Вопрос 24. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации

Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской федерации. Понятие «система органов исполнительной власти» характеризует организационное построение исполнительной власти в Российской федерации. Она строится в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой сфере между РФ и субъектами федерации. К ведению РФ отнесено установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

До издания Указа президента РФ от 9 марта 2004 года система федеральных органов исполнительной власти в зависимости от их организационно-правовых форм могла быть определена лишь на основе совокупности правовых актов: Конституции РФ, указов Президента РФ от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти СЗ РФ. 1996. №34. Ст. 4081», от 17 мая 2000 г. «О структуре органов исполнительной власти СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168; 2002. № 14. СТ. 1311. » и др. Ее составляли:

- Правительство РФ;

- федеральные министерства;

- государственные комитеты РФ;

- федеральные комиссии России;

- федеральные службы России;

- российские агентства;

- федеральные надзоры;

- иные федеральные органы исполнительной власти.

Такая система федеральных органов исполнительной власти существовала до административной реформы. Первым нормативно-правовым актом, положившим начало ее осуществлению, является Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Данным Указом были установлены новая система и структура федеральных органов исполнительной власти и отменены предшествующие указы Президента РФ по этим вопросам.

Современная система федеральных органов исполнительной власти базируется на основании Указа Президента от 12 мая 2008 года №724 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и включает в себя органы одного и того же федерального уровня. Однако они дифференцированы по своему правовому положению, в основе которого лежат их функционального назначение и непосредственная подведомственность: либо Президенту РФ, либо Правительству, а также федеральным министерствам. С учетом, в основном, функционального назначения установлены их организационно-правовые формы. При этом определены понятия функций, возлагаемых на соответствующие органы. Следовательно, их понятие является сугубо целевым, используемым в контексте упомянутого выше указа.

Особенности правового положения конкретных видов федеральных органов исполнительной власти оказывает непосредственное влияние на их отношения по вертикали. По своему характеру существенно отличаются отношения органов:

- прямо подчиненных Президенту РФ

- находящихся в непосредственном подчинении Правительства РФ

Иной характер отношений между федеральными министерствами и подведомственными им федеральными службами и федеральными агентствами. На эти министерства возложены координация и контроль деятельности подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств.

Новая структура системы органов исполнительной власти РФ, была утверждена 12.05.2008 г. Указом Президента Медведева Д.А. № 724 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с этим документом, организационно-правовыми формами центральных органов исполнительной власти являются:

1. Министерство Российской Федерации (федеральное министерство)

2. Государственный комитет Российской Федерации

3. Федеральная комиссия

4. Федеральная служба

5. Федеральные агентства

Теперь на федеральном уровне нет государственных комитетов, комиссий, надзоров как организационно-правовых форм органов исполнительной власти. Ныне некоторые из них обрели иные формы - государственных служб, агентств. Это тем более оправданно, что раньше во многих случаях наименование органов не отражало действительного характера их компетенции. Изменилось количество федеральных служб - с 28 до 29, число федеральных агентств сократилось с 32 до 26.

Наши рекомендации