черте Москвы). В 1554–1561 годах архитекторы Постник, Яковлев и Барма построили на Красной площади собор Покрова, «что на рву», в честь взятия Казани.
Живопись. В XVI веке в живописи продолжалась традиция Андрея Рублева. Особенно выделялись фрески Дионисия. Сохранились его росписи в Ферапонтовом монастыре в Белозёрском крае. Во 2-й половине XVI века появляются портретные изображения, т. н. «парсуны» (персоны), с чертами реального сходства.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите основные черты феодальной экономики в XVI — начала XVII века.
2. Дайте характеристику основных этапов закрепощения крестьян в конце XV – XVI веке.
3. Когда и в связи с чем сложилась дожившая до наших дней поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»?
4. Каков главный итог правления Василия III?
5. Расскажите о системе управления государством, сложившейся в первой трети XVI века?
6. Расскажите о деятельности Избранной Рады и реформах Ивана Грозного.
7. «Земщина» и «опричнина»: в чем суть явлений и какова их судьба?
8. Причины, ход и итоги Ливонской войны.
9. Расскажите о времени правления Бориса Годунова.
10. «Смутное время» в России: причины, содержание, итоги.
11. Династия Романовых. Расскажите о начале ее правления в Российском государстве.
ГЛАВА V
РОССИЯ В XVII ВЕКЕ:
ПЕРВЫЙ ВЕК ПРАВЛЕНИЯ
ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ
Преодоление «великого московского разорения», восстановительный процесс после смуты занял примерно три десятилетия и завершился к середине столетия. Генеральная линия русской истории проходила по пути дальнейшего укрепления крепостнических порядков и сословного строя. В резком усилении крепостного права немалую роль сыграло феодальное государство, все более выступавшее не только как сила, обеспечившая соблюдение интересов феодальных землевладельцев, но и как непосредственный феодальный эксплуататор черносошного крестьянства и городского тяглого населения. Создание системы крепостного права вызвало небывалое обострение классовой борьбы, рост антикрепостнических выступлений и движений во всех формах, начиная с локальных выступлений и кончая крестьянской войной под предводительством Степана Разина. XVII век вошел в русскую историю как век «бунташный».
В XVII веке происходит фактическое слияние областей, земель и княжеств в одно целое, что было вызвано усиливающимся обменом между территориями, постепенно растущим товарным обращением, концентрацией небольших местных рынков в один всероссийский рынок. Участниками и в значительной степени инициаторами этого процесса выступали купцы. Это означало создание новых экономических связей — буржуазных. Россия входила в новый период своей истории.
В середине XVII века руководство государства вступило в конфликт с руководством церкви, которая, в лице патриарха Никона, стала посягать на совместное властвование. Однако самодержавие к этому времени значительно укрепилось, и желание возвысить духовную власть над властью самодержца не могло осуществиться.
Во второй половине XVII века общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с участием Боярской Думы, от сословно-представительной монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ. Однако уже с «Соборного уложения» 1649 года отчетливо прослеживаются меры, отразившие попытки перехода к новым формам организации власти.
В области внешней политики в условиях, когда страна вследствие иностранной интервенции начала XVII века была разорена и ослаблена, на первый план выступали задачи обеспечения безопасности от нашествия врагов и скорейшего восстановления государственного единства русских земель. Борьба за выход на Балтийское побережье, владеть которым было важно для дальнейшего развития экономики страны, отошла на задний план. Требовалось добиться мирных отношений с опасным южным соседом — Крымским ханством, чтобы сосредоточить силы на борьбе за возвращение Смоленска и других западнорусских земель. Таким образом, определились три основных направления внешнеполитической деятельности Российского государства в XVII веке: южное, западное и северо-западное (балтийское). Различны были задачи на каждом из этих направлений, различны оказались и методы достижения целей. XVII век в истории России почти целиком был заполнен войнами с сильными и многочисленными противниками. Ценой огромного напряжения сил, громадных народных страданий, жизней многих тысяч воинов Российское государство прошло через сложные испытания, обеспечило свою независимость и государственную целостность.
Новые явления в социально-экономической и политической жизни общества отразились в материальной и духовной культуре, вступившей на путь обмирщения и постепенного освобождения от господства церкви.