Схема. Проект государственного устройства России Н.М. Муравьева

 
  Схема. Проект государственного устройства России Н.М. Муравьева - student2.ru

85 Верховное судилище – высший орган судебной власти в государстве. Судьи были выборными.

86 Народное вече – высший орган законодательной власти. Состоял из двух палат: Верховной думыи Палаты представителей.

Верховная дума – 45 чел. (по 3 от каждой державы и 2 от Московской области и 1 от Донской). Палата избиралась на 6 лет, но каждые два года переизбиралась 1/3 делегатов. Верховная дума занималась законодательной деятельностью, судила министров, верховных судей и прочих сановников в случае их обвинения народными представителями. Совместно с императором Дума должна была заключать мир, назначать судей, военачальников и верховных блюстителей.

Палата народных представителей – 450 чел. (от каждых 50 тыс. жителей мужского пола предполагалось избрать по одному представителю.) Палата избиралась на 2 года гражданами держав.

88 Державное вече – высшая законодательная власть. Россия – федерация из 14 (13) держав и 2-х областей – уездов – волостей. Державное вече должно было состоять из Державной думы (избираемой на 4 года при ежегодном обновлении четверти депутатов) и Палаты выборных (избираемых населением державы на 1 год).

90 Избиратели – крепостное право отменялось, но политические права получали лишь мужчины старше 21 года, не служившие прислугой и имевшие значительный доход (до 500 руб. в год, на должности – до 60 тыс. руб. серебром) или собственность. Через 20 лет предполагалось ввести и образовательный ценз, а само образование – платным.

87 Император – «первый чиновник государства» – пожизненный глава исполнительной власти в стране и верховный главнокомандующий. Имел право назначать министров с согласия Верховной думы. Он получал жалованье (8 млн. рублей в год) и мог за свой счет содержать придворный штат – слуг, которые лишались избирательного права.

89 Державный правитель – представитель исполнительной власти в державе. Он избирался Народным Вече на 3 года. Державы делились на уезды во главе с тысяцким, избираемым населением сроком на 1 год.

Таблица. Основные направления реакционной политики Николая I (1825-55)
Основные направления Комментарии
Цель политики – ответ на восстание декабристов – попытка укрепить бюрократический аппарат, централизовать и военизировать управление.
1. Издание законов, ограничивших проникновение в дворянское сословие. 9 чин – для личного дворянского, 5 чин – для потомственного. В 1827 г. было запрещено принимать крепостных в гимназии и университеты, а в 1828 г. был принят устав уч. завед., деливший их по сословному признаку и нарушавший преемственность. Университетский Устав 1835 г. ограничил автономию университетов.
2. Подчинение всех сфер управления личной власти императора а) расширение функций личной канцелярии царя, придание ей значения высшего органа управления государством. (Схема. Российская империя в первой половине XIX в.)
б) создание многочисленных комитетов и комиссий, находившихся в непосредственном ведении императора и дублировавших органы госвласти.
3. Введение политического сыска и цензуры а) 1826 –создание3 отделения императорской канцелярии – высшей полиции (первый руководитель А.Х. Бенкендорф), занимавшейся перлюстрацией и слежкой за неблагонадежными лицами и периодической печатью. При отделении был создан корпус жандармов, контролировавший всю Россию, поделенную на жандармские округа.
б) 1826 – издание «чугунного устава» о цензуре, запрещавшего печатать произведения с критикой монархии, государства и церкви. Хрест.
Таблица. Попытка смягчения крепостного права Николаем I (1825-55)
Даты Основные направления
а) 1940-е Запрещение продавать крестьян: без земли, без семьи и расплачиваясь ими за свои долги, запрещение продажи земли в населенном имении без крестьян.
б) Издание указа об «обязанных крестьянах» г. (хрест.), по которому помещики могли предоставлять крестьянам личную свободу и землю в пользование при условии несения барщины и оброка, а не в собственность (в этом отличие от указа о «вольных хлебопашцах»). Размер надела и повинностей не оговаривался, но был неизменен.
в) 1837–1841 Реформа государственной деревни министра государственного имущества П.Д. Киселева хрест.: - в-1) предоставление сельским обществам права самоуправления и суда (мелкие преступления и имущественные тяжбы) на местном уровне; - в-2) передача земли общинам, создание фонда общественных земель (всеобщая запашки и сбор урожая на случай голода); - в-3) открытие школ и больниц.
г) Разрешение крестьянам выкупаться при условии продажи имения за долги.
д) 1847-48 Проведение инвентарной реформы в Белоруссии и на Правобережной Украине, согласно которой описывались помещичьи имения и точно фиксировался размер крестьянских наделов и их повинностей, который нельзя было изменять в будущем.

Наши рекомендации